Файл: Теория и практика разделения властей (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Исторические предпосылки и этапы становления теории разделения властей
1.2 Понятие и сущность принципа разделения властей
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ
2.1 Принцип разделения властей на федеральном и региональном уровнях
2.2 Принцип разделения властей на местном уровне
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции РФ относится провозглашение в ней одного из главных элементов основ конституционного строя - принципа разделения властей. Фиксация этого основополагающего принципа в первой главе российской Конституции РФ актуализировала вопрос о взаимозависимости разделения властей с некоторыми другими конституционно-правовыми принципами. Наиболее характерна взаимная связь принципа разделения властей с конституционными принципами правового государства, демократизма, верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, федерализма и политического многообразия. Нарушение или деформация одного из перечисленных принципов неотвратимо сказывается на специфике реализации разделения властей как в РФ, так и в отдельных ее субъектах, а также на местном уровне.
Отечественная конституционно-правовая доктрина, сформированная в условиях федеративной государственности, предполагает дифференциацию политической власти на самостоятельные ветви не только в центре, но и в отдельных регионах. Конституционная практика современной России свидетельствует о том, что система федеральных органов государственной власти, не являясь совершенной, сложилась и функционирует на основе системообразующего принципа разделения властей. Вместе с тем отдельные органы государственной власти регионов и органов местного самоуправления еще не сформировались окончательно, пребывают в перманентной стадии становления, а указанный принцип на местах нередко деформируется и формализуется.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов теории разделения властей.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки становления и развития теории разделения властей;
- рассмотреть понятие и сущность принципа разделения властей;
- охарактеризовать реализацию принципа разделения властей в РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей.
Предметом исследования являлись нормы Конституции РФ и зарубежных стран, федеральные законы, постановления конституционного суда, а так же работы многих ученых, посвященные данному вопросу.
Степень разработанности поставленной темы носит разноплановый характер. С одной стороны - теория разделения властей имеет более чем двухвековую историю, а с другой стороны – с учетом эволюции взглядов на проблему единства и разделения государственной власти - представляет собой непрерывный процесс, поэтому возникает необходимость исследования данной проблемы с учетом новых приоритетных задач, стоящих перед современным демократическим государством.
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, и решения названных выше задач использовались современные методы исследования явлений и процессов правовой действительности. В процессе работы использовались как общенаучные (диалектический, системный), так и частные (исторический, формально- юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Исторические предпосылки и этапы становления теории разделения властей
Разделение властей в правовой науке рассматривается в нескольких смыслах, в том числе, как концепция, теория, принцип правового государства, практика государственного строительства и управления. В самом общем виде разделение властей представляет собой механизм осуществления государственного управления на основе трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной власти [4, с. 16].
Каждая ветвь власти является независимой и самостоятельной в пределах полномочий органов власти, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Надо отметить, что разделение властей является одним из старейших политических принципов, который возник сначала в качестве политико - правовой мысли в глубокой древности и развивается до настоящего времени.
Эволюцию теории разделения властей можно условно разделить на четыре этапа [9, с. 145]:
- теория разделения властей в античной правовой мысли;
- теория разделения властей в средневековый период;
- теория разделения властей в период буржуазных революций;
- теория разделения властей на современном этапе развития государства и права.
Основу современной теории разделения властей были по сути заложены еще в период античности. Мыслители того периода уже предпринимали определенные попытки выявить связи и взаимодействие между правом и государственной властью с целью формирования гармоничного функционирования общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та форма политического управления, при которой закон становится общеобязательным не только для граждан, но и для самого общества и государства. Так, например, Платон в процессе исследования государственно - правовых отношений выделяет функции государства по их форме. В основе классификации этих функций Платоном был выделен принцип разграничения власти одного, отдельной группы или большинства [4, с. 17].
Также Аристотель в своем труде «Политика» указал, что «там, где отсутствует власть закона, нет форме и государственного строя. Во всяком государственном устройстве этих основных частей три, первая - законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая - должности, третья - судебные органы». Исходя из этого положения, Аристотель выделяет три правильные и три неправильные формы государства. Он считает, что самая правильная форма государства - полития, сочетающая в себе самое лучшее от монархии и демократии, учитывающая интересы как народа, так и аристократии. Анализирую положения Аристотеля, можно сделать вывод, что он хотел ограничить власть монарха и уберечь от произвола его подданных [11, с. 79].
Платон, Аристотель, Полибий и другие философы античности не вкладывали смысл в теорию разделения властей, который характерен для данной политико - правовой категории в настоящее время, имея в виду принцип равного участия всех заинтересованных сторон у управлении государством. Тем не менее, надо отметить совершенно справедливо, что уже в этот период развития науки было положено начало теории разделения властей.
В эпоху развития средневековой мысли в Европе сложилась совсем другая, по сравнению с античной, ситуация, которая характеризовалась зарождающейся борьбой третьего сословия и других социальных слоев за политическую свободу. Для достижения целей такой борьбы было необходимо ограничить власть монарха в текущий политический момент, а в будущем не допустит концентрации власти в одних руках [17, с. 39].
Теоретическая база формирования и развития теории разделения властей содержала идею ограничения власти монарха в текущий политический момент, а в перспективе не допущения концентрации власти в одних руках. Таким образом, предпосылки возникновения системы разделения властей возникли на основе объективного хода истории, а рычагом к ее оформлению послужила буржуазная революция в Англии (1640 - 1648 гг.), а позже во Франции (1789 - 1794 гг.).
Современная наука связывает возникновение теории разделения властей с двумя выдающимися мыслителями Нового времени - Д. Локка и Ш.Л. Монтескье. Впервые теорию разделения властей стал разрабатывать Д.Локк, являющийся сторонником естественного права и общественного договора. Изучаемая теория была изложена им в работе «О гражданском правлении». Именно с позиции естественного права и гражданского договора он формулирует свое понимание разделения властей [17, с. 41].
Так, Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов, представляющую собой разделение государственной власти на законодательную и исполнительную с передачей каждой особому кругу лиц. В его теории отсутствует судебная власть, а третьей властью, по его мнению, является федеративная власть, сущность которой заключается в осуществлении внешней политики. Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Л. Монтескье, который в своем труде «О духе законов» под разделением властей понимал такое положение вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдерживать друг друга и действовать согласованно. Он выделил в системе власти законодательную, исполнительную и судебную.
Ш.Л. Монтескье значительно доработал теорию разделения властей, в том числе:
- определил разделение властей не только как их фактические отделение одной от другой, но и их взаимное содержание;
- предложил структуру двухпалатного парламента, верхняя палата которого должна была играть роль сдерживающего фактора в отношении поспешных и необоснованных решений нижней палаты.
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах А. Гамильтона, Д. Джея, Д. Мэдисона. В своих трудах авторы подчеркивали, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются обособленными и отличными друг от друга. Также была попытка решить проблему взаимодействия между ветвями власти путем создания и обоснования системы сдержек и противовесов.
Надо отметить, что, несмотря на довольно широкую известность и нормативную закрепленность в конституциях многих государств мира, теория разделения властей имела и своих противников, в том числе Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Т. Еллинек, К. Маркс и др.
В России теория разделения властей рассматривалась в качестве одного из принципов либерализма, впервые более четко была выражена М. М. Сперанским (1172 - 1839 гг.) в «Проектах и записках», который законность форм осуществления власти связывал с необходимостью разделения властей. Он отмечал, что «три власти управляют государством, подобно тому, как человек своим организмом, обращаясь к воле, закону и исполнению» [20, с 15].
Позже серьезный вклад в развитие теории разделения властей внес Н.М. Коркунов в своей работе «Указ и закон».
Советская концепция государственной власти базировалась на взглядах К. Маркса, Ф. Энгельса, а позже В.И. Ленина, которые отрицали идею разделения властей и считали, что государственная власть является единым целым, «работающей корпорацией, в одно и то же время принимающей и исполняющей законы».
Что касается трудов восточных мыслителей, то в первую очередь в них высказывалась идея единоначалия и управления на основе исламских догм. В то же время, рассматривалась идея создания органов, которые выступали бы в качестве сдерживания и противовеса абсолютной власти монарха. Кроме того, также указывалось на необходимость создания судебной власти, власти визиря. Больше внимание уделялось изучению личностных качеств правителя, визиря и чиновников. В качестве примера можно привести систему правления в государстве Саманидов, в котором функции управления делились между двумя важнейшими структурами: даргахом и диваном.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Зачатки теории разделения властей появились еще в античной политико - правовой мысли. Дальнейшее развитие теории тесно связано с именами Д. Локка и Ш.Л. Монтескье. Классическая модель разделения властей была разработана и применена на практике в США. Она была дополнена, в том числе, положениями о равноправии, независимости и самостоятельности всех ветвей власти. В концепции США о разделении властей более высокая роль принадлежит судебной власти [21, с. 36].
Вопросам осуществления разделения властей были посвящены не только труды западных мыслителей, но и восточных, которые в основном выступали единоначалие и управление на основе исламских догм. Тем не менее, в восточной доктрине выдвигались идеи создания органов, создаваемых в противовес абсолютной власти монарха.
В России теория разделения властей стала исследоваться гораздо позже европейских государств, однако в советское время практические не реализовалась на практике в силу отрицания ее К. Марксом и Ф. Энгельсом, а позже и В.И. Лениным в силу буржуазного характера.