Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Общая характеристика дидактической игры
2.2 Формы и методы дидактической игры
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:
А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:
В настоящее время головоломки считаются образовательной игрой.
Основным признаком загадки является сложное описание, которое необходимо расшифровать (угадать и доказать). Это описание часто оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью головоломок является логическое задание. Методы построения логических задач различны, но все они активируют умственную деятельность ребенка. Дети любят головоломки. Угадай, подумай, сравни, вспомни - дарит радость ребенку. Решение головоломок развивает умение: анализировать, обобщать, формировать умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
5) Игры - беседы (диалоги). Основой игрового разговора является общение учителя с детьми, детей с учителем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер обучения и активности детской игры.
Во время игры учитель часто говорит не от себя, а от персонажа близкого детям, и, таким образом, не только поддерживает общение в игре, но также увеличивает его радость и желание повторить игру.
Образовательная и воспитательная значимость диалога заключается в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к определенным аспектам предмета исследования, отраженным в игре.
Познавательное содержание игры не «на поверхности»: оно должно быть найдено, получено - сделать открытие и, как следствие, чему - то научиться.
Ценность игры – беседы в том, что она требует эмоциональной и мыслительной активизации: действия, единства слова, мысли и воображения детей.
6) Настольно - печатные игры (домино, головоломки, мозаика, парные и разрезные картинки, шахматы, шашки и т. д.) Широко используются в самостоятельных занятиях для детей. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью во время игры, с которым ребенок может активно действовать, привлекая сверстников для совместных действий. Так, например, игра основана на подборе картинок в парах. Ученики объединяют образы не только по внешнему виду, но и по смыслу. Подбор картинок по общему критерию - классификация. Здесь ученики обязаны обобщать, устанавливать связь между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?» компиляция разрезных картинок направлена на развитие у детей способности составлять целый объект из отдельных частей, что способствует логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке, который показывает действия, движения, направлен на развитие речи, воображения и творчества у самых маленьких учеников. Чтобы игроки могли угадать, что изображено на картинке, ученик прибегает к имитационным движениям (например, животному, птице и т. д.).
7) Словесные игры - игры, которые развивают скорость реакции, внимание, сообразительность, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр, таких как: «Игры в слова», «Контакт», «Краски», «Молчок», «Черное и белое», «Я знаю пять ...» - это придумывание слов, представляющих объекты в группе (например, животные, мебель, овощи и т. д.), придумывая слова, начинающиеся с одной буквы, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Нужно называть по очереди, и игра превращается в соревнование. Словесные игры построены на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся, опираясь на существующие представления об объектах, углублять знания о них, поскольку в этих играх требуется использовать полученные ранее знания о новых связях в новых обстоятельствах.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:
- В первую группу входят игры, с помощью которых они формируют умение выделить основные черты предметов, явлений: «Магазин», «Отгадай - ка» и т. д.
- Вторая группа состоит из игр, используемых для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные выводы: «Кто больше заметит небылиц», «Похож - не похож» и другие.
- Игры, с помощью которых развивается способность обобщать и классифицировать объекты по различным признакам, объединяются в третью группу: «Кому что нужно?», «Назыви три объекта», «Назови одним словом».
- В четвертой специальной группе выделяются игры для развития внимания, быстрого мышления и сообразительности: «Краски», «Летает, не летает» и другие.
8) Объект: сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся играют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Круглый стол», «Пресс- конференция» и т. д. Учащиеся могут играть роли специалистов в области сельского хозяйства, археологов, историков, филологов и других, роли, которые ставят учеников в положение исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе этой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, требований и творческих устремлений учащихся.
В игре ребенок учится контролировать себя: происходят качественные изменения в психике детей, при формировании основных психических процессов и личностных качеств. Результатом игры является более глубокое понимание жизни и работы людей, знакомство с их профессиями.
9) Предметные игры - это игры с популярной дидактической игрушкой, мозаикой, натуральным материалом. Основные действия игры с ними: выложить, собрать целое, нанизывание и т. д. В предметных играх используются игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что они помогают детям познакомиться со свойствами предметов и их признаками: размером, качеством, формой, цветом. В играх решаются задачи классификации, сравнения и последовательности для решения задач.
В игре также используются элементы, в которых разница менее заметна. В играх с предметами учащиеся выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и местоположения предметов, поиска пропавшего предмета. Играя, они приобретают способность собирать целое из частей, упорядочивать узоры из разных форм. В образовательных играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны.
10) Игры - упражнения - игровые мероприятия могут быть организованы в коллективной и групповой формах и индивидуально. Он используется для закрепления материала, проверки знаний учащихся, во внеурочной деятельности.
11) Игры - соревнования:
• вопросы викторины;
• имитации телевизионных конкурсов;
• соревнования и т. д.
Эти игры можно играть в классе, а также во время внеклассных мероприятий. Их цель: увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, потому что интерес является катализатором всей образовательной деятельности.
Игры - соревнования - это всегда праздники, когда все учащиеся активны, у каждого есть возможность проявить себя в атмосфере успеха, и класс становится творческой командой. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как междисциплинарные связи, опорные сигналы, проблемное обучение, поисковая деятельность и т. д. Снимается напряжение, возрождается мышление и оживляется интерес к предмету в целом. Уроки - соревнования проходят в хорошем темпе и позволяют проверить теоретические и практические знания большинства учащихся по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы преподавателем или могут быть аналогом популярных телевизионных соревнований.
12) Познавательные игры - это игры, в которых происходят:
• развитие творческих способностей детей;
• развитие любопытства и познавательного интереса;
• развитие художественного и эстетического вкуса;
• развитие навыков практического использования полученных знаний;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие навыков в исследовательской и проектной деятельности.
Правила игры хороши тем, что в них четко прописаны требования к поведению детей. Ребенок вынужден соблюдать эти требования (то есть не нарушать правила).
Популярная настольная игра в лото является примером игры с правилами и в то же время соревновательной игрой.
Здесь ребенок должен быть осторожным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры:
• быть сдержанным и не выражать свои эмоции жестоко, если есть сообщаемое число;
• набраться терпения и не говорить другим игрокам, какие номера они имеют или пропустили;
• быть сдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.
13) В коллективно - дидактических играх элементы сотрудничества и ориентации на партнера являются не второстепенной, а необходимой частью игрового процесса.
Постепенно дети методом проб и ошибок, приходят к пониманию, что «нам нужно поделиться с тобой деталями, и тогда мы добьемся успеха».
Долгое участие ребенка в этой роли способствует его решимости, а необходимость настраивать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных черт, стать более сосредоточенным и внимательным.
14) В настоящее время направление компьютерных игр развивается особенно быстро.
Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они четко демонстрируют ролевые методы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разных жизненных условиях. Такие игры помогают избежать клише и норм при оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.
Все компьютерные программы для детей имеют моральную направленность и должны содержать элементы новизны, но они ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия практически во всех сферах современного образования. Развивающие игровые программы, основанные на серии мотивации к интересу, изучению новых вещей, становятся все более популярными.
Компьютерные обучающие игры становятся средством для установления основ компьютерной грамотности у детей, знакомства с языками программирования. Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия для обучения в самых разнообразных предметных областях.
Игры дают детям очень важный навык в командной работе. Во всех дидактических играх единственная задача - найти средства сотрудничества, взаимодействия для достижения общей цели, действующей в рамках установленных норм и правил.
Вывод по 2 главе:
К игре приписывают различные функции, как образовательные, так и воспитательные. Поэтому необходимо более точно определять влияние игры на развитие ребенка.
В педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами, настольные игры и словесные игры.
Различают общую и частную дидактику.
Вы можете представить себе следующие виды обучающих игр:
• игры - путешествия;
• игры - поручения;
• игры - предположения;
• игры - загадки;
• игры - беседы;
•настольно - печатные;
• словесные;
• сюжетно – ролевые;
- предметные;
• игры - упражнения;
• игры - соревнования;
• познавательные;
• коллективные игры;
• компьютерные дидактические игры.
Типы игр для детей разнообразны, но, несмотря на различия, у всех типов дидактических игр много общего. Их образовательный потенциал всегда зависит, в первую очередь, от содержания познавательной и моральной информации, содержащейся в теме игры; во - вторых, каким героям подражают дети; в - третьих, сам процесс игры обеспечивает ее реализацию как деятельность, которая требует достижения цели, самостоятельной защиты средств, координации действий с партнерами и, конечно же, установления дружеских отношений.
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
3.1 Дидактическая игра
Дидактические игры - это особая версия педагогического общения, в ходе которой цели обучения достигаются путем решения игровых задач. Управляя игровым процессом, учитель одновременно управляет учебно -познавательной деятельностью и сочетает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с энтузиазмом конкурентов.
В обучении детей дидактические игры все чаще становятся формами передачи определенных знаний и навыков.
Не менее важным является использование дидактических игр с целью привлечения внимания и интереса детей к изучению естественнонаучных дисциплин.
Имитация деловых игр также может иметь дидактическую основу, во время которой учащиеся во время соревнований выбирают тот или иной оптимальный способ решения проблемы. При изучении точных наук такого рода игры могут быть практически связаны с решением любых задач, связанных с измерениями.
В большинстве случаев учитель имеет дело с ситуацией, в которой тренинг направлен на приобретение определенных навыков и умений, чтобы действовать в четко определенной роли, например, в роли менеджера по продажам, организатора производства, офис - менеджера и т.д.