Файл: Понятие и виды источников права ( ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА
1. Различные подходы к пониманию источника права. Соотношение понятий источника и формы права
2. Виды источников (форм) права
Глава II НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
1. Нормативный акт как основной источник права, его признаки и виды
2. Закон как основной источник позитивного права
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Глава III ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
1. Источники англосаксонского права
2. Источники романо-германского права
Юридическим прецедентом называется судебное или административное решение для конкретного судебного дела, которому государство придает общеобязательное значение. Суть такого прецедента заключается в том, что предыдущее решение, вынесенное государственным органом (судебным или административным) в конкретном случае имеет силу законодательной нормы и при последующем разрешении подобных дел. Принято разделять административный и судебный прецеденты в зависимости от органа, который принимает решение: административный прецедент-решение исполнительного органа государственной власти, а судебный прецедент- решение высшего судебного органа.
Нормативный договор может быть определен как договор, основанный на равенстве сторон и общности интересов (результат волесогласования или волеслияния), содержащий нормы общего права, направленные на достижение желаемого сторонами (как правило, правотворческими субъектами) результата.
Как договор по своей форме, нормативный договор имеет общие признаки договора, но у него существуют и свои основные отличительные особенности. Главными из них являются: наличие правовых норм (правила общего и обязательного характера); законность договора; социальный характер (направление на достижение порядка социальных отношений, достижение договорного компромисса); особый формальный порядок заключения и особый порядок рассмотрения споров, связанных с их исполнением; обязательная публикация нормативного договора. Можно подчеркнуть и другие черты, как, например, преимущественно общественный характер нормативного договора. Ведь сторонами данного договора чаще всего являются публичные институты (государства, государственные органы, общественные объединения), помимо это, в этом договоре устанавливается общественная воля, целью которой является адекватно выражать и удовлетворять общественные интересы – интересы сторон.
В основном, нормативный договор считается юридическим источником в трех областях[7]. Во-первых, это международное публичное право. Международный договор, который всегда является нормативным в таком случае может служить основанием для принятия соответствующего закона в государствах-участниках и быть непосредственно источником права для стран, которые его подписали. Во-вторых, это сфера конституционного права, неотъемлемой частью которого являются федеративные договоры, договоры разграничения между Федерацией и ее субъектами, договоры сотрудничества и взаимной поддержки между субъектами Федерации. В-третьих, это сфера трудового права, в которой коллективные договоры и коллективные договоры относятся к нормативным договорам. Эти субъекты трудовых отношений и сами их представители не имеют правотворческой способности. Но они им предоставляются на основании определенных нормативных правовых актов-в России это Трудовой кодекс РФ, который определяет коллективный договор и соглашение как «правовой акт» (Статья 40,45 ТК РФ).
Доктрина как еще один источник права включает в себя следующие явления: философско-правовая теория; мнение правоведов по определенным вопросам правотворчества и правоприменения; научные труды самых известных исследователей в области государства и права. Иногда к ним относятся и взгляды юридического общества в целом. Роль доктрины как источника права более значительна на тех этапах правового развития, где государственное регулирование еще недостаточно развито. И действительно, в романско-германской правовой системе доктрина не используется в качестве доказательной основы, чего нельзя сказать о мусульманском праве.
Принципы права признаются источником во многих правовых системах, но их роль в каждой из них различна. «Выступают божественная воля, разум, справедливость, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т. д.»[8]. Выделение принципов права как форм права неоднозначно. Они могут быть зафиксированы в актах государства и соответственно конкретизированы в процессе применения нормы, либо вообще не имеют письменной формы. В любом случае особенность этой формы права заключается в том, что принципы права непосредственно не оказывают воздействия на поведение субъектов права. Как правило, они выполняют роль основы, условия для реализации последствий норм-правил поведения. В некоторых странах принципы права рассматриваются как высшее право, своего рода аналог естественного права. Поэтому они применяются не только к пробелам в законодательстве, но и к проведению конституционных проверок, на основании которых возможно дополнение и реформирование законодательства.
Принцип права как совокупность идей существует в любом обществе: с древних времен и идеи о вечности, универсальность и неизменность норм традиционного права и по сей день с его идеями справедливости, морали, соответствия добрым нравам. Однако редко встречается, что принципы права относят к формам права и придают им правильное значение.
При изучении вопроса касательно партийных источников права, возникают различные точки зрения. Чтобы назвать их источниками права, необходимо понять, какую роль сыграли партийные документы в советской правовой системе. Наконец, некоторые ученые ссылаются на этот вид документов на источники права в силу их обязательного характера, который сложился в условиях сращивания партийного и государственного аппарата. Большинство ученых не склонны признавать самостоятельную роль источника права за партийными документами, привнося их больше к науке, к доктрине. Так, по словам Р. Давида «такого рода документы, как партийные программы и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо»[9].
Партия по своему существу является общественной организацией, ее нормы не имеют юридического значения. Они могут стать законными только в двух случаях: во-первых, при публикации совместного решения с государственными органами, во-вторых, в случае временной или последующей санкции государства, которые сами по себе не являются партийными документами в чистом виде.
Глава II НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
1. Нормативный акт как основной источник права, его признаки и виды
Нормативно-правовой акт в настоящее время признан основным источником права в большинстве стран мира, его важная и решающая роль в праве редко отрицается. Для начала необходимо рассмотреть суть понятия «правовой акт». Правовым актом именуют документ, принятый управомоченным субъектом (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), который имеет официальный характер и обязательную силу, выражающую правящие приказы и направленную на регулирование общественных отношений.
Правовые акты являются разнотипной и общей категорией по сравнению с нормативными правовыми актами, поскольку первые вместе включают в себя вторые правовые акты индивидуального характера. Индивидуальные правовые акты (правовые акты) относятся к определенным отношениям: они определяют, изменяют или отменяют права и обязанности отдельных лиц по определенному конкретному случаю. Положения, принятые нормативным правовым актом, охватывают широкий спектр общественных отношений, но, как правило, они применяются неоднократно и распространяются на неопределенное число лиц. Необходимо также отличать нормативный акт от актов разъяснения и толкования права, так как они не направлены на установление или изменение содержания правовых норм, а существуют для разъяснения его значения и границ его действия.
Формой права необходимо рассматривать именно нормативно-правовые акты, то есть законодательный акт, выданный компетентными государственными органами в установленном порядке, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Чтобы выявить содержание этой концепции через ее особенности, необходимо изучить следующие характерные черты. Во-первых, нормативно-правовой акт содержит нормы права, а его назначение-регулирование общественных отношений. Во-вторых, это официальный документ, который несет в себе информацию юридического значения и имеет определенную юридическую силу. В-третьих, это письменный документ, который имеет особую внутреннюю структуру. В-четвертых, он является частью единого закона и выполняет единые цели и задачи для системы. Нормативные правовые акты издаются уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Кроме того, правовым актом обладает атрибутами, придающими ему индивидуально-правовые свойства. Одной из наиболее важных особенностей нормативно-правового акта является нормативность.
Нормативно-правовые акты входят в единую правовую систему, поэтому, соответственно, они имеет свою иерархию. Система правовых актов определяется отдельно основными законами, которые актуальны в каждой стране. Для характеристики нормативного правового акта в соответствии с его фактическим действием используется термин «юридическая сила», который в данном случае понимается как место действия в иерархии нормативных правовых актов, соответствие действий, принятых подчиненным органом, и действий, принятых вышестоящим органом. Именно юридическая сила определяет положение нормативно-правового акта в общей системе государственного нормативного регулирования. Действия нижних правовых органов (например, действия местных органов государственной власти), соответственно, обладающие меньшей юридической силой, издаются на основании и по нормативным правовым актам, изданным высшими правовыми органами (высшими представительными органами).
Классификация нормативных актов осуществляется по различным признакам. Таким образом, в зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенного-длительного действия и временного действия. В зависимости от особенностей правового статуса субъекта законодательства, нормативные акты разделяют на: нормативные акты государственных органов, нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, товариществ и т. д.), нормативные акты совместного характера (государственных органов и других социальных структур), нормативные акты, принятые на референдуме. В федеративном государстве в зависимости от сферы применения нормативных актов они подразделяются на федеральные акты, нормативные акты субъектов Федерации, нормативные акты местного самоуправления, локальные нормативные акты. По регулированию юридической силы нормативные правовые акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
2. Закон как основной источник позитивного права
Закон-это своего рода регламент, это акт, который особым образом принимается законодательной властью или референдумом, который выражает волю народа, обладает высшей юридической силой и регулирует основные социальные отношения.
К особенностям закона, позволяющего отличить его от других нормативных правовых актов и придать ему качество верховенства права, относятся следующие положения. Закон - это такой нормативный акт, который принимается только законодательной властью в результате законодательного процесса или через референдум – всенародное голосование. Законы регулируют наиболее важные, основополагающие общественные отношения (конституционные права и свободы граждан, государственное устройство и т. д.). Законы направлены на то, чтобы выразить волю и интересы народа. Эти акты принимаются особым образом и имеют высшую юридическую силу в отношении всех остальных актов-все остальные правовые акты публикуются на основании законов, в соответствии с законом и не могут противоречить ему. Закон занимает ведущее место в законодательной системе и фактически является системообразующим фактором всей системы. Также важен эффективный механизм исполнения законов-например, может быть установлен общий надзор прокуратуры за соблюдением законности. Как правило, закон характеризуется наибольшей стабильностью и продолжительностью существования, действия.
Из-за разнотипности законов существуют несколько различных видов законов. Так, в зависимости от регулируемых общественных отношений (от их значения) различают основные законы (они имеют конституционный характер, служат основой для всех законов, стабильны на основании особого порядка, принятия и изменения в них), конституционные законы (законы об изменении Основного закона государства, порядок изменения), органические законы (законы, дополняющие основной закон, принятые в отдельных вопросах, указанных в основном законе) и простые или обычные (остальные законы, которые дополняют основной закон, который в определенных вопросах основного закона будет принят).
Существует множество классификаций законов по разным причинам, например, по объему регулирования, общим и специальным законам, по темам законодательства – которые принимаются народом в результате референдума или законодательного органа, по видам-актуальным и внеочередным.
Особой категорией, включаемой в понятие закона в рамках позитивного подхода, являются законодательные положения. Устав-это закон, принятый в соответствии с законом, на его основе и не нарушающий его. Особенности устава включают вышеупомянутую связь с законами, публикацию компетентных органов и иерархическую организацию в зависимости от положения органа, ориентацию на решение текущей задачи и оперативное применение.
Существуют общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные подзаконные акты. К общим правовым положениям относятся нормативно-правовые акты общей компетенции, они имеют юридическую силу, соответствующую законам, и являются обязательными для исполнения всеми гражданами на всей территории страны. Именно такого рода правовые акты высших органов исполнительной власти государства, например, нормативные указы Президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты являются нормативно-правовыми актами органов представительной и исполнительной власти на местах, действие которых соответствующим образом ограничено подчиненной им территорией. Примерами местных подзаконных актов являются постановления и нормативные решения муниципалитета, мэрии и префекта. Дополнительные предписания, приказы и инструкции структурных подразделений государственных органов (министерств или ведомств), которые распространяются только на ограниченную область общественных отношений (например, банковских и таможенных отношений). Последний тип подзаконных актов-это внутренние организационные акты, то есть акты, которые издаются некоторыми организациями для регулирования внутренних вопросов, отношений, возникающих в конкретной деятельности государственных органов, предприятий, воинских частей и других организаций.