Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в любом виде коммуникаций могут возникнуть проблемы. Именно для решения таких проблем во многих организациях создаются специальные отделы, занимающиеся налаживанием коммуникации.

2.2. Способы налаживания эффективных коммуникаций в организации

Эффективная коммуникация очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

Любая организация заинтересована в повышении эффективности коммуникаций. Повышение эффективности возможно на основе детального анализа используемой технологии коммуникаций и видении разрывов, нестыковок или провалов в коммуникационном процессе. Почти для всех организаций регулирование информационных потоков остается достаточно проблематичным явлением: информация не всегда попадает именно к тому лицу, к которому она должна попасть, а если и к тому, то не всегда своевременно.

Кроме того, в ряде организаций существует проблема неравномерной информационной нагрузки: кто-то страдает от ее избытка, а кто-то испытывает «информационный голод». Весьма важным и наиболее часто используемым направлением в совершенствовании коммуникационного процесса выступает оптимизация системы обратной связи, устранение коммуникационных барьеров, повышение точности передаваемой информации [24, с. 95].

В качестве путей улучшения коммуникации можно выделить следующие методы.

1. Управленческое регулирование, которое включает в себя

  • четкое определение и формулирование задач, формирование четкого представления о потребностях в информации начальника и подчиненных, планирование, реализацию и контроль в направлении
  • улучшения информационного обмена, а также обсуждения планов,
  • задач, путей их решения.

2. Совершенствование системы обратной связи, которое подразумевает перемещение людей из одного подразделения организации в другое с целью обсуждения; опрос работников, в среде которых необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они, с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться; стратегии перемен, получает ли их руководитель для предложений.


3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижения тенденции фильтрации идей или их игнорирования на пути снизу вверх.

4. Создание каналов информационных сообщений (стенная печать, статьи, радио и т. п.)

5. Внедрение современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференция и др.) [1, с. 58].

Точные коммуникации снизу вверх оповещают менеджера о состоянии подчиненных, помогают ему правильно определить качества работников и открывают путь для более эффективных коммуникаций сверху вниз. В то же время существует проблема искажения коммуникаций, поступающих снизу вверх, потому что работники чаще будут говорить начальнику то, что он хочет услышать, а не то, что есть на самом деле.

Для улучшения восходящих потоков можно использовать ряд вспомогательных систем:

1. Система действий, обозначаемая термином «политика открытых дверей», представляет собой готовность руководителя любого ранга выслушивать предложения рядовых работников.

2. Система действий, называемая «выведение управления за пределы кабинета». Обход руководителем предприятия – хороший способ познакомиться с положением дел непосредственно. Однако не рекомендуется делать это слишком часто.

Неформальные коммуникации связаны с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространением слухов. Система слухов хорошо работает, так как использует многие каналы. Информация может дойти до огромного числа людей за короткий промежуток времени. Необходимо научиться пользоваться системой слухов и не препятствовать неформальной коммуникационной сети. Неформальные коммуникации могут возникать не только между членами неформальных групп. Хорошие взаимоотношения между теми или иными работниками облегчают неформальную передачу информации. Главное преимущество системы неформальных коммуникаций – в ее большей гибкости, что нередко благоприятствует скорейшему распространению информации [26, с.110].

2.3. Анализ тактик вертикальной коммуникации

Для того чтобы рассмотреть возможности применения той или иной тактики ведения деловых бесед нами был проделан мыслительный эксперимент.

Руководитель некой организации вызывает к себе подчинённую и задаёт ей ряд вопросов:

  1. Вы написали годовой отчёт?
  2. Объясните причины, по которым вы этого не сделали.
  3. Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?
  4. Может быть, вы просто считаете себя лучше других?
  5. Предложите свой вариант решения данной проблемы.

Мыслительный эксперимент был проделан для ряда возможных ситуаций.

Ситуация 1. Руководитель – диктатор. Тактика поведения подчинённого – уклонение от борьбы.

Руководитель

Подчинённый

Вы написали годовой отчёт?

Нет

Объясните причины, по которым вы этого не сделали

Молчание. На лице раскаяние

Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?

Молчание.

Может быть, вы просто считаете себя лучше других?

Нет.

Предложите свой вариант решения данной проблемы

Я сделаю отчёт сегодня же!

Тактика ухода от борьбы была выбрана потому, что руководитель-диктатор не способен выслушивать какие-либо аргументы, проблемы сотрудников его не интересуют. Такая тактика привела к быстрому окончанию неприятной для сотрудника беседы и к стимулированию сотрудника к деятельности.

Ситуация 2. Руководитель – диктатор. Тактика – «оправданий».

Руководитель

Подчинённый

Вы написали годовой отчёт?

Нет

-Объясните причины, по которым вы этого не сделали

-У меня муж заболел. Я несколько дней ухаживала за ним в больнице. Ночи не спала. Поэтому и не успела сделать отчёт.

Меня не волнуют ваши проблемы, и почему вы личное смешиваете с деловым?

Обстоятельства сложились таким образом. Я же тоже человек и имею право на личную жизнь.

Вы не человек! А в первую очередь работник!

Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?

Нет, контракт меня полностью устраивает. Я первый раз не выполнила работу в срок. А до этого я 20 лет работала без замечаний

Зато меня контракт не устраивает. Может, вы уже слишком стары для подобной работы. Стоит подумать над этим.

Может быть, вы просто считаете себя лучше других?

Что вы? Я никогда так не думала. Я не хотела подводить компанию

Не хотели, но подвели

Предложите свой вариант решения данной проблемы

Я доделаю отчёт, когда мужу станет полегче.

Нет. Вы должны сделать его сегодня! Иначе я вас уволю!

Я сделаю отчёт сегодня же!

Тактика «оправданий» в ситуации общения с руководителем –диктатором не была столь успешна. Ответы сотрудницы только больше сердили руководителя. В результате, сотруднице также пришлось согласится на невыгодный для себя вариант: сделать работу срочно. Никакие доводы и мольбы на такого руководителя не подействовали бы.


Ситуация 3. Руководитель – либерал. Тактика – деления проблемы.

Руководитель

Подчинённый

Вы написали годовой отчёт?

Нет

Объясните причины, по которым вы этого не сделали

У меня муж заболел. Я несколько дней ухаживала за ним в больнице. Ночи не спала. Поэтому и не успела сделать отчёт.

Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?

Я никогда не нарушала условий договора, а подобная ситуация возникла в моей жизни впервые.

Может быть, вы просто считаете себя лучше других?

Ни в коем случае. Я понимаю, что подвела и вас и всю компанию. Но я же тоже человек, а не машина

Предложите свой вариант решения данной проблемы

Сегодня мне нужно будет опять съездить в больницу. Но, может, я могу сделать какую-либо часть отчёта, например, рассчитать налоги.

Хорошо давайте, вы посчитаете налоги, а остальным займётесь завтра. Но до конца недели отчёт будет готов

Спасибо за понимание.

Итог беседы устроил и руководителя и сотрудницу. При разговоре с руководителем либералом нужно не бояться идти на контакт, быть честным, предлагать возможность выйти из сложившейся ситуации.

Ситуация 4. Руководитель – либерал. Тактика - выжидание

Руководитель

Подчинённый

Вы написали годовой отчёт?

Ещё нет, но скоро напишу

Объясните причины, по которым вы этого не сделали

Я сделала, просто не до-конца. Отчёт оказался очень большим, трудно свести все цифры. И вообще меня всё время отвлекают коллеги.

Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?

Зачем сразу обращаться к контракту. Мы с вами сотрудничаем уже много лет. И у нас с вами никогда не было конфликтов

Может быть, вы просто считаете себя лучше других?

Никак нет

Предложите свой вариант решения данной проблемы

Я даже не знаю. Сегодня у меня ещё много другой работы.

И что же мы будем делать? Отчёт мне был нужен ещё вчера

Я думаю сейчас я доделаю свою работу, а к концу недели возможно и отчёт будет готов

Мне не нравится ваша работа. Я задумаюсь о вашей дальнейшей карьере!

Тактика выжидания не подтвердила своей эффективности в ситуации общения с руководителем-либералом. Такая тактика показывает, что сотрудник безынициативен, у него нет заинтересованности в дальнейшей работе организации, нет никаких свежих идей. Скорее всего, руководитель не захочет держать в команде подобную сотрудницу.


Ситуация 5. Руководитель-пессимист. Тактика – нападения.

Руководитель

Подчинённый

Вы написали годовой отчёт?

Ещё нет, но скоро напишу

Объясните причины, по которым вы этого не сделали

Я сделал, просто не до-конца. Отчёт не так легко написать. Кроме того, меня завалили ещё работой

Сколько можно терпеть подобные выходки! Может, стоит пересмотреть условия нашего с вами договора?

Пожалуйста, пересматривайте сколько хотите. Кто ещё интересно согласится выполнять такой объём работы за такую зарплату!

Может быть, вы просто считаете себя лучше других?

Ну уж не хуже других, а может и лучше некоторых.

Предложите свой вариант решения данной проблемы

Сегодня у меня ещё много другой работы. Я думаю, сейчас я доделаю свою работу, а к концу недели, возможно, и отчёт будет готов

Хорошо. На этом и сойдёмся.

Тактика нападения была выигрышной в ситуации разговора с руководителем-пессимистом. Такому руководителю всё равно на деятельность предприятия. Поэтому сотрудников вызывает к себе он только для галочки.

Результаты проведённого эксперимента показали, что выбор тактики поведения зависит от стиля руководства. Так, если руководитель – диктатор, то наиболее приемлемой тактикой поведения будет – уход от борьбы. Нужно соглашаться со всеми доводами руководителя, молча выслушивать критику, принимать предложенные условия. Если руководитель использует в своём руководстве демократический стиль, то можно попытаться с ним договориться. Найти оптимальное решение, которое устроило бы обе стороны. В случае же, если руководитель пессимист, то тактика нападения приведёт сотрудника к достижению выгодного результата, так как руководитель не захочет связываться с подобным напором.

2.4. Горизонтальные коммуникации и способы их налаживания

Внутренние коммуникации в компании, по сути, ― диалоги всех со всеми. Сам процесс коммуникации настолько важен, что многие организации даже содержат отдельных специалистов по информационному обеспечению.

Коммуникации в коллективе необходимы для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с коллегами и тем самым обеспечить действенный и четкий обмен данными без информационных и временных потерь. Налаживать горизонтальные коммуникации необходимо как для выстраивания политики компании, так и для укрепления командного духа и повышения лояльности. Без коммуникативной связи каждый работник словно находится в своем собственном «информационном пузыре» и не вполне понимает, как его деятельность связана с целями и задачами компании. Это приводит к хорошо известному эффекту «я здесь один работаю, а остальные заняты непонятно чем».