Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель показывает детям птиц, а дети должны вспомнить и определить где та, или иная птица зимует.

2) "Чей это домик" или "Кто чей?"

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять чей это детеныш.

Взрослый показывает картинку с разными зверьми и их детенышами находящиеся в беспорядке, а дети должны разложить все по местам.

3) «Узнай птицу по описанию»

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Учитель описывает внешние признаки птицы, а ребенок называет ее.

4) «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие, развивать связную речь.

Воспитатель выставляет силуэты птиц и животных (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.) Дети должны сказать, чего не хватает .

5) «Сравни»

Цель: обобщить знания детей о птицах и животных, их повадках, образе жизни.

У воробья туловище мелкое, а у цапли…. У воробья голова маленькая, а у цапли… У воробья клюв короткий, а у цапли…. У воробья крылья узкие, а у цапли… и т. д.

6) «Что лишнее?»

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование: карточки с набором из 4 - х слов (картинок), три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры: Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После

предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить

эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты

думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку

предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После

этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в

том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная).

  1. «Четвёртый лишний»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни «мохнатых и пернатых» друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;


5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Вывод по 3 главе:

В кол­лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса.

Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста­новлению его целеустремленности, а необ­ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба­виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Представленные примеры дидактических игр в красочной форме показывают неординарность и интересность современного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра развивает у детей способность выделять существенное, характерное для окружающей среды, помогая ребенку углублять и расширять реализацию явлений реальности.

Игра способствует развитию творческого воображения, необходимого для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: способность подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами всей команды. Наконец, в игре ребенок осваивает моральные нормы и правила поведения, которые играют решающую роль в формировании его личности.

Игры являются важным средством умственного развития в обучении. Воспроизведение различных жизненных событий, сказочных эпизодов, ребенок размышляет о том, что он видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, благодаря игре интерес детей к различным профессиям укрепляется и углубляется, а также поощряется уважение к работе.

Правильное управление играми имеет решающее значение для развития психики ребенка и формирования его личности.

В заключение хотелось бы сказать, что использование игр как средства обучения абсолютно необходимо для стимулирования интереса учащихся к учебному процессу и, следовательно, для роста количественных и качественных показателей подготовки учащихся, их успеваемость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с.
  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1987 – 144 с.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М., 1992. – 150 с.
  4. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач. школа.-2001.-№4.-С.11-20
  5. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С. 61-64.
  7. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с.
  8. Занько С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – Ч. 1. – 125 с.
  9. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 1984. – 266 с.
  10. Компьютерные игры на уроке. Начальная школа, 1999 – с. 42
  11. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высш. школа,2004.- С.262-267
  12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.
  14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 1981.
  15. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
  16. Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

Приложение А

Рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов обучающихся.

В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжкий труд, предполагающий принуждение.

Термин "дидактическая игра", под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Постепенно дидактические игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960 - е годы - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Соловейчиком.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмаков, А. П. Усова и другие.

В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики обучающихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Как отмечает А.А. Вербицкий, педагогические игры классифицируются:

по целям применения:

- обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие);

- воспитывающие;

- развивающие (коммуникативные, социальные и др.);

- контролирующие;

по особенностям методики и технологии их организации:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- эвристические;

- имитационные;

- деловые;

по уровню проблемности:

- тренинговые,

- репродуктивные,

- творческие;

по коммуникативному взаимодействию:

- индивидуальные,

- парные,

- групповые,

- коллективные;

по применению технических средств:

-тренажерные,

- компьютерные и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. Умело построенное обучение воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет положительная оценка, одобрение учителем и одноклассниками. Доминирование эмоциональной сферы над рациональной, высокий познавательный интерес и активность, творческий импульс – это особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому, главная задача – учесть эти особенности с пользой для ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках.

Однообразные виды деятельности на уроке - многократные повторения за учителем неинтересны детям, они теряют интерес к предмету.


Виды уроков с использованием игровых технологий

2 вида уроков с игровыми технологиями:

- урок с дидактической игрой;

- урок - ролевая игра.

Урок с дидактической игрой

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся. Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий обучающихся.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие

1. Игры должны соответствовать определенным учебно -воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.