Файл: Современные политические режимы (Понятие и элементы политического режима).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1. Понятие и элементы политического режима
1.2. Типы политических режимов
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ (НЕО ДЕМОКРАТИИ)
2.1. Полиархия (плюралистический режим)
2.2. Сообщественная (консенсусная) демократия
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РОССИИ
3.1. Эволюция политического режима
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общество является сложной системой взаимодействия людей друг с другом и поэтому нуждается во власти как регуляторе отношений между людьми. Методы регулирования отношений между людьми в обществе у власти могут быть разные: страх, убеждение, поощрение, принуждение, насилие и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.
В современном мире остро встают проблемы правильного определения политического режима как отдельных стран, так и целых географических регионов. Под прикрытием заботы о человеческих правах и свободах, часто происходит своеобразное копирование политического режима более развитого государства по отношению к менее развитому в угоду экономических интересов первого.
При этом, как показывает история, современные политические режимы большинства развитых стран формировались естественно, проходя разные ступени развития и учитывая географическое положения страны, ее экономический уровень и культуру. Методы осуществления политической власти на различных ступенях этого развития также были различными, и нередко – диаметрально противоположными. Поэтому невозможно решать проблемы современного мироустройства без тщательного анализа разных политических режимов в целом и их элементов в частности.
Степень изученности. Изучение различных политических режимов является задачей, общей для многих гуманитарных наук. Это не только теория государства и права, но и история, политология, мировая политика и другие. Исследуя данную тему, мы столкнемся с работами известных политологов, историков, юристов Р.Т. Мухаева, М.А. Василика, М.С. Вершинина, И.М. Кривогуза, и других ученых. Данные работы помогут нам не только понять с научной точки зрения само понятие «политический режим» и его элементы, но и на основе конкретных исторических фактов проанализировать причины возникновения и развития разных политических режимов на территории определенных стран в разные исторические эпохи.
Объектом исследования являются в первую очередь характерные институциональные особенности различных политических режимов, способствующие осуществлению политической власти на определенной территории.
Предметом исследования являются научно обоснованные мнения различных российских и зарубежных ученых о средствах и методах осуществления политической власти государственными институтами на территории определенных стран, а также об их причинах и последствиях.
Цель работы состоит в изучении и сравнении различных политических режимов.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение элементов политического режима
исследование форм политического правления
изучение типов политических режимов
анализ современных форм политических режимов
выявление особенностей политического режима России.
Нормативно-правовую базу исследования составили положения российского и зарубежного законодательства, главным образом – положения Конституции Российской Федерации и Конституций зарубежных стран.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в курсовой работе, могут быть использованы в изучении проблем современного миропорядка, а также причин его возникновения.
Структура курсовой работы обусловлена спецификой, целями и задачами проведенного исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1. Понятие и элементы политического режима
У понятия «политический режим» существуют разные определения. Прежде всего – это совокупность приемов и способов осуществления политической власти, отражающих ее содержание и характер.
В отечественной науке получила распространение позиция (сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным), согласно которой для «определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей – с действительной политикой». Подобно представителям западной политической социологии, наши ученые связывают анализ режимов с выявлением не только моделей поведения, но и социальной природой политической власти. В совокупности же изучение режима требует, по их мнению, ответа на следующие вопросы: какие группировки господствующего класса руководят государством; каким методам господства и управления отдается предпочтение – прямым, насильственным, или косвенным, демократическим; какие партии или партийные коалиции выступают в качестве руководящей силы; каково положение личности в государстве и т.п.[1]
В политической науке общепризнанным является определение политического режима, данное политологом Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Среди этих элементов он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов 3) систему партий; 4) форму и роль государства.[2]
Рассмотрим подробнее эти элементы.
Легитимность – политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти. В политическом плане легитимация означает, что на данном этапе деятельность государственной власти (или ее отдельных институтов) одобряются и поддерживаются большинством населения. Со времен немецкого исследователя Макса Вебера (1864 – 1920), различают три вида легитимации: традиционный, основанный на догосударственных отношениях, неписанных обычаях, традициях и т.д.; харизматический (эмоционально-волевой, основанный на авторитете личности, вере в вождя); рациональный (основанный на разумных суждениях, в том числе на принятом в государстве порядке в целях регулирования общественных отношений). Одной из сторон рациональной легитимации является легитимация юридическая. В этом случае существование какого-либо органа, организации, процедуры, функции, института и др. опирается на установление или признание их правом. Таким образом, легитимность оказывается тесно связанной с законностью (нередко даже эти понятия используют как синонимы, что неточно), особенно с конституционной законностью.[3]
Эффективность политического режима зависит от организации государственной власти, от тех принципов, на которых взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, то есть совокупностью ценностей, представлений и идеалов, господствующих в определенном обществе. Способ формирования институтов власти, ее отношения с народом выражаются понятием «форма правления».[4]
Монархия – это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству.
Юридическими признаками монархии являются: 1) существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно; 2) престолонаследие как способ передачи верховной власти; 3) осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа; 4) отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.[5]
Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и духовной (религиозной) в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную – при помощи разного рода законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохранилось восемь стран с абсолютной монархией: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.[6]
Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая монархия - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху.[7]
Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю (Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония и др.), и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха. Он утрачивает полномочия по единоличному формированию правительства, руководству им и увольнению министров. В формировании правительства решающая роль принадлежит парламенту: правительство образуется каждый раз заново после каждых парламентских выборов из числа парламентариев, принадлежащих партии получившей в парламенте большинство мест в результате последних выборов. Возглавляет правительство премьер-министр. Наличие этого поста является наиболее очевидным формальным признаком парламентарной монархии, отличающим ее от дуалистической. Премьер министром назначается лидер партии парламентского большинства. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, который может выразить ему недоверие или отказать в доверии.[8]
Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики. Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом отличительных признаков. Первый признак – выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. Третий признак – юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними.[9]
Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив вотум недоверия, если оно теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.[10]
Для президентской республики характерно прежде всего то, что министры несут ответственность за свою деятельность исключительно перед президентом, их ответственность перед парламентом отсутствует. Это означает, что парламент не может выразить правительству недоверие или отказать ему в доверии и в результате добиться досрочной отставки правительства в целом или отдельных министров. Но и парламент не может быть распущен. Президент помимо функций главы государства выполняет также функции главы исполнительной власти. Такой его роли соответствует и порядок его избрания. Президент избирается непарламентским путем: либо непосредственно населением (Бразилия), либо коллегией выборщиков (США). Непарламентский способ приобретения полномочий способствует независимости президента от парламента, позволяет ему выступать с парламентом на равных, так как и президент, и парламентарии имеют источником своих полномочий волю народа.[11]
Президентско-парламентская республика (Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Президентско-парламентскую республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны президентской и парламентской форм правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством (сильная сторона парламентской республики).[12]