Файл: Понятие и виды источников права ( ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от характера отношений обычая с законом различают три вида обычаев: «помимо закона» (secundum legem), «вне закона» (praeter legem) и «против закона» (consuetudo adversus legem). Первые наиболее распространены во всех странах, они способствуют правильному толкованию закона, объясняют и дополняют его. Вторые обычаи рассматриваются как самостоятельные источники права и регулируют только отношения, которые не регулируются кодифицированным правом. Последние - довольно редкое явление, не только не приветствуемое, но и часто запрещенное национальными законами.

Доктрина не признается источником права, но часто законодатель прибегает к ней при подготовке и обсуждении проектов нормативных актов. Кроме того, это учение формирует правовые термины и категории, которые выражают законодатели, а также, по возможности, их тенденции, которые впоследствии использует законодатель.

Теория правовых источников в странах этой правовой семьи не основана на определении единственной прежней роли правовых норм, но также предполагает стремление к справедливому созданию права и совмещению частных интересов и интересов всего общества.

3. Источники семьи религиозного права

Семья религиозного права в принципе не похожа на другие семьи: она характеризуется архаичным характером ряда институтов, их казуистичностью и отсутствием систематизации. К семьям религиозного права относятся мусульманское право, индусское (индуистское) право. Религиозная правовая семья состоит из обычных религиозных норм, которые соответствуют религиозно-этическим принципам, толкованиям священных книг и писаний, решениям религиозных судов.

Рассматривая мусульманскую правовую систему, не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с положительными правовыми системами мусульманских стран. Потому что гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, естественно, опираются на принципы мусульманского права. С развитием общества такая двойственность правовых систем увеличивается, так как общество больше не могло регулироваться только религиозными нормами и догмами.

Следует более подробно рассмотреть источники мусульманского права. Основой права является Коран-священная книга мусульман. Сунна-биография пророка Мухаммеда, своего рода результат толкования Корана, схожа по смыслу и проблемам содержания. Хотя это основные источники мусульманского права, правосудие осуществляется не при обращении к Корану, а при обращении к книгам авторитетных юристов, богословов разных лет, в которых содержится необходимая интерпретация. Религиозные тексты изначально не были созданы с целью юридического регулирования общественных отношений, поэтому иногда ощущается отсутствие правовых положений для решения определенных юридических проблем. Решение ситуации заключается в доктрине-толкование, разъяснение, выражение основных принципов и постулатов, содержащихся или принятых в религиозных текстах. Таким образом, источником мусульманского права следует считать иджму-согласованное заключение древних юристов, знатоков ислама, «единого соглашения мусульманского общества». И рассуждения в области права по аналогии с названием «Кияс», суть которого заключается в применении определенных положений, установленных сунной или иджмой, к новым случаям, не предусмотренным этими источниками права.


Мусульманское право не включает в себя обычай, но также не отрицает его и не отвергает: формально мусульманские юристы не считают обычай источником права, а иногда прибегают к дополнению или уточнению применяемого принципа права или нормативно-правовой нормы. Прецедент не признается источником права в этой семье-решения судов не несут нормальности в решении подобных дел.

Условия современной жизни делают невозможным не вмешивать законодателя в существующую правовую систему-роль законодателя все же имеет отличия: он выполняет роль законодателя, а не его творца. В этой связи законодатель имеет только возможность оказывать косвенное влияние на право, например, предписывать судьям, какая из толкований должна применяться в конкретном случае. Законы не являются частью мусульманского права-они являются одними из источников позитивных правовых систем мусульманских стран. Власть вынуждена проводить определенную систематизацию законодательства, например, путем кодификации некоторых отраслей права, для порядка регулирования общественных отношений. Однако объем доступных для их контроля отношений ограничен-так, например, многие страны давно выступают против регулирования личного статуса, считая, что этот круг отношений имеет исключительно мусульманское право, религиозные нормы.

Индуистское право не основано на религиозных текстах. По сути, это обычное право, в котором преобладает религиозная доктрина-индуизм. Еще важными регуляторными факторами являются осознание и справедливость. Религиозные и правовые нормы в учении смешаны, часть положений может быть найдена в дхарме, часть-в дхармашастрах или акртхашастрах. В настоящее время желание ученых переформулировать дхарму отсутствует, больший интерес представляет необходимость регулирования действующих в настоящее время норм для индусов.

Законодательство и судебные прецеденты не признаются источниками права. Законы, принятые правителем, а также временные конкретные правила, часто подлежат широкому толкованию судьей, что позволяет им применять свою справедливость и власть. Поэтому решение суда имеет свою силу только в свете обстоятельств конкретного дела и не может считаться обязательным для других случаев.

Произошли множественные изменения под влиянием английского права, законодательные реформы уже касаются системы права государства, то есть индийского права. Индуистское право остается применимым только к индуистской части индийского населения, оно по-прежнему регулирует личный статус населения. Большинство индусов не следуют новым законам, но продолжают жить так, как жили их предки, тем не менее законодатель пытается регулировать ситуацию, избавиться от ненужных обычаев, принять все возможные меры для эффективного развития страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе написания данной работы была достигнута цель-систематизация информации об источниках права.

В этой работе сущность понятий форм определяет право и источник права и их взаимосвязь. В работе отражено содержание терминов, которое считалось идентичным и подразумевало под их смыслом внешнюю форму выражения законодательства, был изучен вопрос об основных формах права, их особенностях. Особое внимание уделяется нормативному правовому акту как важнейшему современному источнику права, его видам и особенностям; были изучены источники права основных правовых семей, для чего были проанализированы точки зрения различных ученых.

В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, основными источниками права в юриспруденции признаются нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием и правовой обычай, другие источники играют второстепенную роль.

Во-вторых, роль конкретного источника в правовой системе государства зависит от того, к какой правовой семье принадлежит правовая система государства и, соответственно, распространение источника права связано с особенностями исторического развития.

В-третьих, значение отдельных правовых форм в правовых системах не является постоянным-со временем изменения в системе правовых источников государства могут происходить под влиянием международного взаимодействия, стандартизации правопорядка, что отчасти наблюдается в настоящее время.

В-четвертых, система правовых источников играет фундаментальную роль в формировании всего правового государства: она несет в себе основные исторические особенности правовой семьи, способствует успешной реализации основных принципов правового государства, укрепляет законность.

Систематизация информации об источниках права имеет практическое значение-это позволяет анализировать исходные системы отдельных областей права, проводить аналогии и определять функционирование определенной области права в рамках одной или нескольких правовых семей. Кроме того, рассматриваемые теоретические аспекты этой темы открывают пространство для дальнейшего изучения правовых форм в отношении отдельных стран современного мира, определения тенденций их развития, анализа возможных путей совершенствования системы правовых источников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бошно С. В. Теория права и государства — М.: Яуза, Эксмо, 2011.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М.: Омега-Л, 2008.
  3. Вопленко Н. Н. Источники и формы права: Учеб. Пособие. — Волгоград, ВолГУ, 2004.
  4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004.
  5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008.
  6. Загайнова С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. — М.: Издательство НОРМА, 2002.
  7. Зивс С. Л. Источники права. / Ин-т государства и права АН СССР. — М.: Наука, 1981.
  8. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999.
  9. Кулажников М. Н. Право, традиции и обычаи. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1972.
  10. Марченко М. Н. Источники права. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  11. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  12. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 2. — М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911.
  1. См. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 2. — М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911.

  2. Ображиев К. В. Формальные (юридические) источники права: проблемы теоретического определения // Российский юридический журнал. — 2010. — № 4. С. 35.

  3. Бошно С. В. Теория права и государства — М.: Яуза, Эксмо, 2011. С. 143.

  4. См. Бошно С.В. Форма права: теоретико-правовое исследование. Автореф. Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2005.

  5. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 2. — М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. С. 441.

  6. Малова О. В. Правовой обычай и его виды // Сибирский юридический вестник. — 2001. — № 1. С. 17.

  7. См. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004.

  8. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. С. 278.

  9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. С. 190.