Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
После того как рассмотрено, что такое норма права, понятие и структура ее в общих чертах, необходимо подробно разобраться в ее строении. Классический вариант структуры нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) и двухзвенной (предложение и распоряжение). Сторонники первой теории являются приверженцами того, что правило поведения неразрывно с гранью его применения, а та, в свою очередь, - со средством защиты от нарушения этого предписания. Данную модель можно характеризовать как систему " если..., то..., иначе". Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права - это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько норм права. Таким образом, выше было изложено, какова структура нормы права в традиционном ее понимании. Рассмотрим все звенья строения по отдельности.
- Гипотеза-это указание на ситуацию, условия, при возникновении которых возникает диспозиция (второе звено структуры). Она включает в себя прямое указание на факты юридического характера, влияющие на развитие или прекращение правоотношений. Например, если владелец имущества умирает, то его родственники получают наследство, или в случае сдачи в аренду жилья арендодатель приобретает плату согласно договору. В первом случае гипотезой является смерть человека, а во втором - сдача квартиры в аренду. В гипотезе также присутствует обозначение лиц, на которых направлено данное предписание, а также может устанавливаться время, место и другие особенности события.
Виды гипотез:
1. Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез- абстрактную, конкретную:
А) абстрактная гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным
Б) конкретная гипотеза- по частным признакам. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.
2. В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым.
А) простая гипотеза устанавливает одно условие,
Б) сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.
3.Исходя из степени определенности, могут быть выделены такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная.
А)Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти.
Б)Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий,
В)В абсолютно определенной, четко и без других вариантов прописана норма.
4. Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние.
А) двухсторонние называют только правомерные или запрещенные обстоятельства.
Б) односторонние включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной норме права, в зависимости от данных обстоятельств.
- Диспозиция- это второе звено, из которого состоит структура нормы права. Это возможные и (или) обязательные для исполнения правила поведения, которые должны быть выполнены при возникновении тех или иных условий (гипотезы). В этой части нормы права закрепляются права и обязанности участников отношений. А также разного рода запреты, поощрения или рекомендации, благодаря которым формируется поведение сторон. В правоохранительных нормах диспозиция представляет собой описание действий, которые запрещены и посягают на охраняемые общественные отношения.
Виды диспозиций:
- В зависимости от сложности, можно выделить такие элементы структуры нормы права, как простая диспозиция и составная (сложная). А) простая диспозиция указывает единственное действие, которое необходимо выполнить при той или иной гипотезе,
Б) составная (сложная )- указывает несколько сразу действий, которые необходимо выполнить при той или иной гипотезе.
- Исходя из метода изложения, диспозиция может быть альтернативной, прямой или бланкетной.
А) Прямая дает четкие указания на действия,
Б) альтернативная позволяет варьировать в зависимости от ситуации, В)бланкетная отсылает к другим статьям закона или другим нормативно-правовым актам.
- Как и гипотезы, диспозиции можно подразделить на абстрактные и конкретные.
А)Абстрактные - это перечисление предписаний, разрешенных или запрещенных деяний. В законодательстве большее количество абстрактных диспозиций
Б)А конкретная диспозиция - это четко сформулированные правила, права и обязанности сторон отношений. Не могут обеспечить бесперебойное соблюдение закона, слишком громоздки и технически неудачны в целом.
- По форме выражения данные части структуры делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Значение этих видов элементов такое же, как у норм права (обязывающих, управомочивающих и запрещающих), которые изложены выше.
- В случае если диспозиция нарушена, в действие вступает третье звено строения нормы права - санкция. Санкция -представляет собой указания и меры воздействия на человека, нарушившего закон, со стороны государственного аппарата. Санкция неразрывно связана с диспозицией, так как в случае нарушения изложенных в диспозиции правил наступает ответственность человека в виде неблагоприятных последствий. Логическая структура нормы права предполагает наличие одной или нескольких видов санкций, применяемых как по отдельности, так и в совокупности, в соответствии с нарушением.
Виды санкций:
-
- как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе - пени.
- Также этот элемент нормы права можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные.
А) к карательным относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные.
Б) к возместительным, например, санкции трудового характера или финансового.
-
- А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным.
А) При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти.
Б)А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые государственный орган вправе объединить.
В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки. Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.
Двухзвенная структура. При двухзвенной системе в структуру нормы права входят два элемента: гипотеза (предложение) и диспозиция (распоряжение). Приверженцы данной модели появились еще в дореволюционный период. Тогда некоторые юристы предполагали, что норма состоит их определенных условий, при которых будет выполнено правило, и из формулировки самого этого закона. Каждая норма права, согласно данной теории, может быть обусловлена тезисом: "если..., то". Но другие ученые-правоведы считали, что по доброй воле человек не станет выполнять прописанные правила. Поэтому для их осуществления просто необходимо третье звено - санкция. При этом некоторые юристы просто не считали санкцию элементом структуры нормы права, они выделяли ее как самостоятельную величину, называя средством принуждения. Что же касается современных правоведов (сторонников двухзвенной стуктуры), то они предполагают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или же из диспозиции и санкции. Структура нормы административного права, уголовного, семейного или любого другого в целом не отличаются друг от друга. Различие можно заметить только между нормами права в отдельности (наличие двух или трех звеньев), при этом неважно, из какой они отрасли.
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОРМ ПРАВА
2.1Понятия эффективности нормы права
Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.
Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.
В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.
Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.
К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:
1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;
2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);
3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;
4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).
Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.
Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.