Файл: Структура нормы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества и государства в целом действуют различные системы, регулирующие разного рода отношения. Одни из этих систем выступают как нормативно- правовые нормы, а другие - как ненормативные, являющиеся определенными ценностями, традициями и директивами.

В любом обществе существует необходимость упорядочивания существующих в нем отношений, а так же регулирования поведения людей с помощью определенных образцов и моделей. Из них складываются определенные нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Только при таком положении общество сможет прогрессивно развиваться.

Развитие системы социальных норм соответствует достигнутой ступени экономического, социально- политического, и духовного развития общества. В данных системах заключается определенный стандарт поведения, установленный как в процессе исторического развития общества, так и при активном участии государства.

Актуальность выбранной темы: « Нормы права и их эффективность» заключается в том, что как показывает правоприменительная практика с каждым годом отношения, в каждой отрасли общественной жизни усложняются и тем самым требуют повышения качества правовых норм и уровня их конкретизации, а так же эффективности. Эффективность норм права определятся, прежде всего, научно- обоснованной системой специализации каждой отрасли права, квалифицированным соотношением в них общих, специализированных и специальных норм.

В процессе написания курсовой работы было изучено много литературных источников, однако наиболее полно и всесторонне раскрывают выбранную тему следующие авторы: Жинкин С.А., Тихомиров Ю.А.,Глазырин В.А.

Объект исследования – образуют общественные отношения, связанные с реализацией норм права.

Предмет исследования –нормы права и их эффективность.

Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «нормы права» как социального явления, исходного элемента, первичной «клеточки» права и существующей классификации норм права, а так же определение их эффективности.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение нормам права и выявить их признаки
  • раскрыть виды и классификацию правовых норм
  • рассмотреть структуру норм права
  • проанализировать эффективность норм права, классификацию целей и уровни их эффективности

Практическая значимость. Результаты курсовой работы позволяют оценить современное состояние норм права в России.


1.ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ ПРАВА

1.1 Понятие и признаки нормы права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободыграждан, организаций и выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права[1]. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Признаком правовой нормы является:

Во-первых, ее формальнаяопределенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права изсловесной оболочки того или иного источника права, но и определитьструктуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести нормуправа с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальнаяопределенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму
выражения: форму закона, нормативного договора и т. д. Формальная
определенность нормы права является одним из факторов культурногоразвития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер.
Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в форме
государственного предписания, которое носит безусловный (императивный)
характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано,
неважно, касается ли оно создания того или иного способа
жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же
направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранееустановленные негативные последствия.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий
характер. С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений
определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих
интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном
праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах.. Правовая норма ограничиваетсвободу поведения субъектов права в рамках установленного правилаповедения. Эта обязывающая сторона юридической нормы является такой жесущественной, как и предоставляемая свобода действий, так как каждомусубъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность.Свобода действий субъекта правоотношений не означает вседозволенности,несмотря на то, что она ничем не ограничена.жизнь.
В-четвертых, системность – еще один признак нормы права. Этот признак
характеризует свойство нормы права быть в определенной связи с другими
нормами, с правовым институтом, отраслью права. Юридическая норма
всегда представляет собой часть единого целого – системы права. Только в 
рамках системы правовая норма может функционировать и решать стоящие
перед ней задачи по регулированию и охране общественных отношений.
Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с 
другими юридическими нормами и иными правовыми явлениями.
Системность характеризует иерархию правовых норм, их первичность и 
вторичностьакты.


Следовательно, юридическая норма – это формально определенное
общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное)
государством.

1.2 Виды и классификация правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны.

Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

  1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.
  2. Нормы, исходящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).
  3. Нормы исходящие от гражданского общества принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.
  4. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
  5. Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
  6. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.
  7. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

  1. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.
  2. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".
  3. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.н.).
  4. Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, пункт 5 статьи 3 Гражданского Кодекса РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон"[2].
  5. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
  6. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.
  7. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные.
  8.  Материальные являются правилами поведения субъектов
  9. Процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
  10. По форме выражения предписаний можно разграничить нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
  11. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы.
  12. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
  13. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило, если это не предусмотрено в договоре. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
  14. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить па позитивные, поощрительные инаказательные.

  1. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
  2. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
  3. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
  4. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
  5. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные)
  6.  По кругу лиц(распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

1.3 Структура нормы права

В общем понимании слова структура - это внутреннее устройство, состав, пространственная конструкция чего-либо.

Структура нормы права - это же упорядоченность элементов, из которых она состоит, и отображение того, как они взаимодействуют между собой. Части нормы права даже могут превращаться друг в друга, соединяться и выступать единым фронтом. Если рассматривать классическую модель строения, то элементами структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. В этом строении части связаны между собой не в иерархическом порядке, а на синтетическом уровне, то есть все они равны между собой, и при потере хотя бы одной из них вся норма права разрушается. Но не все нормы права имеют данное строение. Например, предписания Конституции зачастую обладают только диспозицией и гипотезой (регулятивные нормы), а иногда состоят только из одного из этих элементов (нормы-принципы). Структура нормы уголовного права может быть двухзвенной, включать в себя только диспозицию и санкцию. Это характерно для правоохранительных законов. Как видно, структура и виды норм права тесно связаны между собой. Одни предписания включают в себя все три составные части, другие - только несколько.

В целом структура норм выполняет несколько функций:

  1. отображает волю государственного органа в виде его властного вердикта, принятого закона;
  2. устанавливает степень ответственности за невыполнение или несоблюдение общепринятых правил;
  3. является критерием оценки человеческого поведения, с ее помощью решаются споры правового характера.