Файл: Понятие и виды источников права ( ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широко распространена классификация подзаконных актов Российской Федерации в зависимости от юридической силы и субъектов законодательства. Различают указы Президента, постановления правительства, ведомственные акты (инструкции и приказы министерств и других органов исполнительной власти), действия органов исполнительной власти субъектов Федерации. Конечно, такое разделение правовых актов не является универсальным для всех государств в силу особенностей национальных правовых систем, многовековых традиций и различных систем государственной власти. Тем не менее в большинстве случаев действие подзаконных актов организовано по принципу степени юридической силы действия.

3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Для того, чтобы регулировать общественные отношения должным образом, необходимо осуществлять определенные положения, особенности, отражающие действие нормативного правового акта, - что объясняет и определяет, когда, на каких субъектах, в какой области действует конкретный нормативно-правовой акт.

Одной из таких особенностей является действие правового акта во времени. Как правило, начало действия НПА связано с моментом его выпуска. Дата вступления в силу может быть определена самими актами или указана в специально опубликованных актах для их вступления в силу. Естественно, что сроки вступления в силу различных актов разные, в зависимости от степени сложности и важности документа, требуется разное количество времени для ознакомления с его содержанием или осуществления необходимых подготовительных мероприятий. При необходимости введение закона в разных частях страны при технической или организационной невозможности одновременного опубликования закона на всей территории страны может происходить постепенно, неодновременно.

Прекращение действия закона, то есть утрата его юридической силы, может произойти в нескольких случаях. Это может быть достигнуто путем прямой отмены действующего акта другим актом, изданным государственным органом. Также предусмотрено заменить его другим актом, устанавливающим новые нормы в этой сфере. А для законов, которые содержат установленный срок действия, юридическая сила теряется по истечении этого срока.


В связи с действием закона во времени уместно рассмотреть понятие обратной силы закона, то есть распространение действия закона на отношения, существовавшие до вступления в силу. В большинстве стран мира существует презумпция непризнания обратной силы закона-закон обратной силы не имеет. За исключением случаев, когда обратная сила закона соответствует принципам гуманизма, например, положения уголовного права, предусматривающие смягчение или отмену ответственности за определенные действия.

Есть и границы действия нормативно-правовых актов в пространстве, которое находится на определенной территории. По этому критерию могут быть действия, совершаемые на всей территории государства, на определенной его части, и распространение их власти за пределами государства. В частности, федеративном государстве к первому типу относятся акты, изданные федеральными органами власти, за которыми следуют акты, принятые государственными органами субъектов Федерации, действие которых ограничено территорией соответствующего субъекта. Последний тип включает в себя нормы международного права, обусловленные межгосударственными экономическими, политическими, торговыми и другими отношениями. Кроме того, иногда определяются другие территориальные границы нормативно-правовых актов, отражающих расселение народов, сохраняющих традиционный образ жизни, проживающих на той или иной территории.

Третий признак действия, характерный для нормативно-правовых актов-действие в кругу лиц, то есть назначение получателей нормативных актов. Согласно общему правилу, действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Однако существуют ограничения для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом - они также регулируются законами страны пребывания, но, при необходимости, регулирование их ответственности осуществляется в соответствии с нормами международного права.

Глава III ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

1. Источники англосаксонского права


Право англосанкской семьи по своей природе и по содержанию является «судейским правом», прецедентным правом (case law). По сути, право создается самим судьей-его основу составляют судебные решения по различным вопросам. На первый план выходит судебная практика: при решении дела суд руководствуется решением Высшего суда или суда той же инстанции по аналогичному вопросу.

Принято считать, что прецедентное право зародилось в Англии. Так называемое общее право, созданное королевскими судами, было как раз правом судебной практики. Такая практика дошла до наших дней и активно применяется. Структура этой системы основана на следующих правилах. Решения, принятые Палатой лордов, являются обязательными прецедентами для всех судов и для самой Палаты лордов без исключения. Решения, принятые апелляционным судом, являются обязательными как для самого суда, так и для всех судебных инстанций, за исключением палаты лордов. Решения Верховного суда являются обязательными для нижних судов и играют важную роль и часто используются в качестве руководства для различных отделений Верховного суда и Суда короны.

Ключом к успешному функционированию системы прецедентов является наличие систематизированных судебных отчетов. В процессе их составления и публикации такие решения выделяются судами, которые не должны рассматриваться как прецеденты.

Существует два типа прецедентов: деклараторный и креативный. Деклараторным прецедентом называют уже существующее судебное решение, которое будет применяться в новом деле. Креативный прецедент-это новое судебное решение, которое ранее не имело аналогов.

Система судебного решения включает в себя несколько частей, из которых является обязательным только Ratio decidendi (обязательная часть решения) – основной принцип решения, который интегрирован в правовую систему и которому впоследствии будет следовать судья. Следующая часть-obiter dictum (рекомендательная часть решения) - заключение, основанное на факте, который не является предметом судебной экспертизы, обоснование убедительности решения. Только судья, который позже использует прецедент, определяет, что в решении есть коэффициент decidendi и что obiter dictum.

Следующим источником права, характерным для англосаксонского права, является закон. Закон понимается в таком контексте как общее понятие-он содержит как законы (уставы), так и подзаконные акты - то есть законы законодательной и исполнительной власти в отличие от правосудия. Традиционно закон в англосаксонской семье не считается нормальной формой выражения права-судьи применяют закон, но содержащаяся в нем норма является окончательно частью права только после ее толкования и применения в судебных решениях, судьи предпочтут использовать прецедент, содержащий ссылку на норму закона, а не сам закон.


С недавних пор можно говорить о формировании нового раздела в английском праве-теперь закон и подзаконные акты нельзя считать подчиненными: они фактически играют ту же роль, что и аналогичные источники права на Европейском континенте. Большинство из этих законов направлено на развитие отдельных секторов общества (социальное обеспечение, экономика, транспортная система).

Положение закона в Великобритании становится более похожим на статус закона в США, где его значение несравненно больше. Во многом это определяется наличием федеральной конституции, которая усиливает роль письменного права как такового.

В США правило прецедента-star decisis-специфично из-за федеративного устройства государства и наличия как системы федеральных судов, так и судебной системы государств и, следовательно, разграничения нормативных объектов. Таким образом, Высшие суды Федерации и государств не обременены обязательством своих решений, они признают гибкость системы прецедентов и иногда могут вносить изменения в судебную практику путем толкования Конституции (реже – законов). Кроме того, прецедент внутри судебной системы суверенного государства имеет свою силу.

Другие источники права (учение, обычай, правовые традиции) играют действительно второстепенную роль, хотя они все еще имеют определенное значение, например, если по теме дела нет прецедента, нет правового регулирования или обязательного обычая.

Обычай в этой правовой системе признается обязательным, то есть считается источником права только в том случае, если он имеет характер старого обычая. Вновь возникшие обычаи вскоре будут санкционированы судебной практикой или законом, поэтому они потеряют статус привычки и превратятся в юридическую норму. Доктрина и разум могут быть полезны только для восполнения пробелов в праве, вытекающих из казуистической природы общего права. Так возникают новые нормы, основанные на разумном разрешении спора, когда нет ни приемлемой нормы, ни прецедента, ни обычая по конкретному вопросу. В некоторых национальных правовых системах интегрированные принципы и нормы международного и иностранного (национального) права выделяются как особый источник права.

2. Источники романо-германского права

Корни этой правовой системы восходят к временам Римской империи. Однако влияние римского права не приходило в равной степени на различные национальные правовые системы и приводило к уникальным особенностям каждого из них. В частности, существует обобщенная классификация источников права романско-немецкой правовой семьи в зависимости от степени ее распространения, ее значения и юридической силы. Существуют первичные правовые источники-нормативно-правовые акты и обычаи, иногда принципы права-и вторичные правовые источники-судебные прецеденты и научные работы известных юристов.


Земли романско-немецкой семьи являются странами письменного права. Закон не случайно является основой для системы правовых источников-он охватывает все аспекты правопорядка во всех странах романско-немецкой правовой семьи. Закон исторически был основным элементом, опорой формирования и развития этой правовой семьи, он считался выражением правил справедливости, которые воплотились в жизнь. При этом закон включает в себя все письменные правовые акты, которые исходят от уполномоченных для их опубликования законодательных и исполнительных органов власти, то есть почти все нормативные и правовые акты.

Необходимо отметить две тенденции стилей законов: первая предполагает желание сделать законы максимально понятными и доступными, вторая считает правильным развивать четкий технический язык, даже если это делает право понятным только экспертам.

Основная задача деятельности юриста в этой правовой семье-найти необходимую норму в законодательстве для эффективного применения к конкретному делу. На практике значение норм, содержащихся в уставе, очень часто и очень четко («либерально») расширяется поэтому научная точка зрения закона может быть использована в процессе исполнения строго по его содержанию. Толкование закона важно для его практического применения. Обычно судья совмещает различные методы интерпретации, чтобы вместе с буквой закона учитывать намерение законодателя.

Относительная свобода обращения судей с законом проявляется в возможности оценки фактов конкретного дела-они не связаны с решениями их предшественников, так как в этой правовой системе не признается судебный прецедент. Поэтому в случаях, когда законодатель использует формулы, не уточняя их четкого содержания (например, такие понятия, как семейные интересы, вина, невозможность исполнения), можно предположить, что он дал полномочия на свободный дополнительный поиск в рамках закона (inter legem).

Отношение к обычаю, как к источнику права в этой правовой семье выражается в двух противоположных подходах: социологическая концепция (роль обычая считается высокой) и позитивистская теория (роль обычая ни к чему не сводится). Правильнее было бы определить роль обычая на среднем уровне между этими двумя крайностями. Нельзя отрицать, что обычай играл большую роль в римском праве, но по мере усложнения разветвленных правовых систем его значение уменьшалось. Проводилась систематизация обычаев, им была дана письменная форма-вследствие этого их суть утрачивалась обычаем в пользу нормативного правового акта.