Файл: Теории происхождения права (Понятие права и его сущность, причины возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При первобытнообщинном строе люди сосуществовали коллективно, собственность была общественной, все хозяйство велось совместно, поэтому обычаи, существующие в первобытном обществе, люди воспринимали положительно, так как они не противоречили их личным интересам. Отделение отдельного индивида в те времена было не возможно, так как решение общих дел принимались совместно. Такие правила поведения соблюдались добровольно, выполнение их обеспечивалось силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

Методом для соблюдения обычаев в первобытном обществе преобладало такое средство, как «табу». Табу — это обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), существовали и другие способы регулирования в обществе. Это дозволение и позитивное обязывание. Для определения времени охоты и видов животных, сроков сбора плодов и видов растений, условия пользования разными территориями, источниками воды использовались дозволения. Чтобы распределить между членами общины “процессы приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др. использовалось позитивное обязывание” [32, c. 97].

Таким образом, истоками формирования права являются нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни.

Рассматривая многочисленные, сложившиеся в различное время представления и суждения о праве можно выделить ряд причин повлиявших на возникновение, формирование и развитие права:

1. Потребность экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и

обращения, необходимость закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимость поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организация публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращение человека в относительно самостоятельного индивида. Право возникает только там, где происходит разделение коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид осознает себя как личность с определенными свободами.


Таким образом, возникновение права было тесно связано с:

- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

- обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Но тем нормам - обычаям, которые являлись регуляторами взаимоотношений в первобытнообщинном обществе, было не под силу выполнить такие задачи. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.

2.Теории происхождения права

Для объяснения процессов возникновения и формирования права, в мире существовало и существует множество различных теорий. Их появление обусловлено тем, что на протяжении всей истории формирования человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая из существующих теорий, освященная в трудах известных идеологов и философов, по-своему интересна и познавательна, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим некоторые из них.

2.1 Психологическая теория

В середине ХIХ века появилась психологическая теория государства и права. Сторонниками данной теории являются Л. И. Петражицкий, Росса, М. А. Рейснер и др.

Историк М. Н. Мерченко писал: “Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей” [17, c. 21].

Суть этой теории заключается в том, что общество и государство представляют собой сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Согласно этой теории у человека возникает психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, т.е. ему необходимо коллективное сосуществование. Представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей формирования человека.


Однако, только с психологической точки зрения невозможно объяснить причины возникновения и функционирования государства и права. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе, государстве и праве.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Такие как потребность властвования у одних и потребность подчинения у других, осознание необходимости послушания, повиновения определённым лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Важным достоинством психологической теории считается то, что она особую роль в формировании права отводит психологическим процессам, наряду с процессами экономическими, политическими и т.д., а также то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Право, согласно мнению Л. И. Петражицкого, освященному в его работах по теории государства и права имеет два уровня:

1) интуитивное право, образующее эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;

2) позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.

По Л. И. Петражицкому, право выполняет две общественные функции: распределительную и организационную. Суть распределительной функции заключается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Слабой стороной теории является слишком сильный уклон в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права. Но, несмотря на это, многие принципиальные положения теории Петражицкого довольно широко используются современной теорией государства и права.


2.2 Теологическая или божественная теория

Представители данной теории считают, что право возникло как божественное явление, оно выражает божью волю и высший разум. Но при этом она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Достоинство теологической теории заключается в том, что она одна из первых связала право с добром и справедливостью.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХII-ХIII вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский говорил, что процесс возникновения и формирования государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическая теория опиралась в своем объяснении возникновения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Но обратимся к первоисточнику: «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Так Бог дал народу устав и закон, итак испытывал его» [13, c. 179]. И там же: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова». И хотя эти законы были детищем своего времени, обобщали и закрепляли опыт социальной и экономической жизни раннеклассовых обществ, отдельные стороны рабовладения, теологическая теория придает им всеобщее, универсальное значение, освещает авторитетом божественного разума.

Теологическая теория довольно многогранна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств, как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

Древние народы считали, что политико-правовая мысль имеет свое начало в мифологических истоках и развивает представление о том, что все земные порядки являются частью общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. Свои представления они освещали в мифах на темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Согласно древнекитайской мифологии о происхождении и характере земной власти, “единственной точкой связи с высшими, небесными сферами является персона верховного правителя Поднебесной (то есть императора Китая)” [24, c. 112]. Поскольку вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, весь остальной государственный аппарат и должностные лица в целом являются лишь проводниками высшей власти.


В таких странах, как Египет, Вавилон, Индия существовала другая версия происхождения права. Эти народы считали, что боги не только являются источником власти правителя, но и сами остаются вершителями земных и прочих дел. Согласно мифологии египтян, а затем и греков, боги выступали также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

У древних евреев существовало религиозно-мифологическое представление права. Они считали, что единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, оказывается его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

В древнем Египте законы, правосудие, справедливость олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи считались ее жрецами и носили ее изображение. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных-решений) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде - справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно - божественное) право.

2.3 Патриархальная теория

Патриархальная теория возникновения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Наиболее известными сторонниками данной теории являются англичанин Филмер (ХVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (ХIХ в.).

Суть патриархальной теории заключается в том, что государство происходит из семьи, которая разрастается из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Отсюда следует, что государственная власть - это продолжение власти отца, а монарх является отцом всех своих подданных. Главный вывод патриархальной теории логично вытекает из того, что всем людям необходимо подчиняться государственной власти.