Файл: Аппарат государственной власти ( Сущность государственного аппарата).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава І. Понятие и признаки государственного аппарата
1.1 Сущность государственного аппарата
Признаки государственного аппарата
Глава ІІ. Структура государственного аппарата
2.1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
2.3. Государственная служба и ее виды. Государственный служащий, должностное лицо
Исполнительная власть - это отделена в условиях разделения властей ветвь власти, которая имеет прерогативу выполнять принятые парламентом законы и другие решения.
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в разных странах называется по-разному: в США - Администрация Президента, в Италии - Совет Министров, в России - Правительство, в Украине - Кабинет Министров.
Основной функцией исполнительной власти является выполнение законов. Кроме того, исполнительная власть осуществляет функцию подзаконного регулирования общественных отношений, то есть принимает подзаконные нормативно-правовые акты. Особыми принципами, на которых осуществляется исполнительная власть, являются:
оперативность;
организация на основе административной подчиненности;
подзаконность;
подотчетность перед представительными органами.
Исполнительная власть иногда и в значительной мере основания ассоциируется с государственной властью в узком смысле этого слова, поскольку в отличие от других ветвей власти она основана на предельно определенных иерархических отношениях, которые предусматривают четкую организацию государственно-служебных отношений, подчиненность и ответственность. Напротив, представительный характер органа законодательной власти, а также особый статус судебной власти, которая может выступать арбитром между лицом и государством, приближают их к институтам гражданского общества, указывают не только на государственные, но и на общественные элементы в их природе.
В то же время в сфере исполнительной власти, как таковой области государственно-управленческой деятельности, построенная прежде всего на основе профессионализма и строгой подчиненности, содержатся наибольшие возможности для возникновения бюрократических деформаций, а потому особое значение по исполнительной власти приобретают вопросы контроля за ее деятельностью со стороны представительных и судебных органов, институтов гражданского общества.
Судебная власть – это отделена ветвь власти, имеет исключительные полномочия на осуществление правосудия.
Итак, основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.
Для функции правосудия характерны такие важные признаки, как исключительность и самостоятельность. Исключительность означает, что никто, кроме судебных органов, не имеет права осуществлять правосудие. Самостоятельность означает, что суды при осуществлении правосудия не зависящим от любых органов и лиц, должны руководствоваться только законом[17].
Важнейшая особенность осуществления деятельности судебных органов заключается в строгом соблюдении определенной процессуальным законодательством процедуры, которая гарантирует демократизм и взвешенность правосудия, обоснованность и законность судебного решения. К особым принципам судопроизводства относятся:
равенство прав граждан на судебную защиту;
гласность;
равноправие сторон (например, обвинения и защиты);
состязательность сторон;
обязательность судебных решений;
обжалования судебных решений (например, приговор суда может быть обжаловано в вышестоящий суд апелляционной или кассационной инстанции).
Кроме правосудия суд в правовом государстве осуществляет функцию защиты прав и свобод человека и гражданина. Судебная защита прав и свобод человека в условиях формирования правового государства должно стать основной формой их юридической защиты и поэтому подлежит всестороннему развитию и поддержке.
Следует отметить, что судебная власть занимает особое место в системе государственно-правовых институтов правового государства. Поэтому правовое государство является «государством судей» в том смысле, что судебная власть в условиях функционирования принципов правовой государственности является наиболее приближенной к праву ветвью государственной власти, предусматривающий, в частности, возможность суда рассматривать иски об ответственности органов государственной власти перед человеком и гражданином с поводу нарушения или ограничения их прав или свобод.
Принципиальным является и то обстоятельство, что именно судебным органам в правовом государстве принадлежит окончательный вердикт в решении юридических споров и конфликтов, ярким примером чего является решение Конституционного Суда РФ, которые считаются окончательными и не подлежат обжалованию. Важным для констатации особой роли судебной власти в правовом государстве и то, что судьи являются юристами по специальности[18].
2.3. Государственная служба и ее виды. Государственный служащий, должностное лицо
Для успешного функционирования государственных органов должна быть налажена государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах, учреждениях и предприятиях по практическому выполнению их задач и функций, получают заработную плату за счет государственных средств.
Прежде всего, следует заметить, что само понятие "служба" предусматривает общественно полезную оплачиваемую деятельность, которая включает обслуживание законных интересов и потребностей граждан и осуществления управления. Государственная служба – это социальный и государственно-правовой институт.
Как комплексный институт, который является как отдельным явлением, так и совокупностью самостоятельных компонент, предлагаем государственную службу рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле государственная служба – это деятельность государственных служащих в государственных органах и предприятиях; в узком – это государственно-правовой институт, обеспечивающий профессиональную, публичное и политически нейтральную деятельность государственных служащих, направленную на выполнение задач и функций государства, что оплачивается из средств государственного бюджета[19].
Несмотря на то, что термин "государственная служба" является широко применяемым и комплексным, его исследования обязательно должен осуществляться в нескольких направлениях. Можно применять такие концептуальные подходы: процессуальный (Государственная служба как профессиональная деятельность государственных служащих), структурный (как налажена система государственных органов), организационный (как система государственных должностей, отличаются по функциям, полномочиям и иерархией), институциональный (как система, обеспечивающая реализацию функций государства) и социальный (как интегрирующий фактор).
Разделяют государственную службу на такие содержанию составляющие: социальную (учитывая социальное назначение), политическую (государственная служба как фактор политической стабильности), социологическую (как способ реализации функций государства), правовой (как юридическую регламентацию государственно-властных отношений), организационную (как систему организованных элементов) и моральный (как совокупность этических принципов).
В условиях многообразия научных подходов согласимся с тем, что понятие "государственная служба" является комплексным и многоаспектным и в связи с этим может быть должным образом проанализировано только с применением различных методов исследование[20].
В качестве объекта управления государственная служба одновременно является профессиональной служебной деятельностью и системой правовых, социальных и организационных институтов, и предлагаем положить в основу анализа. Итак, государственная служба – это межотраслевой институт, включающий нормы конституционного, финансового, трудового и административного права, а управление государственной службой должно осуществляться с неуклонным соблюдением законов и сопровождаться работой над совершенствованием законодательства и правоприменения. В этом контексте государственная служба – это юридически регламентированы государственно-служебные отношения, в результате осуществления которых обеспечиваются практическая реализация должностных полномочий служащих и компетенция соответствующих органов. Элементами указанного института является правовой статус (права и обязанности), запреты, ограничения, поощрения и ответственность государственных служащих, порядок возникновения, прохождения и прекращения отношений государственной службы.
Государственная служба как профессиональная деятельность государственных служащих предусматривает создание условий для выполнения указанными лицами функций государства на основе реализации профессионального потенциала и постоянного развития навыков, а также непосредственно деятельность, которую могут осуществлять исключительно лица с соответствующим уровнем образования и профессиональной подготовки.
Государственный орган – это способ организации работников, который составляет организованный коллектив, основанный государством, действует на основании положения, в пределах утвержденной структуры и с соблюдением установленного регламента, реализует государственные функции, обеспечивает соблюдение публичного интереса, действует одновременно и от имени государства, и от собственного имени, наделен автономией и собственной компетенцией и может нести ответственность за результаты своей деятельности[21].
Как социальный институт государственная служба проявятся в том, что с ее реализацией неразрывно связаны осуществления государственной социальной политики, удовлетворения социальных потребностей граждан, развитие гражданского общества и контроль со стороны государства за сохранением социальных ценностей и соблюдением стандартов. Государственная служба как социальный институт объективно обусловлена трансформацией современной государства в государство гражданского типа, где государственная служба является не аппаратом принуждения, а фактором общественной консолидации и базовым каналом для взаимоотношений государства и народа.
Лиц, занимающих должности в государственных органах и организациях по практическому выполнению их функций и задач и получают заработную плату за счет средств государственного бюджета, называют государственными служащими[22].
Таким образом, государственными служащими в широком смысле является не только работники органов исполнительной власти, как до сих пор считалось, но и депутаты парламента, судьи, прокуроры, другие лица, занимающие должности в государственных органах и организациях. Они относятся к государственным служащим независимо от того, в какой сфере общественных отношений реализуют свои полномочия или к какому ведомству относятся, поскольку занимают должности, связанные с осуществлением государственно-властных или иных служебных обязанностей по уполномочию государства, и подпадают под действие правовых норм, устанавливающих их особый правовой статус как лиц, работающих на государство, его служащих.
Итак, физическим воплощением государственного аппарата и механизма государства является его кадры - люди, которые работают в соответствии со своими должностями, непосредственно выступают от имени государства, государственных органов и организаций, представляющих их в отношениях с гражданами. Кадровый подход к организации государственной службы означает, что должности в государственном аппарате могут занимать только те лица, которые имеют определенный уровень образования, отвечающие квалификационным и другим должностным требованиям[23].
Следует рассмотреть несколько наиболее важных классификаций государственных служащих[24].
Прежде всего, в зависимости от характера труда государственных служащих делятся на руководителей, специалистов и технических работников, или обслуживающий персонал. С другой стороны, поскольку категория государственных служащих объединяет лиц с разнообразными по своему конкретными особенностями, первым делом - по характеру и объему императивности полномочий, их можно разделить на государственных служащих, имеют публично-правовой статус (должностных лиц), и государственных служащих, которые не имеют публично-правового статуса. В законодательстве о государственной службе развитых зарубежных стран, имеющих разветвленную систему государственной службы (Франция, Германия и т.д.), последнюю категорию государственных служащих называют обычно чиновниками, то есть речь идет о тех служащих, которые имеют соответствующий чин или иное специальное звание и зачислены на должность постоянно или же - настоящими государственными служащими.
Должностные лица представляют собой определенную группу государственных служащих, выделенную на основании особенностей их статуса, может быть охарактеризован как публично-правовой, поскольку он непосредственно связанным с реализацией прерогатив государственной власти, определенных законодательством государственно-властных полномочий. В отличие от должностных лиц статус и организация труда других государственных служащих по своим основным характеристикам существенно не отличаются от правового статуса и организации труда других категорий служащих, например работников частного сектора, и поэтому могут регулироваться нормами трудового, права на основании заключенного трудового договора (контракта)[25].
Какие же общие признаки должностных лиц позволяют их выделить из общей категории государственных служащих и сформулировать общетеоретическое понятие должностного лица государственного аппарата. Во-первых, должностное лицо уполномоченное государством выполнять управленческие, в широком смысле, функции. Во-вторых должностное лицо наделено юридическими государственно-властными полномочиями. В-третьих, правовой статус должностного лица регулируется нормами публичного права. В-четвертых, должностное лицо имеет право принимать юридически обязательные для других лиц решения. В-пятых, должностное лицо выступает как непосредственный Носитель и представитель государственной власти. В-шестых, должностное лицо имеет право выдавать определенные правовые акты. В-седьмых, должностное лицо может быть привлечено к повышенной юридической ответственности.