Файл: Понятие и виды источников права (Нормативно-правовой акт как основной источник российского права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 640
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятия «источник права» и «форма права», их соотношение
1.2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права
ГЛАВА 2. ИНЫЕ ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА
2.1. Нормативный договор как источник права
2.2. Правовой прецедент как источник права
2.3. Правовой обычай и правовая доктрина как источники права
6) Законы о внесении изменений в конституции (уставы) субъектов РФ. Такие законы во многом аналогичны законам о внесении изменений в Конституцию РФ, в связи с чем останавливаться на их подробной характеристике представляется нецелесообразным[17];
7) Конституционные (уставные) законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что не во всех субъектах РФ предусмотрено существование таких законов. Среди субъектов федерации, в которых предусмотрено принятие таких законов, могут быть упомянуты Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Калининградская область и т.д.[18] Конституционные (уставные) законы субъектов РФ содержат, например, правовые нормы, направленные на регулирование формирования органов и избрания или назначения должностных лиц государственной власти соответствующего субъекта, их деятельности, проведения референдумов, установление официальных государственных символов субъекта федерации и т.д. Как правило, процедура принятия таких законов является усложненной. Так, во многих субъектах РФ для принятия конституционного (уставного) закона требуется квалифицированное большинство голосов депутатов представительного органа субъекта РФ[19]. Данное положение является нарушением требований федерального законодательства. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[20] в ч. 1 ст. 7 предусматривает принятие квалифицированным большинством голосов лишь конституции (устава) субъекта РФ и поправок к данному акту. В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного закона все остальные законы субъекта РФ принимаются большинством голосов. В связи с тем, что рассматриваемая разновидность законов субъектов РФ не может характеризоваться особым, усложненным порядком принятия, конституционные (уставные) законы субъектов РФ представляются лишь самостоятельным видом текущих законов субъектов РФ[21];
8) Текущие законы субъектов РФ. Законы субъектов РФ могут приниматься по вопросам совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ и не могут противоречить федеральным законам. При этом в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта федерации, изданным в сфере исключительного ведения субъектов РФ, действует закон субъекта РФ. В научной литературе отмечается, что факты несоответствия законов РФ Конституции РФ и федеральным законам приводят к углублению сепаратистских тенденций в государстве, а также к расхождению в понимании статуса субъектов РФ, что, в свою очередь, влечет возникновение противоречий в конкретных правоприменительных вопросах[22].
Подзаконный нормативно-правовой акт – это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Необходимо отметить, что именно в подзаконных нормативно-правовых актах содержится основная часть действующих правовых норм отечественного права. Специфическими признаками подзаконных нормативно-правовых актов являются:
1) особая цель – конкретизация, детализация положений законов;
2) закрепление в законе правотворческой компетенции органов, осуществляющих принятие подзаконных нормативно-правовых актов;
3) соответствие закону;
4) более простой порядок принятия по сравнению с законом;
5) более быстрое и оперативное по сравнению с законами реагирование на изменения общественных отношений, требующих урегулирования[23].
В научной литературе высказывалось мнение, что широкое использование подзаконного правотворчества является недостатком системы источников отечественного права. Однако указанное мнение представляется ошибочным, т.к. подзаконные нормативно-правовые акты выполняют ряд важнейших функций, которые нецелесообразно возлагать на законодательные акты[24]. К указанным функциям относятся:
1) Функция подзаконного правового регулирования. Существуют области отношений, которые регулируются только подзаконными актами (например, официальная деятельность по делопроизводству в государственных и муниципальных органах и учреждениях);
2) Функция обеспечения реализации законодательных актов. Несмотря на прямое действие законов, в ряде случаев законодательные акты наиболее эффективно и качественно могут реализовываться совместно с подзаконными, т.к. законы, охватывающие все подлежащие учету обстоятельства, становятся казуистичными, содержащими излишнюю правовую информацию, которую целесообразно поместить в подзаконный нормативно-правовой акт[25];
3) Сигнализирующая функция. В случае, когда возникает потребность урегулирования общественных отношений, ранее являвшихся индифферентными для права, либо когда кардинально меняется характер правового регулирования, первоначальное регулирование осуществляется актами подзаконного регулирования как наиболее мобильным правовым средством;
4) Функция временного законодательного регулирования. В данном случае речь идет о делегировании законодателем субъектам правотворчества права урегулировать посредством подзаконных актов общественные отношения, составляющие предмет законодательного регулирования;
5) Установление правил поведения для отдельных видов профессий;
6) Координационная функция, т.е. установление видов и форм взаимодействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц[26].
В России действуют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:
1) Постановления палат Федерального Собрания РФ (например, регламенты палат Федерального Собрания, постановления Государственной Думы об амнистии). Место таких постановлений в иерархии источников права является неопределенным. Наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой в иерархии нормативно-правовых актов они занимают более высокое положение по сравнению с нормативными указами Президента РФ, поскольку это акты коллегиального представительного органа государственной власти, а не единоначального органа[27];
2) Нормативные указы Президента РФ. Их высокое место в правовой системе обусловлено конституционным статусом Президента РФ в государстве, важностью возложенных на него полномочий, его особой ответственностью перед гражданами;
3) Постановления Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, данные акты издаются на основании и во исполнение законодательных актов федерального уровня и нормативных указов Президента. Это свидетельствует о вторичности нормативного регулирования, осуществляемого органами исполнительной власти, основная деятельность которых направлена на исполнение положений закона;
4) Ведомственные акты федерального уровня (правила, приказы, положения, инструкции и т.д.). Они издаются федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и регулируют определенную ограниченную сферу общественных отношений. Также различные ведомства могут издавать акты межведомственного характера, затрагивающие вопросы, входящие в компетенцию нескольких ведомств[28];
5) Акты высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций субъектов РФ и т.д.);
6) Акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
7) Ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, департаментов, управлений и т.д.);
8) Муниципальные нормативно-правовые акты. Их особенностями является то, что они, во-первых, исходят от негосударственного субъекта, и, во-вторых, содержат преимущественно регулятивные правовые нормы[29];
9) Локальные нормативные акты (уставы, правила внутреннего распорядка и т.д.), содержащие правила поведения, действующие на предприятии (вне зависимости от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, формы собственности), принимаемые органами управления, направленные на регулирование внутриорганизационных правоотношений[30].
Таким образом, нормативно-правовой акт как основной источник отечественного права характеризуется значительным разнообразием видов, что предопределено объективной необходимостью.
ГЛАВА 2. ИНЫЕ ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА
2.1. Нормативный договор как источник права
Нормативный договор – это соглашение, заключенное между двумя (или более) сторонами, в результате чего устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права. Нормативному договору присущи общие черты, которыми характеризуются все типы договорных актов. Кроме того, нормативному договору присущи специфические признаки, обусловливающие его принадлежность к числу источников права. К первой группе признаков относятся: 1) свобода волеизъявления сторон, т.е. свободное решение вопроса о вступлении или невступлении в договорное отношение через выдвижение индивидуальных условий; 2) согласование индивидуальных волеизъявлений сторон; 3) равенство волеизъявлений сторон (данный признак является в значительной мере относительным, т.к. на процесс заключения нормативного договора нередко оказывает влияние фактор фактической зависимости одного из субъектов); 4) обязательность исполнения договора[31].
К признакам нормативного договора как источника права относятся: 1) наличие в тексте нормативного договора правовых норм – правил общего и обязательного характера, т.е. правил поведения, рассчитанных не на отдельное разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально не персонифицированных лиц[32]; 2) направленность на регулирование публичных (общественных) интересов, достижение публичной цели; 3) двусторонний (многосторонний) характер волеизъявления; 4) письменный характер, для которого характерна та или иная степень формализованности[33].
В научной литературе отсутствует единство мнений относительно обоснованности причисления нормативного договора к источникам права. Существуют два полярных подхода к указанному вопросу: 1) согласно первой точке зрения, договор – это исключительно индивидуально-правовой акт, не содержащий в себе нормативных установлений, а значит, не являющийся источником права; 2) согласно второму подходу, любой договор содержит в себе нормы права, так называемые микронормы, а значит, является источником права. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что договор является источником права лишь в ряде случаев, выделяя, таким образом, два вида договоров – нормативные и индивидуальные[34].
В научной литературе имеет место дискуссия относительно природы нормативного договора. Согласно одной точке зрения, нормативный договор, в отличие от иных договорных актов, является актом правотворчества, а не актом правоприменения. Однако более верным представляется мнение, в соответствии с которым нормативный договор является источником права смешанной атипичной природы, объединяющим разнородные элементы – нормативно-правовые и правореализующие. Это связано с тем, что нормативный договор, с одной стороны, создает общеобязательную основу и воздействует на большой круг субъектов, а с другой стороны – позволяет субъектам осуществлять обособленное согласованное волеизъявление, приходить к взаимовыгодным совместным решениям[35].
Завершая общую характеристику нормативного договора, необходимо отметить, что договорная форма регулирования общественных отношений рассматривается в настоящее время как достаточно перспективная. Это связано с тем, что нормативные договоры способствуют упорядочиванию управленческих взаимосвязей, достижению компромиссов между различными интересами, демократизации государственного управления[36].
Основной классификацией нормативных договоров является их классификация на международные и внутригосударственные. Международный договор РФ – это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[37]. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры характеризуются разнообразием и заключаются в форме конвенций, соглашений, двусторонних и многосторонних договоров[38].