Файл: Аппарат государственной власти ( Сущность государственного аппарата).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава І. Понятие и признаки государственного аппарата
1.1 Сущность государственного аппарата
Признаки государственного аппарата
Глава ІІ. Структура государственного аппарата
2.1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
2.3. Государственная служба и ее виды. Государственный служащий, должностное лицо
Признаки государственного аппарата
Категория «государственный аппарат» имеет самостоятельное значение и определяется как отдельное юридическое понятие. При этом должен учитываться и тот факт, что, будучи структурным элементом механизма государства в широком смысле данного понятия, государственный аппарат характеризуют те же признаки, что и механизм. Однако отождествляя категории «механизм» и «аппарат» в рамках узкого понимания механизма государства и учитывая самостоятельное значение категории «государственный аппарат», можем определить его следующие особые признаки:
- Это система созданных государством структур, имеющих форму органа государства;
- наличие исключительно властных полномочий, которые определяют функциональное назначение органа;
- Наличие чиновников, реализующих полномочия от имени государства на профессиональной основе;
- Наличие нормативно закрепленной структуры и законодательно определенных полномочий (компетенции)
- Связанность с государством, поскольку все решения отражают ее волю и принимаются от его имени;
- Финансирование из бюджета;
- Обеспечение реализации государственных функций и задач по управлению обществом;
- Система органов, распределенных по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- Система органов, наделенных материально-техническими и организационными средствами, обеспечивающими реализацию полномочий[8].
Таким образом, приведенные признаки категории «государственный аппарат» предоставляют возможность отделить ее от таких категорий, как:
• политическая система общества, понимается как комплекс различных государственных и негосударственных структур, реализующих политическую власть и обеспечивающих политические интересы;
• механизм государства - совокупность различных государственных структур, обеспечивают экономические, социальные, политические и правоохранительные функции;
• орган - коллектив служащих, чиновников, который является структурным элементом государственного аппарата[9].
По нашему мнению, государственный аппарат – это конституционно предусмотрена система государственно-властных структур, наделенных определенными полномочиями представительного, управленческого и судебного характера.
Государственный аппарат является структурированной категорией. Структура государственного аппарата находит свое выражение через его внутреннее строение, а также через порядок взаимодействия и соотношение составляющих его элементов.
Основными среди них являются: система органов государственной власти; система органов государственного управления; система судебных органов. Каждая из этих систем является носителем соответствующей государственной власти[10].
Глава ІІ. Структура государственного аппарата
2.1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают законодательно определены регулятивные, отправные принципы и требования к его организации и функционирования с целью наиболее оптимального и эффективного выполнения функций и задач государства.
Принципам организации и деятельности государственного аппарата в странах социально-демократической ориентации следует отнести:
разделение властей;
выборность высших органов государственной власти;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
деятельность в пределах компетенции, установленной законодательством;
профессионализм и компетентность;
обязательность решений, принятых высшими государственными органами для низших государственных органов;
прозрачность
подконтрольность;
ответственность;
соблюдение прав гражданского общества – местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, организаций, учреждений;
беспристрастность осуществления полномочий;
равное право граждан на доступ к государственной службе;
стабильность кадров;
эффективность[11].
Подробнее следует остановиться на принципе разделения властей, поскольку он является одним из основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в условиях становления в России демократического правления и правовой государственности.
Прежде всего уточнения требует вопрос о том, делится единая государственная власть на определенные лишь относительно обособленные ветви власти, идет ли речь о функционировании отдельных самостоятельных властей. Так, Конституция США 1789 не содержит единого понятия государственной власти, указывает лишь на отдельные виды власти - законодательную, исполнительную и судебную. И, наоборот, с точки зрения теории народного суверенитета, когда народ признается источником государственной власти, предполагается ее единство, при этом не исключает возможности разделения государственной власти на отдельные ее ветви.
Разделение государственной власти не может быть сведено к привычному разделению труда по управлению обществом, которое возникает вместе с появлением такой сложной совокупности государственных органов, как государственный аппарат, и имеет своим основанием специализацию его работников на определенной деятельности - нормотворческой, исполнительной или судебной, которые требуют различных способностей и навыков, и имеет целью повышение оперативности и эффективности функционирования государственного аппарата[12].
Не является оправданным отождествление разделения властей с распределением функций и полномочий, поскольку последнее, как юридическое воплощение разделения властей, не отражает всех глубинных демократических его основ. Так, разделение функций и полномочий может быть характерным для механизма функционирования государственной власти в условиях авторитарного правления, поскольку имеет целью только повышение его эффективности и не затрагивает вопросы социальной сущности. Демократия же требует от государственной организации определенных уступок в направлении учета интересов гражданского общества, уважения к политической свободе своих граждан.
Разделение властей имеет глубокий демократический смысл, поскольку в конечном измерении он направлен, согласно концепции Ш. Монтескье, на недопущение концентрации государственной власти в руках одного человека, органа или класса, возможного произвола, в конце концов - на обеспечение политической свободы человека и гражданина. Разделение властей в этом смысле должен рассматриваться не только как принцип организации и деятельности государственного аппарата, но и в значительно более широком контексте как один из основополагающих принципов демократии. Другими словами - без разделения властей демократии, во всяком случае, в ее современном понимании, быть не может.
Особо следует подчеркнуть, что только в условиях функционирования механизма разделения властей становится возможным реальное господство режима законности в стране, когда ни одна из ветвей власти не имеет возможности узурпировать всю государственную власть, возвыситься над другой ветвью власти и диктовать ей свою волю. Итак, при таких условиях, отношения между ними можно выстраивать только на принципах равенства каждой из ветвей власти перед законом[13].
Разделение властей как принцип организации и функционирования государственного аппарата воплощается юридически в разделе полномочий между тремя основными звеньями государственного аппарата: органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в функционировании механизма взаимных сдержек и противовесов между этими ветвями власти.
Механизм взаимных сдержек и противовесов между органами законодательной и исполнительной власти имеет целью обеспечения их сотрудничества как ветвей единой государственной власти. Органы законодательной власти сдерживают исполнительную власть, поскольку исполнительная власть не может выходить за пределы принятых парламентом законов. Олицетворен парламентом орган законодательной власти формирует или принимает участие в формировании высшего органа исполнительной власти - правительства, осуществляет парламентский контроль за деятельностью правительства по выполнению им законов. В свою очередь высшие органы в системе исполнительной власти наделяются правами законодательной инициативы, могут применять отлагательное вето относительно законов, принятых парламентом[14].
За парламентско-президентской форме правления президент, тяготеет к исполнительной власти, при наличии определенных, определенных Конституцией условий имеет право распустить парламент и, наоборот, парламент при соответствующих условиях устранить президента с поста в порядке импичмента.
Органы судебной власти защищают права и свободы человека и гражданина от любого произвола со стороны государственных органов. Кроме того, Конституционный Суд как специфическое подразделение в системе судебной власти может сдерживать как законодательную, так и исполнительную власть путем признания законов, принятых парламентом, и правовых актов высших органов исполнительной власти неконституционными в случае, если они не соответствуют Конституции[15].
2.2. Общая характеристика, функции и принципы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти
Законодательная власть – это отделена в условиях разделения властей ветвь власти, которая имеет исключительные полномочия на принятие законов.
Органами законодательной власти является парламенты, которые в разных странах называются по-разному: в США - Конгресс, в Англии Парламент, в России - Федеральное Собрание, в Украине - Верховная Рада. Парламент может быть однопалатным (Италия, Швеция и т.д.) или двухпалатным (в федеративных государствах - России, США, ФРГ, а также в некоторых унитарных государствах - Франции, Польши).
Главной функцией законодательной власти является законодательное регулирование общественных отношений, то есть принятие законов. Поскольку парламент является непосредственным выразителем народного суверенитета, народной воли и интересов, то кроме законодательной он выполняет еще две дополнительные функции: 1) учредительную; 2) контрольную.
Учредительная функция законодательной власти состоит в том, что парламент формирует или принимает участие в формировании правительства, избираемых или утверждаемых на должностях руководителей правительства, министерств, ведомств, а также других высших государственных органов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью подотчетных ему государственных органов - правительства, министерств, ведомств (контрольная функция).
По законодательной власти в результате своего представительского мандата является наиболее политизированным институтом власти в отличие от других ветвей власти - исполнительной и судебной, в отношении которых существует прямой конституционный запрет создания ячеек политических партий и политической активности. Поэтому не случайно, что в органах законодательной власти – парламентах не исключается, а, наоборот, предполагается создание фракций политических партий, парламентского большинства, меньшинства и тому подобное.
Представительный характер законодательной власти позволяет определить ее «первой среди равных» в системе разделения государственной власти. Это приводит к тому, что при определенных условиях компетенция органов законодательной власти может толковаться очень широко. Например, считается, что английский парламент может все, «кроме превращения женщины в мужчину и наоборот». Французский же парламент в результате государственно-правовых реформ президента де Голля в значительной мере потерял реальные возможности законодательного воздействия на состояние дел в стране[16].