Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Форма государства: понятие, виды, основные элементы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Элементы формы государства
1.2.Федерализация как способ изменения формы государства
Глава 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Понятие "форма правления" и проблема исторической изменчивости представлений о его содержании
Таким образом, при парламентско-правительственной системе наблюдается ярко выраженное сочетание практического воплощения в жизнь принципа разделения властей и неотъемлемых от него "сдержек и противовесов", принцип законности, выраженный в упорядочении отношений высших органов государственной власти между собой, принцип демократизма, обнаруживающий себя в выборах законодательного органа, а также главы государства. Все это позволяет вести речь о существовании парламентаризма в рамках данной системы, вопрос лишь в том, в каком контексте.
Правительственно-парламентская система также являет собой образец смешанной формы правления, однако смысловое ударение в словосочетании "парламент - правительство" падает уже на кабинет министров. Здесь, как и при парламентско-правительственной системе, глава государства (монарх или президент) назначает с подачи премьер-министра, являющегося по совместительству лидером одержавшей победу на выборах политической партии, членов правительства. Однако процедура наделения министров полномочиями обходится без испрашивания вотума доверия парламента. В связи с этим фигура главы государства и кабинет министров обладают значительной степенью самостоятельности в решении актуальных вопросов, тем более что главе государства предоставлено право роспуска законодательного органа и назначения перевыборов. Вместе с тем в целях недопущения крайнего дисбаланса ветвей государственной власти и придачи парламенту определенного политического веса механизм правительственно-парламентской системы допускает в строго оговоренных случаях ответственность правительства перед депутатским корпусом.
Таким образом, данная система организации государственной власти также не исключает возможности ведения разговора о наличии в ее структуре признаков парламентаризма, пусть и в меньшей степени, чем при правительственно-парламентской.
Следующей в классификации форм парламентаризма В. Жебровски стоит парламентско-президентская система. Несмотря на акцент, сделанный в названии данной системы, на парламент, по сути своей парламентско-президентская система являет собою зачастую образец театра одного актера на политической сцене страны - президента. Во-первых, глава государства по конституции занимает высший пост во властной иерархии. Во-вторых, он выступает гарантом независимости государства, основного закона страны, а также ее территориальной целостности, в связи с чем располагает обширными полномочиями. Так, например, президент назначает премьер-министра, председательствует на заседаниях правительства, утверждает принятые в ходе их решения, осуществляет контролирование вооруженных сил, а также уполномочен на роспуск парламента. Однако в случае отступления в своих действиях от требований конституции глава государства несет юридическую ответственность.
Правительство же, наоборот, в рамках данной системы оказывается меж двух огней: с одной стороны, оно подотчетно президенту, а с другой - парламенту, с санкции которого оно и может быть распущено.
Подводя итог анализу парламентско-президентской системы, отметим, что в ее рамках уживаются "сильный" президент, самостоятельный парламент и постоянно перед кем-либо ответственное правительство. Подобный перевес на чаше весов государственной власти вряд ли способен посеять сомнение в существовании института парламентаризма в рассматриваемой системе. Ведь даже наличие одного лишь признака вотума доверия или недоверия, выражаемого парламентом кабинету министров, уже составляет весомый аргумент в пользу того, что и в парламентско-президентской системе мы наблюдаем существование парламентаризма как явления.
Последней в цепочке перечисления форм парламентаризма В. Жебровски называет парламентско-комитетскую систему, основанную целиком и полностью на доминировании законодательной ветви власти, формируемой народом путем свободных демократических выборов, в механизме государства и подчинении себе остальных. Данная система исповедует принцип партийного взаимодействия, основной целью которого является выработка согласованной позиции всех политических сил по обсуждаемым вопросам. Институт роспуска как парламента, так и правительства не практикуется. Совершенно очевидно, что парламентско-комитетская система является одним из образчиков классического парламентаризма, видимого многими представителями юридической мысли сквозь верховенство законодательного органа по отношению ко всем остальным частям государственного механизма.
Таким образом, рассмотрев всю палитру предложенных А.А. Керимовым разновидностей парламентаризма ("рационализированный", "министериальный", "разделенный") и выделенных В. Жебровски его форм (парламентско-правительственная, правительственно-парламентская, парламентско-президентская и парламентско-комитетская), заметим следующее.
Названные разновидности и формы парламентаризма по сути своей являются вариациями форм правления в зависимости от пропорций сочетания в их структуре властных полномочий компонентов механизма государства - законодательного (представительного) органа, главы государства и правительства. Однако ни "рационализированный", ни "министериальный", ни "разделенный" парламентаризм, ни парламентско-правительственная, ни правительственно-парламентская, ни парламентско-президентская, ни парламентско-комитетская системы не представляют возможности соотнести институт парламентаризма с такой формой правления, как абсолютная монархия. Справедливости ради необходимо отметить, что и при абсолютной монархии феномен парламентаризма так или иначе проявляет себя. В этом случае парламентаризм А.А. Керимовым рассматривается не в рамках классификации форм правления, а сквозь призму политического режима. Ведь при абсолютной монархии трудно вести речь о принципе разделения властей, отсутствие чего непроизвольно пресекает разговор о соотношении ветвей власти в государственном теле, поскольку принцип публичного монизма, физически воплощенного главой государства, перетекает во все сферы общественной жизни. Исходя из чего и квазипарламент, и квазисудебные органы играют роль статистов на сцене Большого Государственного театра имени одного Актера.
Подобное обстоятельство не позволяет нам вести речь о категории "парламентаризм" как о форме правления, поскольку любое понятие в методологическом аспекте должно быть универсальным и описывать всю возможную гамму одноименных явлений без всяческих исключений. В то же время именовать парламентаризмом формы правления, лишь сообразуясь с наличием или отсутствием в механизме государства законодательного органа, также опрометчиво.
В итоге смеем утверждать, что "парламентаризм" и "форма правления" как категории общей теории государства и права соотносятся между собой как два самостоятельных, но смежных политико-правовых института, диалектически дополняющих друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно без преувеличения утверждать, что форма правления и государственный режим тесно связаны между собой поисками наибольшей эффективности осуществления государственной власти. Хотя на первый взгляд трудно установить такую взаимосвязь. Поскольку форма правления представляет собой каркас, организационно-правовую модель отношений между высшими органами государственной власти.
Государственный режим - это основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, складывающийся между ними под влиянием различных политических сил (существующей партийной системы, избирательной системы, итогов выборов, срока полномочий разных органов государственной власти и др.).
Тот или иной государственный режим в рамках российской полупрезидентской республики зависит от многих факторов и позволяет создавать многоцветную палитру возможностей для построения оптимальных взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Например, от того, какая сложилась партийная система, избирательная система, насколько внушительную победу на парламентских выборах получила правящая партия, очередность президентских/парламентских выборов и т.д.
В самом общем виде государственный режим при полупрезидентской республике можно назвать гибридным (парламентско-президентским), поскольку он при известных условиях позволяет существовать режиму президентиализма, дуалистическому режиму с преобладанием президентиализма; если президент "добывает" свой срок полномочий, а парламентские выборы состоялись относительно недавно и на них убедительную победу одержала оппозиционная главе государства политическая партия, устанавливается режим с признаками министериализма и др.
Данная форма правления отличается высокой гибкостью в осуществлении государственного управления и позволяет обеспечивать нормальное функционирование институтов государственной власти даже в период политических кризисов. Она имеет достоинства парламентарной формы правления (согласованное принятие решений и относительно компактный госаппарат) и лишена недостатков президентской республики (неспособность президента эффективно управлять страной в условиях политического кризиса, когда большинство депутатских мест в парламенте принадлежит другой партии или когда у него заканчивается срок полномочий).
В период действия режима президентиализма формальные признаки этой формы правления не работают в связи с доминированием интересов главы государства, опирающегося на большинство членов пропрезидентской партии в парламенте и в правительстве, а значит - подменой юридических предписаний конституции политической волей президента. Это формально увеличивает скорость принятия законов, но может негативно сказываться на эффективности их реализации.
В Российской Федерации президентиалистский государственный режим начал складываться после президентских выборов 2000 г.. В тот период, когда политические взгляды Президента, Председателя Правительства и большинства депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ совпадали, появилась возможность игнорировать многие юридические признаки формы правления и предписания федеральных законов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)// Российская газета. 2008. 31 декабря.
- Всеобщая декларация прав человека, (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Права и свободы личности. Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита".
II. Литературные источники
- Античная Греция: проблемы развития полиса: в 2 т. / отв. ред. Е.С. Голубцова. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. 422 с.
- Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
- Бузескул В.П. Введение в историю Греции. СПб.: Коло, 2005. 672 с.
- Государственное право буржуазных и освободившихся стран: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. И.П. Ильинский, Л.М. Энтин. М.: Международные отношения, 1988. 480 с.
- Градовский А.Д. Общее государственное право. Лекции. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1885. 384 с.
- Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета: сборник статей / под ред. Х.Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 328 с.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. В 2 т. Т. 1. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1892. 402 с.
- Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6.
- Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 382 с.
- Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 1996. 316 с.
- Мотин С.В. Братья К.С. и И.С. Аксаковы о славянофильской теории государства // Вестник ВЭГУ. 2010. N 5 (49). 168 с.
- Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права. М.: Норма, 2010. 552 с.
- Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим по Конституции Российской Федерации: варианты поиска эффективности осуществления государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 22 - 25.
- Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / под общ.ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб., 2007. 752 с.
- Полибий. Всеобщая история / пер. с греч. Ф.Г. Мищенко. М.: Олма-Пресс Инвест, 2004. 571 с.
- Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права: дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1980. 177 с.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28.
- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007. 496 с.
- Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М.: Норма, 2012. 320 с.
- Шакотько Е.И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. - первого века н.э.): дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1988. 218 с.
- Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2.
-
Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств в Новое и Новейшее время (конец XVI - XX век). М., 1998. С. 21 - 27. ↑
-
Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 231 - 232. ↑
-
Конституционное (государственное) право зарубежных государств. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996. С. 352. ↑
-
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 801. ↑
-
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические аспекты. М., 1997. С. 37. ↑
-
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 262. ↑
-
Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 494 - 495. ↑
-
Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим по Конституции Российской Федерации: варианты поиска эффективности осуществления государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 22 - 25. ↑
-
Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова. М., 2007. С. 97. ↑
-
Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 91 - 93. ↑
-
Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права. М., 2010. С. 245. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2909. ↑
-
Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 6 - 9. ↑
-
Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета: сборник статей / под ред. Ханса Бедекера. М., 2010. С. 25. ↑
-
Градовский А.Д. Общее государственное право. Лекции. СПб., 1885. С. 31. ↑
-
Мотин С.В. Братья К.С. и И.С. Аксаковы о славянофильской теории государства // Вестник ВЭГУ. 2010. N 5 (49). С. 24 - 27. ↑
-
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия: учебное пособие. М., 1998. С. 231. ↑
-
Керимов А.А. Специфика парламентаризма при различных формах правления // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. Т. 106. N 3. С. 33. ↑
-
Керимов А.А. Современный парламентаризм: опыт типологизации // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: "Общественные науки". 2011. Т. 97. N 4. С. 151. ↑
-
Дыльнова Т.В., Панкратов И.А. Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства // Информационная безопасность регионов. 2012. N 1. С. 75. ↑
-
Филаретов Н.И. О специфике договорной теории Ж.Ж. Руссо // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 1. С. 18. ↑
-
Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 692. ↑
-
Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1. С. 26. ↑
-
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 217. ↑
-
Жебровски В. Различные формы парламентаризма и факторы, определяющие их разнообразие // Балтийский регион. 2010. N 4. С. 127. ↑