Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики (Понятие системы права и ее соотношение с правовой системой).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 988
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика системы права
1.1. Понятие системы права и ее соотношение с правовой системой
1.2. Структурные элементы системы права
Глава 2. Система законодательства и ее соотношение с системой права
2.1. Понятие и элементы системы законодательства
Отрасль права отражает более высокий уровень систематизирующих связей и характеризуется определенной целостностью, автономностью, обусловленных характером регулируемых общественных отношений. Взаимоотношения между людьми возникают по поводу различных потребностей. Это дифференцирует человеческие взаимоотношения на определенные виды: властные, управленческие, имущественные (т.е. то, что касается материальных благ), неимущественные (это могут быть отношения, связанные с защитой чести и достоинства, доброго имени, здоровья и т.д.), трудовые, семейные, земельные и т.д. Определенный вид общественного отношения регулируется соответствующими правовыми нормами, которые и составляют отрасль права.
Отрасль права — наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия[26].
1.3 Публичное и частное право
Деление на отрасли публичного и частного права является традиционным для романо-германской правовой семьи и в частности для российского права. До ХХ в. в России преобладало деление системы права на отрасли частного и публичного права. Основанием для такой классификации является цель и социальное назначение правовых норм. Такая классификация впервые была предложена и обоснована Ульпианом, римским юристом. К публичному праву он относил все то, что относится к пользе римского государства, а к частному – те нормы, что действовали на пользу частных лиц[27].
Необходимо отметить, что в связи с тем, что римское право было более развито в области частного права, то и в странах, которые входят в состав романо-германской правовой семьи, более совершенным на сегодняшний является гражданское право. Публичное право стало формироваться гораздо позже, чем частное право. Новые перспективы оно открыло в XIX-XX веках, когда на смену абсолютной монархии пришли выборные органы власти и прозвучал вопрос о том, как организовать государственное управление, чтобы не допустить злоупотреблений в этой области и оградить граждан от нарушений их прав и свобод.
Публичное и частное право сегодня в свою очередь принято разделять на ряд отраслей: конституционное, административное, международное, уголовное, гражданское, процессуальное и др., которые действуют во всех странах романо-германской правовой семьи. В государствах, как правило, так же совпадают и правовые институты, понятия, явления, поэтому перед юристами не встаёт трудностей понимания права разных стран романо-германской системы[28].
Сегодня общепризнанным является разделение права на частное и публичное, однако, несмотря на это, этот вопрос по сей день остается достаточно дискуссионным. Так, споры до сих пор ведутся споры об основаниях деления права на частное и публичное.
Борисова Л.В. рассматривает в качестве основного критерия дифференциации права на частное и публичное метод построения правоотношений, а именно теорию субординации и координации[29]. Исходя из точки зрения сторонников этого подхода, правоотношения между субъектами, наделенными равными правами и обязанностями, регулируются частным правом, а правоотношения власти и подчинения – правом публичным. Но у этой концепции есть свои недочеты для некоторых видов правоотношений, где взаимодействуют юридически не подчиненные один другому (равноправные) субъекты, например, для правоотношений, возникающих при заключении и реализации публично-правовых договоров между государствами (отдельными частями государств), административных договоров между органами публичной власти, коллективных трудовых договоров между работодателем и работниками.
Часть ученых называет критерием дифференциации способ защиты прав и законных интересов[30]. Эта концепция гласит, что частным правом регулируются правоотношения, где защита нарушенных прав возлагается на само заинтересованное лицо, в противном же случае организацией защиты занимаются уполномоченные органы власти и такие правоотношения регламентируются публичным правом.
Данная позиция оспаривается ввиду того, что она указывает на характер субъективного права лишь после его нарушения, хотя оно существует и до этого момента[31].
Еще одним существенным недостатком способа защиты как основания деления права на частное и публичное является то, что органы публичной власти могут подавать иски в защиту частных субъективных юридических прав граждан. Так, например, согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ[32] прокурором может быть подано заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд сам. Поэтому данное основание тяжело считать критерием деления права на частное и публичное.
Кроме того, в качестве критерия разделения на частное и публичное права выделяют характер реализуемого в правоотношении интереса, о чем мы говорили выше Данный подход кажется нам наиболее целесообразным. Однако и он имеет определенные недостатки.
Основание в виде интереса подвергается критике по причине того, что публичные интересы порой рассматривают как результат частных, т. е. общий интерес представляется как сумма индивидуальных.
Помимо прочего, следующим критерием данного разделения можно назвать субъектный состав правоотношения[33]. В соответствии с ним частное право регламентирует отношения граждан (подданных) между собой, то есть в некотором роде равных сторон. В публичных же правоотношения одной из сторон всегда будет являться государство или его часть в лице уполномоченных органов. При этом сегодня сохраняется позиция о том, что в том случае, если лицо, наделенное определенными должностными обязанностями совершает определенные действия, которые в общем порядке осуществляются частными лицами (например, совершение сделок), то такие отношения регламентируются нормами частного права[34]. Вместе с тем, хотя данные правоотношения регулируются гражданским правом, физические (юридические) лица реализуют здесь свои личные интересы, в то время как органы государственной (муниципальной) власти действуют в публичных интересах.
Именно из-за обилия взглядов и возникает сложность в определении дальнейшей возможности разделения частного и публичного права на отрасли, о чем мы говорили выше. Потому вопрос об иерархичности частного и публичного права с отраслями права до сих пор не решен. Но будем придерживаться точки зрения большинства авторов, которые предполагают возможность расчленения публичного и частного права на отрасли.
Итак, что же такое публичное право? Публичное право — это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.[35]
Исходя из того, что было сказано выше, главных признаком публичного правоотношения выступает участие в нем носителя публичной функции. Такими субъектами могут быть государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица, а также иные субъекты, наделенные в силу закона публичными правомочиями. Потому среди отраслей публичного права принято выделять:
- конституционное право;
- административное право;
- финансовое право;
- уголовное право;
- уголовно-процессуальное право и др.
Помимо обязательного наделенного властью субъекта выделяются следующие признаки: а) императивность норм; б) направленность на удовлетворение публичных интересов; в) иерархичность отношений, складывающихся между субъектами; г) волеизъявление субъектов носит односторонний характер; д) широкие полномочия субъектов, наделенных государственно-властными правомочиями; е) преимущественное наличие санкций штрафного характера.
В свою очередь частное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения в имущественной деятельности и в личных отношениях[36].
Частное право защищает личные интересы, обеспечивает свободу отношений отдельной личности, при этом право частной собственности основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями. Частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, т.е. непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.
Необходимо отметить, что любое вмешательство в частно-правовые отношения без согласия сторон недопустимо и влечет за собой ответственность вплоть до уголовной.
Отталкиваясь от вышеназванных особенностей, в частном праве можно выделить следующие отрасли права:
- международное частное право;
- гражданское право;
- трудовое право;
- семейное право;
- торговое право и др.
Частному праву свойственны следующие признаки: а) равенство субъектов правоотношений; б) диспозитивный характер правового регулирования; в) свобода волеизъявления субъектов при реализации своих прав; г) направленность на удовлетворение личных и корпоративных интересов; д) правовосстановительные санкции; е) персональная ответственность по своим обязательствам и действиям.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что система права – это ключевой элемент всего права в целом, который имеет важнейшее практическое значение, так как позволяет структурировать право по отдельным основаниям. При этом, сегодня остается нерешенным вопрос о том, каким же критерием нужно руководствоваться при определении структуры права.
При этом система права характеризуется объективностью. Она обусловлена системой общественных отношений и отражает потребности общества. Кроме того, для системы права характерны единство и взаимосвязь составляющих ее норм. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а также социальной значимости.
Система права целостна и охватывает все нормы, существующие в той или иной стране, представляя собой многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.
Исходя из этого, в системе права действуют четыре уровня связи:
1) между элементами нормы права;
2) между нормами права;
3) между институтами отрасли права;
4) между отдельными отраслями права.
Таким образом, система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Глава 2. Система законодательства и ее соотношение с системой права
2.1. Понятие и элементы системы законодательства
Наряду с системой права в юридической терминологии существует и другое понятие — система законодательства. Как отмечает Пиголкин А.С., это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства[37].
Принято выделять два основных подхода к пониманию термина «законодательство». Статьей 1.1 КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях[38]. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ[39].
В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства. Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет ведомственное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права»[40]. Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы ведомственного правотворчества: «органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» ведомственное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше.