Файл: Понятие и виды источников права (Нормативно-правовой акт как основной источник российского права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятия «источник права» и «форма права», их соотношение
1.2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права
ГЛАВА 2. ИНЫЕ ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА
2.1. Нормативный договор как источник права
2.2. Правовой прецедент как источник права
2.3. Правовой обычай и правовая доктрина как источники права
Введение
В настоящее время активно продолжают развиваться общественные отношения, изменяется политическая организация общества, изменяются и механизмы правового регулирования общественных отношений, расширяется круг источников права. В связи с этим рассмотрение источников права имеет ключевое значение. Проблема соотношения понятий «форма права» и «источник права» продолжает оставаться актуальной, т.к. она имеет не только терминологическую, но и содержательную сторону. В литературе подчеркивается значимость исследования вопросов, касающихся источников права как имманентно связанных с познанием самого права.
Ведущие российские ученые-правоведы, среди которых М.И. Байтин, Т.В. Кашанина, М.Н. Марченко, А.В. Петров и многие другие также не оставили без внимания эту интереснейшую тему, что только подтверждает ее актуальность и значимость для развития теории права.
Целью данного исследования является изучение форм (источников) права.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- рассмотреть подходы к пониманию источников (форм) права, сложившиеся в отечественной науке;
- охарактеризовать правовой обычай как источник права;
- изучить нормативно-правовой акт как источник права;
- охарактеризовать правовой прецедент как источник права;
- рассмотреть нормативно-правовой договор как источник права;
- изучить иные формы права.
Методологической основой исследования, с помощью которой были выполнены поставленные задачи, в данной курсовой работе послужили анализ, синтез, сравнение, формально-юридический метод научного познания.
Для данного исследования использовался целый ряд различных по своему характеру источников. Речь идет об основном законе России, кодифицированных нормативно-правовых актах, правовых актах Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также постановлениях высших судов России.
Основой данного исследования являлась труды известных ученых правоведов – М.И. Байтина, Т.В. Кашаниной, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой. Кроме того, для раскрытия рассматриваемой проблематики использовались публикации научный статей (в частности, были использованы статьи таких авторов как Т.А. Васильева, Е.И. Горбунов и т.д.).
Так весь собранный материал был осмыслен и в переработанной форме использован для написания курсовой работы.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ИСТОЧНИК ПРАВА» И «ФОРМА ПРАВА». НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА
1.1. Понятия «источник права» и «форма права», их соотношение
В научной литературе термин «источник права» понимается в различных значениях: 1) социальный источник права, т.е. социальные факторы и явления действительности, которые образуют основу процесса зарождения правовых норм, из чего государство черпает новые нормы права; 2) политический источник права, т.е. сила, порождающая позитивное право и выступающая необходимым связующим звеном между генетической основой права и его документальными источниками; 3) источник познания права (исторические памятники права, данные археологии и т.д.)[1]; 4) источник права в идеальном (идеологическом) смысле, т.е. те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы[2]; 5) источник в материальном смысле, т.е. материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь; 6) источники права в формально-юридическом смысле, т.е. форма выражения объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер[3]. Именно в последнем значении термин «источник права» будет пониматься в данной работе.
Государствам современного мира известны следующие источники права: правовой обычай; правовой прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативно-правовые акты. В научной литературе предлагаются различные классификации источников права. Так, они могут быть условно классифицированы на письменные источники права (например, нормативно-правовые акты, правовой прецедент) и неписьменные (например, правовой обычай); прямые источники права (например, договор нормативного содержания) и косвенные источники права (например, принципы права) и т.д.[4]
В каждой правовой системе мира преобладают свои определенные источники права. Для англосаксонской правовой системы характерным источником является правовой прецедент, в романо-германской правовой системе в качестве источника права преобладает нормативно-правовой акт, в мусульманской правовой системе – религиозные нормы. В связи с тем, что Россия принадлежит к романо-германской правовой семье, основным источником российского права признается нормативно-правовой акт[5]. Однако система источников отечественного права не сводится только к нормативно-правовым актам. Совершенно обоснованно в систему источников российского права включаются основополагающие принципы права, договоры нормативного содержания, правовые обычаи, которые в совокупности и образуют необходимый нормативно-правовой массив, предназначенный для обеспечения максимально полного правового регулирования современных общественных отношений[6].
Таким образом, существующие в современном мире источники права характеризуются многообразием. Отечественное право также знает различные источники, несмотря на определяющее положение нормативно-правового акта в системе источников российского права.
1.2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права
Нормативно-правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений[7].
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
1) волевое содержание, т.е. выражение воли органов государственной власти, иных уполномоченных органов, определенных социальных групп;
2) издание правотворческим органом, уполномоченным законом издавать нормативно-правовые акты определенной юридической силы и по определенным вопросам;
3) особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу;
4) специальная форма (указание в нормативно-правовом акте на наименование органа или лица, его принявшего, вид и название акта, место и дату его принятия, порядковый номер) и определенная структура (деление на главы, статьи, пункты)[8];
5) иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов, образующих единую систему;
6) установление норм права, адресованных всем субъектам права, имеющих неперсонифицированный характер и рассчитанных на многократное применение. Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов, адресованных конкретным лицам и прекращающих свое действие в связи с исполнением[9].
Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по уровням их принятия. В соответствии с данной классификацией выделяют: нормативно-правовые акты федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты[10]. Кроме того, нормативно-правовые акты классифицируются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Закон характеризуется рядом специфических черт:
1) Высшая юридическая сила. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу;
2) Особый порядок принятия, изменения и отмены;
3) Первичный, основополагающий характер. Все иные нормативно-правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
4) Регулирование наиболее важных общественных отношений, таких как основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство и т.д.;
5) Длительность действия закона;
6) Прогностический характер. Закон должен не только верно отражать сложившиеся в обществе правила, но и направлять развитие общественных отношений на общественно-полезные цели[11].
Рассмотрим классификацию законов, действующих в РФ:
1) Конституция РФ[12]. Особое место Конституции РФ в системе источников российского права обусловлено следующими свойствами указанного нормативно-правового акта: учредительный характер, т.е. закрепление фундаментальных устоев общества и государства; первичный характер норм Конституции, конкретизирующихся в иных нормативно-правовых актах; верховенство в системе российского законодательства; стабильность, т.е. сложная процедура внесения изменений; прямое действие, не требующее принятия дополнительных правовых актов для применения Конституции;
2) Законы о поправках к Конституции РФ. Важность данного вида законов состоит в том, что такими законами вносятся изменения в положения одного из важнейших источников отечественного права. В связи с этим Конституция РФ ограничивает круг субъектов, управомоченных выступать с соответствующей инициативой и устанавливает значительно усложненный порядок принятия таких законов[13];
3) Федеральные конституционные законы. Значение законов указанной группы состоит в следующем: они позволяют избегать частого внесения изменений в текст Конституции РФ; они обладают повышенной стабильностью по сравнению с другими законами; они обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами; они имеют особую, более сложную, чем другие законы, процедуру принятия, и должны приниматься в первоочередном порядке; они принимаются вопросам, прямо указанным в Конституции РФ[14];
4) Федеральные законы. Они составляют наиболее многочисленную группу законодательных актов федерального уровня и регламентируют основные вопросы жизнедеятельности общества и государства. Федеральные законы подразделяются на текущие законы и кодифицированные акты[15]. Последние содержат общие принципы, определяющие сущность и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права; как правило, направлены на регулирование достаточно обширной сферы общественных отношений; имеют сводный, итоговый характер, составляют совокупность единых согласованных между собой норм; характеризуются сложной структурой и значительным объемом. Необходимо отметить, что среди текущих федеральных законов выделяется обособленная группа нормативно-правовых актов – законы о ратификации и денонсации международных договоров;
5) Конституции (уставы) субъектов РФ. В научной литературе отмечается, что данному виду правовых актов присущи некоторые признаки, аналогичные признакам Конституции РФ, например, прямое действие, наличие программных положений, функция юридической базы текущего регионального законодательства и т.д. Однако говорить о полном совпадении свойств Конституции РФ и свойств конституций (уставов) субъектов РФ ошибочно. Например, конституциям (уставам) субъектов РФ не присущ учредительный характер. Это связано с тем, что ст. 3 Конституции РФ признает единственным источником власти многонациональный народ всей страны. Следовательно, учредительное значение, характерное для Конституции РФ, не характерно для региональных конституций (уставов), поскольку данным актам присуща вторичность после федеральной Конституции[16];