Файл: Понятие правонарушения(Понятие и характеристика правонарушений ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Четкая и устоявшаяся классификация проступков в юридической науке отсутствует. Тем не менее существует традиционный взгляд, согласно которому все проступки делятся на административные, гражданские и дисциплинарные. Кроме этого, в отдельных литературных источниках можно встретить упоминание, а порою и обоснование самостоятельности таких проступков, как: издание незаконных актов, конституционные, налоговые, финансовые, экологические и т. д.
Административные проступки, в соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представляют собой противоправные, виновные деяния физических или юридических лиц, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом или законами субъектов РФ. К недостаткам этого законодательного определения можно отнести отсутствие указания на сферу общественной жизни, которая регулируется нормами административного права и составляет предмет науки административного права. Российский законодатель подошел к этому вопросу излишне формализовано. По его логике: то, что записано в Кодексе, то и составляет специфику административно-правового регулирования, как это имеется в Уголовном кодексе. Между тем административно-правовые проступки есть посягательства на порядок государственного управления. И расширять или делать аморфным предмет правового регулирования не следует. Иначе складывается представление, что к административным проступкам относятся все правонарушения в сфере публичного права, которые на день принятия Уголовного кодекса по каким-то соображениям не вошли в него. Наиболее типичными административными проступками являются: мелкое хулиганство, обман потребителей, нарушение правил продажи отдельных товаров, безбилетный проезд и т. д.
Гражданские проступки определяются не законодателем, а правовой доктриной, что, как уже замечено, относится к недостаткам ГК РФ. Это посягательства на урегулированные нормами гражданского права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Специфика гражданского законодательства состоит в том, что оно, защищая частные интересы отдельных лиц, может распространять действие своих норм на «сопредельные» с сугубо имущественными отношениями сферы жизни: семейные, трудовые, земельные, экологические. Наиболее типичными гражданско-правовыми проступками являются: невыполнение условий договорных обязательств, причинение имущественного вреда, нарушение прав владельца собственности и т.д.[12]
Дисциплинарные проступки есть нарушения норм трудовой, служебной или учебной дисциплины. Это противоправные и виновные деяния, посягающие на внутренний распорядок, действующий на предприятиях, учреждениях и организациях. Составы таких правонарушений закреплены в Трудовом кодексе РФ, воинских и иных уставах, локальных актах, регулирующих внутреннюю дисциплину государственных и общественных организаций. Весьма распространенными дисциплинарными проступками являются: опоздание на работу, прогул, невыполнение подчиненным приказа руководителя и т. д.[13]
И.С. Самощенко предложил рассматривать в качестве самостоятельной разновидности правонарушения издание должностными лицами незаконных правовых актов[14]. Речь идет о нарушениях законности в процедуре принятия, форме и содержании различных правовых актов. Проблема в этом действительно имеется, ибо правовые акты есть результат правотворческой, управленческой, судебной деятельности многочисленных органов государства, должностных лиц, общественных объединений. Они оформляют юридически значимую деятельность властных субъектов. Однако данная разновидность правонарушений может проявляться в сферах уголовного, административного, гражданского и других отраслей права, а следовательно, выступают в качестве уже известных преступлений, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Это означает, что собственная специфика у издания незаконных актов отсутствует. И, таким образом, издание незаконных актов «вписывается» или охватывается традиционной классификацией всех правонарушений. Так, например, вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ) образуют самостоятельные составы преступлений, а невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях) составляет особую разновидность административных проступков. Самоуправство и произвол должностных лиц, облеченные в форму правовых актов, преследуются в уголовном, административном и дисциплинарном порядке[15].
В науке предлагается также выделять процессуальные и информационные правонарушения. Однако и здесь имеются сложности. Если понимать под процессуальными правонарушениями несоблюдение требований юридического процесса (правотворческого, правоприменительного, контрольного и т. д.), то есть нарушение процессуальных норм, то возникает проблема дефицита процессуальных отраслей права. Дело в том, что в науке и юридической практике признанными процессуальными отраслями права являются: уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и, с оговорками, административнопроцессуальное. Последнее не имеет отпочковавшейся от административного кодекса отрасли законодательства. В других отраслях права (конституционное, трудовое, земельное и т. д.) нормы материального и процессуального права специально не выделяются. Поэтому совершаемые в этих отраслях правонарушения расценивается в качестве уже известных, зафиксированных законодательством, уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных[16].
2 КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов России. При исполнении этой охранительной функции государством в условиях развития в России гражданского общества требуется создать подходящие условия для осуществления личностью своих прав, свобод и законных интересов. На межгосударственном уровне создана достаточно крепкая международно-правовая база, разрешающая компетентным органам государства осуществлять борьбу с правонарушениями и преступлениями, посягающими на общественный порядок и безопасность[17]. Законом РФ «О полиции» охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности определяются как «одна из основных задач органов внутренних дел, требующая от сотрудников высокого профессионализма, умений и навыков ориентироваться в экстремальной обстановке, принимать правильные решения».[18]
По Федеральному закону от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Федеральной службе безопасности»:
– «органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности России и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью».[19]
Законом РФ №1 45-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 14 августа 1995 г. (ред. от 29.06.2015) определены «задачи оперативно-розыскной деятельности в области общественного порядка и безопасности:
-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России».[20]
Законом РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 24 декабря 1992 г. регламентируется правовой статус, структура соответствующих структур в системе МВД России, позволяющие внутренним войскам выполнять возложенные на них задачи, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.
Следовательно, условием существования в России гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом. В науке административного права понятие общественного порядка различают в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле понимается «совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права».[21] Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.
Общественный порядок в «узком смысле слова рассматривают как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина».[22]
Основными причинами, которые связаны с нарушениями общественного порядка в российском обществе, по мнению В.М. Борисенко, являются: «социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом».[23] Все эти причины в той или иной мере сказываются на эффективности не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества. [24]
КоАП РФ в главе 20 содержит отдельные составы правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При характеристике данной группы правонарушений законодатель на первый план выводит мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 20.1), тогда как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, уже образует состав хулиганства как вида преступления, ответственность за которое установлена ст. 213 УК РФ.
Значительная часть составов административных правонарушений данной группы сконцентрирована на административно-правовой охране установленной нормами Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 29.12.2015) правил оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Это, в частности, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ); установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9 КоАП РФ); незаконное изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ); нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ); пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12 КоАП РФ); стрельба из оружия в неотведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14 КоАП РФ) и продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ).
К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относятся также: нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ); демонстрирование фашисткой атрибутики или символики в целях ее пропаганды (ст. 20.3 КоАП РФ); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6 КоАП РФ); нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7 КоАП РФ); незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16 КоАП РФ); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ).