Файл: Современные политические режимы (Понятие и элементы политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, установленной в стране. Избирательная система – это совокупность правил, на основе которых граждане назначают правителей, определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается и изымается их легитимность.

Основными избирательными системами, которые используются в различных странах, (с теми или иными особенностями), являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.[13]

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% + один голос и более). Такая система существует, например, в Австралии.

Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый их его противников. Ее называют «системой первого пришедшего к финишу». В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов – две трети, три четверти и т.д.

Преимуществом мажоритарной системы является то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.[14]

Пропорциональная избирательная система, в отличие от мажоритарной избирательной системы, применяется только в условиях многопартийности. При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическим партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5 процентов. Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной состоит в том, что при сложившейся стабильной, относительно немногочисленной партийной системе она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны.[15]


В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Например, в ФРГ одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.[16]

Политическая партия является добровольным союзом на идеологической основе, направленным на получение власти либо участие в ней в государстве, причем власть для этого союза является инструментом реализации политической программы, которая функциональна по отношению к интересам одной из больших социальных групп.[17]

Отношения между партиями, между всеми общественно-политическими организациями в каждой стране сложны, динамичны и своеобразны. Тем не менее во многих странах между партиями сложились устойчивые отношения – партийные системы. Различают системы разных типов.

Система, которую называют однопартийной, необязательно исключает существование в стране всех партий, кроме одной. Ее называют однопартийной потому, что в стране лишь одна правящая партия, а другие, даже если они существуют, далеки от власти. Одна партия монополизирует власть, а другие, хоть и не загнаны в тюрьмы и не разгромлены, оплачивают свое существование поддержкой правящей партии, не допуская никакой оппозиции.

Двухпартийной системой называют такую, в которой сколько бы ни было партий в стране, только две из них играют ведущую роль и способны сменять друг друга у власти. Несмотря на широкий плюрализм, такая система весьма устойчива и способствует политической стабильности. Она складывается в результате длительного отбора и консолидации политических сил в условиях эффективного развития общества, как в США, Великобритании, Австралии и ряде других стран.

Более сложными являются многопартийные системы, в которых с шансами на власть участвует три и больше партий. При множестве партий, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно овладеть властью, создаются блоки и коалиции, которые становятся правящими. Нередко в таком политическом плюрализме оказываются два или даже три полюса – две-три самые влиятельные партии, вокруг которых складываются сменяющие друг друга правящие коалиции. Примером могут быть Франция, Италия и многие другие страны.[18]

Таким образом мы можем сказать, что для возникновения того или иного политического режима в конкретной стране, необходимо, чтобы вышеназванные элементы политического режима собрались в определенном сочетании. На что, в свою очередь, влияют национальные социокультурные особенности и исторические пути развития конкретных стран. Различные устоявшиеся взгляды в обществе той или иной страны оказывают влияние не только на выбор той или иной формы правления (формы подчинения власти жителей страны), но и на порядок волеизъявления жителей страны, процедуру их выбора и даже способ избрания в государственные органы представителей народа (избирательную систему). А различная степень участия народа в политических процессах способствует установлению конкретного типа политического режима в той или иной стране.


1.2. Типы политических режимов

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. В этой связи Ш.Л. Монтескьё заметил: «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх». В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.[19]

Тоталитарный режим (от лат. «totalis» – весь, целый, полный) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и т.д.) в первой половине XX в. Он стал следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из создавшегося положения стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм – это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия.[20]

Тоталитарный режим является способом реализации идей коренного переустройства общества вопреки его реальным интересам и возможностям. Он руководствуется не действительными интересами людей и общества, а утопическим учением о коренном переустройстве общества и перевоспитании людей. Государственная власть, вся политическая система и ее функционирование ставятся на службу такому учению – идеологии.[21]

Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ в.

Диктатура (от лат. dictatura – «неограниченная власть») – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых – возникла давно и имела множество исторических форм своего правления. Первоначально, в республиканском Риме (V–I вв. до н.э.) диктатором являлось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии – и в средневековье, и в новое время – диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.[22]


Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945) для характеристики созданного им режима.[23]

Еще до установления фашистской диктатуры, критикуя слабости итальянского либерализма и его государства, не сумевшего защитить интересы страны, Муссолини в своих выступлениях ставил задачу утвердить в стране «тоталитарную власть».[24]

Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б.Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».[25]

Первоначально смысл понятия «тоталитаризм» разрабатывался и раскрывался на фактической базе тоталитаризма фашистского типа (прежде всего итальянского), хотя уже в конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический строй в СССР.[26]

После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, на ускоренную модернизацию, «догоняющее» развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека появляется чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.[27]

С этим связаны некоторые основополагающие черты тоталитарного режима:

1. Сверхцентрализованная структура власти, имеющая пирамидальную форму, вершину которой венчает вождь (лидер) или группа; господствующая группа не несет ответственности ни перед каким выборным органом, концентрируя в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти.


2. Общая, мессианская идеология, обосновывающая право режима на бесконтрольное господство. Значение идеологии в тоталитарных режимах обусловлено необходимостью подчинения всего населения реализации одной цели, как, например: в фашизме – объединение нации вокруг идеи создания расового немецкого государства.

3. Массовая, монопольно властвующая партия, которая формирует политические цели, определяет средства их реализации, осуществляет подбор и расстановку кадров.

4. Харизматическая личность – «отцы нации» или «спасители народа», его «великие вожди».

5. Государственная машина принуждения, разветвленная карательная система.

6. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества, монополия на информацию.

7. Высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни, централизованно управляемая мобилизационная экономика.[28]

Тотальный контроль способствует тотальной мобилизации ресурсов общества и позволяет такому режиму добиться значительных успехов, особенно в наращивании своей экономической и военной мощи. Однако чем дальше он продвигается к реализации своих идеалов, тем больше обнаруживается их утопичность и увеличиваются расхождения курса режима с действительными интересами общества и людей. Это ведет к кризису и делает неизбежным изменение или крушение режима.[29]

Авторитаризм (лат. auctoritas – власть, влияние) – политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода Средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.[30]

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер соотношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этот авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. avtokrateia – самодержавие, самовластие, то есть неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако авторитарный режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.[31]