Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики (Понятие системы права и ее соотношение с правовой системой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система законодательства — это результат деятельности законодателя, направленный на формирование массива нормативных актов. Но система законодательства имеет значительные отличия от системы права, основное из которых заключается в том, что система права имеет объективный характер, а система законодательства в свою очередь сильно подвержена субъективному влиянию, который складывается из потребностей юридической практики, динамики развития общественной жизни.

Ромашов Р.А. дает свое понятие системы законодательства: система национального законодательства  — это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права[41].

Несмотря на это, система законодательства основывается на системе права. Однако ввиду того, что законодательством регламентируется достаточно широкий комплекс отношений, возникает необходимость в структуризации этой системы, что приводит к появлению различных структурных образований, которые порой не совпадают со структурными образованиями системы права. Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.

Система законодательства имеет следующие отличительные черты:

а) публичность (нормативно-правовые акты распространяют свое действие на всех субъектов в рамках одного государства или иного территориального образования);

б) формальность (все нормативно-правовые акты составляются в рамках определенных требований, они обязательно имеют ряд обязательных реквизитов);

в) иерархичность (нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу и находятся в системной взаимосвязи, так как располагаются от высшего к низшему, то есть нижестоящие нормативные акты должны подчиняться и соответствовать вышестоящим);

г) непосредственная связь с государством (законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций).

д) непосредственная связь национального законодательства с пространством и временем  (система законодательства формируется в данное время и в данном месте).

е) динамичность (система законодательства не застывшая модель, она постоянно меняется и обновляется, следуя тенденциям развития общества и государства, что позволяет ей адекватно отражать интересы граждан; более того, она направлена на повышение качества и уровня жизни, а это невозможно без динамики)[42].


Еще одним отличительными признаком системы законодательства от системы права является то, что система законодательства не имеет собственного метода правового регулирования. Формирование новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении и т.д.) — одно из главных направлений развития российского законодательства сегодня.

Систему законодательства можно разделять на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований различают отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства[43].

Сущность отраслевой системы законодательства заключается в том, что она обусловлена предметом правового регулирования и потому определяется двумя критериями: системой права и системой отраслей государственного управления. Именно по этой причине в отраслевой системе имеются отрасли, как совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.), так и несовпадающие. Таких структурных образований больше, чем отраслей права, их принято называть комплексными отраслями, регулирующими отношения в определенной сфере государственного управления (транспортной, образовательной и т.д.). Таким образом, они включают в себя несколько отраслей права. Например, выделяется транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Кроме того, существуют и отрасли законодательства, основывающиеся на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. К таким можно отнести банковское законодательство как один из важнейших институтов финансового законодательства и др.

В основе вертикальной системы законодательства лежит дифференциация нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших[44]. Исходя из этого, сегодня все нормативно-правовые акты принято делить на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, , и подзаконные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. На этом разделение не заканчивается, потому что подзаконные акты делятся на подразделения в зависимости от правотворческого органа (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).


Рассматривая проблему структурирования системы современного российского законодательства, следует констатировать, что в настоящий момент оно представляет собой достаточно сложное образование, включающее нормативные правовые акты, объединяемые как вертикальными, так и горизонтальными связями.

В России вертикальную систему законодательства можно изложить следующим образом: Конституция РФ; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств и других центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

При рассмотрении вертикальной структуры законодательства необходимо отметить особую роль конституции РФ. Она вызвана ее двойственным статусом. Во-первых, конституция представляет собой фундамент всего российского законодательства, потому как все нормативно-правовые акты, независимо от их места в структуре системы, опираются на основные начала, а именно конституционные принципы и положения. То есть в таком понимании целесообразно говорить о «конституционном духе» закона[45]. Во-вторых, сама конституция является нормативным правовым актом прямого действия и высшей юридической силы.

Однако обособление конституции в системе законодательства, с нашей точки зрения, не меняет природы ее юридической формы. По своей сути это форма закона. Особенность этого закона можно выделить в его характеристике как основного закона государства. Прямое действие и высшая юридическая сила конституции как основного закона наиболее ярко проявляется в случае ее применения (главным образом, судебной властью) в процессе разрешения правового конфликта, при котором вскрывается противоречие между законом или подзаконным нормативным правовым актом с одной стороны и конституцией с другой. Конституция как основной закон государства подлежит прямому применению также в случае отсутствия непосредственной законодательной регламентации, когда такая регламентация требуется в силу правовой природы объекта юридического регулирования.

Толкование сущности юридической природы конституции как основного закона следует распространить и на уровень регионального законодательства применительно к конституциям и уставам субъектов Федерации. Это приведет к тому, что определение этих нормативных правовых актов регионального значения в качестве законов, или основных законов субъекта РФ, позволит избавить законодательство от ошибок юридико-технического характера, появляющихся в теории права и особенно законотворческой практике в связи с формально-юридическим «исключением» конституций и уставов субъектов РФ в качестве региональных законов и их формальном обособлении от иных актов законодательства субъекта РФ, что можно встретить в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 7)[46].


Нельзя не отметить и в данном случае роль международных актов, которые должны, как известно, пройти курс имплементации в государстве. Сложность состоит в том, чтобы определить, на какой уровень следует поставить международные акты по отношению к Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ говорится о том, что в случае возникновения коллизий Конституции и норм международного права применяются нормы международного права, однако, практика показывает иное.

В свою очередь процесс имплементации происходит посредством принятия федеральных законов о ратификации международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Общегосударственное (федеральное) законодательство включает в себя нормативные правовые акты, распространяющие свое властное воздействие на всю территорию государства и на всех субъектов, подпадающих под государственную юрисдикцию. При этом следует подчеркнуть, что в структуре федеральных конституционных законов и федеральных законов имеется место для международных публично-правовых актов, имплементированных в систему национального законодательства, а также нормативных указов главы государства — президента, издаваемых по вопросам, правовая природа которых требует их юридической регламентации в форме актов федерального законодательства. Иерархическое структурирование данной подсистемы осуществляется в следующем порядке: федеральные конституционные законы — федеральные законы — подзаконные акты федерального характера. Нормативные указы президента могут быть включены в данную систему в том случае, если отсутствует соответствующий федеральный конституционный или федеральный закон. Однако таковые нормы как правило носят временный характер до момента принятия соответствующего закона. Например, именно так создавалась национальная гвардия, действовавшая в течение трех месяцев на основании Указа Президента[47], то есть до момента вступления в силу ФЗ закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[48].

Соотношение нормативных правовых актов подзаконного характера определяется горизонтальными связями[49].

Региональное законодательство представляет собой иерархическую структуру, состоящую из конституций (уставов) субъектов, законов субъектов и подзаконных актов. При этом соотношение подзаконных нормативных правовых актов так же, как и на общегосударственном уровне, определяется горизонтальными связями.


Если рассматривать соотношение общегосударственной и региональной законодательной подсистем, то можно заметить, что обычно такое соотношение принято так же называть иерархическим. Однако такой подход противоречит ст. 71, 72 Конституции РФ, а также основополагающим принципам федерализма, так как одним из основных принципов федерализма является принцип разграничения предметов ведения и распределения полномочий. За исключением вопросов, отнесенных к исключительному ведению федерации или субъектов федерации, есть ряд вопросов, отнесенных к совместному ведению, то есть в данном случае можно выявить как вертикальные, так и горизонтальные связи. При этом в качестве основного принципа следует рассматривать принцип непротиворечия, в соответствии с которым законодательство субъектов федерации не должно противоречить положениям, закрепляемым на общегосударственном уровне, и вместе с тем общегосударственное законодательство не должно ущемлять законные интересы субъектов и вторгаться в сферу вопросов, отнесенных к их предметам ведения.

Федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется:

а) на федеральное законодательство;

б) законодательство субъектов РФ;

в) систему нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

г) массив локальных нормативных актов.

2.2. Соотношение системы права и системы законодательства

Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре источников права – законов, указов и других нормативных правовых актов. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – источников права[50].

Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства — статья нормативного правового акта.