Файл: Теории происхождения права (Понятие права и его сущность, причины возникновения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
Введение
Право является не только одним из наиболее главных, но и одним из наиболее сложных общественных явлений. Ни одно современное цивилизованное общество не может существовать без права. Поэтому изучение права, его функций и теорий происхождения имеет огромное значение.
Еще в древности римские юристы пытались определить, что такое право и какую роль оно играет в жизни общества. Они обращали внимание на то, что право – это многогранное понятие и не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда оказывается справедливым и добрым” [33, c. 45] – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право” [17, c. 134].
По мере того, как развивалось общество и государство, у людей во всем мире изменялось представление о праве. В связи с этим возникало множество различных правовых идей, теорий и суждений.
Для того чтобы проанализировать причины и условия появления и развития права необходимо изучить историю его возникновения, что позволит глубже понять его социальную природу, его особенности и черты. Это даст возможность определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Теории о возникновении права неразрывно взаимосвязаны с изучением теорий возникновения государства. Причины появления права связаны с причинами возникновения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, оказывается результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и формирования государства и права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной целостности на разные аспекты данного процесса возникновения и формирования государства и права.
На протяжении столетий, по мере того как развивалась наука создавались десятки самых различных теорий, высказывались сотни различных предположений. Существует множество теорий происхождения права, однако, их нельзя назвать универсальными и абсолютно верными.
Современность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий возникновения государства и права, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. Поэтому и споры на тему возникновения государства и права продолжаются и в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является желание выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Понять, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, чтобы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Для более полного раскрытия темы данной работы сначала дадим общую характеристику самого понятия "право", а так же истоков его возникновения и формирования. Так как данная тема уходит своими корнями в глубь веков и очень широко развита, в рамках настоящей работы мы не сможем рассмотреть все ее аспекты, но, не смотря на это попробуем дать самое общее представление о праве, так как оно относится к числу не только наиболее главных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Далее в работе мы освятим наиболее известные теории возникновения права, рассмотрим их основные черты, особенности, отличия одной теории от другой, преимущества каждой их них.
1. Понятие права и его сущность, причины возникновения
1.1 Понятие права
Понятие права, его назначение для общества ученые пытаются определить уже много веков, но из-за того, что к его изучению применяются разные подходы, не существует единственно правильного его определения. По мнению В. С. Нерсеянц: “Право – явление настолько многогранное и многоплановое, что охватить его рамками какого-либо одного подхода практически невозможно” [, c. 124].
По мере того как на протяжении многих тысячелетий развивалось и формировалось общество, начиная с первобытнообщинного и до настоящего времени, также менялись и продолжают меняться взгляды на понятие право, его происхождение и роль в обществе. Но, несмотря на многообразие учений о праве, большинство теорий о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:
- Право – это эффективное средство упорядочения и регулирования общественных отношений;
- Как и государство, право возникает на неопределённом этапе общественного формирования и оказывается достижением человеческой цивилизации и культуры;
- Право – это мера социального поведения, которая охраняется принудительной силой государства.
- Право является выразителем государственной воли, с его помощью государственная власть осуществляет управление обществом;
Таким образом, известный историк В. Я. Любашиц утверждала: “право -есть система общеобязательных установленных и охраняемых государством правил поведения (норм), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений” [, c. 19].
В реальной жизни общества право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - оказывается инструментом общесоциалистического регулирования, средством установления порядка в обществе.
Отсюда следует, что главное его назначение - это обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса, т. е. право выполняет регулятивную функцию.
Регулятивная функция регулирует отношения между людьми в обществе, устанавливает правила их поведения. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. Из данной функции вытекает, что главное назначение права – это регулирование общественных отношений.
Для защиты и охраны отношений в обществе направлена охранительная функция. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция позволяет обеспечивать соблюдение требований законов в обществе, устанавливать в нем режим законности.
Еще одна важная функция права – это политическая функция. Ее суть состоит в том, что люди могут участвовать в делах общества, объединяясь с другими личностями, создавать общественные организации и партии, могут влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений. А. Б. Венгеров утверждал: “Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в её распределении и осуществлении” [, c. 18].
Восстановительная функция права заключается в том, что право обеспечивает равновесие и баланс тех прав и отношений, которые оказались нарушенными в результате противоправного поведения. Право предусматривает определённую систему мер, применение которых обеспечивает пресечение действий, нарушающих права граждан. Обеспечивая охрану и защиту общественных отношений, право стремится решить эту задачу максимально быстро и с минимальной затратой средств. Быстрота и экономия средств, в ходе такой защиты усиливают социальную роль охранительной функции права. З. Г. Крысолова говорила: “Социальное назначение права состоит не только в регулировании и охране, но и в предотвращении нарушения права” [, c. 10].
Кроме вышеперечисленных, право также выполняет воспитательную, идеологическую и информационную функции.
Воспитательная функция права – это воздействие права на волю, сознание людей, воспитание у них уважительного отношения к праву.
Право должно оказывать воспитательное воздействие на коллективное и индивидуальное сознание членов общества. Оно является сильным средством воздействия, как политическим, так и идеологическим. Историк И. А. Исаев писал что: “Воспитательная функция проявляется и в том влиянии, которое оно оказывает на процесс формирования культуры, нравственности, привычек и установок. Ещё древнеримский юрист и политик Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) говорил о том, что «закону свойственно также и стремление кое в чём убеждать, а не только ко всему принуждать силой и угрозами». [13, c. 201] Бесспорно то, что целевое назначение права, его социальная направленность должны найти выражение в соответствующих юридических нормах, которые могут реально влиять на развитие общественных отношений. Следовательно, воспитательная сила права заключается в нём самом, в тех правилах, которыми оно регламентирует поведение людей. Чем лучше организовано право, чем чётче, логичней и согласованней его нормы, тем эффективнее его воспитательная сила, так как существование противоречий в праве затрудняет его применение, ведёт к ошибкам, ослабляет его авторитет.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы его правовые нормы члены общества соблюдали добровольно. Если этого не происходит, то государственной власти приходится привлекать значительные силы для обеспечения принудительного исполнения права. Исполнять требования права личности должны на основании своих внутренних убеждений в справедливости правовых норм. В то же время некоторые члены общества вообще не исполняют требований закона, а другие хотя и делают это добровольно, но не столько в силу убеждённости, сколько ввиду угрозы принуждения. Профессор наук А. С. Пиголкин утверждал: “В этом смысле весьма важную роль играет воспитательная функция права, которая помогает сформировать правосознание и правовую культуру личности” [, c. 22].
За внедрение в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма отвечает идеологическая функция.
Суть информационной функции состоит в том, чтобы информировать людей о требованиях, которые государство предъявляет к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.
Способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы обеспечивает теоретическая функция.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два момента:
-то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);
-то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Нельзя при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, главное в сущности права — его содержательная сторона, т.е. другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
- общесоциальный подход, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).
- классовый подход, при котором право – это система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
Наряду с этими (основными) существуют и такие, как национальный, религиозный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно национальные, религиозные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Таким образом, сущность права многогранна. Т. В. Кашанина утверждала: “Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам” [, c. 103]. Поэтому, в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
1.2 Причины возникновения права
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Своими корнями возникновение права уходит в эпоху первобытного общества.
В первобытном обществе для регулирования отношений служили нормы-обычаи. Это такие правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы-обычаи имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регулирования хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Цель их заключалась в поддержании и сохранении кровнородственной семьи. Эти нормы закрепляли «первобытное равенство» и не давали преимуществ одному члену рода перед другим, жестко регламентировали их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности, права приобретают более самостоятельное значение. Возникновение мононорм свидетельствовало о выходе человека из общества животного в человеческое сообщество, которое движется по пути прогресса.