Файл: Понятие правонарушения(Понятие и характеристика правонарушений ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ряд статей КоАП РФ, предусматривает административную ответственность граждан за деяния, прямо или косвенно связанные с бесконтрольным распитием спиртного, а также связанные с потреблением наркотических и психотропных веществ. Это распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) и появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). А ст. 20.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащие выполнение или невыполнение ими своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, следствием чего является появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) или распитие ими алкогольной или спиртосодержащей продукции, а также потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача и в общественных местах (на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и др.). Данное правонарушение посягает не только на общественный порядок и общественную безопасность, но и на здоровье несовершеннолетних.

Отдельно следует выделить ст. 20.27 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, поскольку объектом противоправного посягательства в такого рода деянии выступает не только общественный порядок и общественная безопасность, но и установленный порядок управления, хотя и в особых условиях – в условиях проведения контртеррористической операции. В этой связи представляется, что законодателю следовало бы, поместить эту статью, являющуюся новеллой законодательства об административной ответственности, вызванной реалиями современной российской жизни, в главе 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» среди прочих деликтов, определяющих административную ответственность за неповиновение законным распоряжениям представителей власти. Так же КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20. 28), статьей 20.29. предусмотрена ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, статья 20.30. гласит о нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, статья 20.31. – нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, статья 20.32. – нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, а статья 20.33. – осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности».[25]


Законодатель применяет каузальный подход при размещении статей в пределах глав кодекса. При этом важно понять основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Под системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, понимается «законодательно установленный порядок расположения взаимодействующих между собой административно-правовых институтов, осуществляющих охрану общественных отношений от противоправных посягательств».[26] Глава 20 КоАП РФ является структурным элементом взаимосвязанной системы, устанавливающей органически прочную тотальность, позволяющую разрешать поставленные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности. Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно показать как:

Административные правонарушения против общественного порядка (например, мелкое хулиганство);

Административные правонарушения против общественной безопасности (например, нарушение требований режима чрезвычайного положения);

Административные правонарушения против здоровья населения и общественной нравственности (например, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах);

Административные правонарушения против установленного порядка управления (например, производство и распространение экстремистских материалов).

Проблемы обеспечения общественного порядка Российской Федерации, несомненно связаны с политическими, социальными, экономическими, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.[27]

Многие современные ученые, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, применяя эти понятия как синонимы.

В свою очередь, понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» используется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума понижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.


При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное разногласие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не постоянными, а динамическими категориями, изрядно меняющими свое содержание и направление развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

Наличие обширного круга источников формирования угрозы общественной безопасности создает необходимость обособления особой группы общественных отношений – отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в действительности, обеспечивающих общественную безопасность.

По мнению А.Ф. Гранина, «существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовых и технических норм».[28]

Таким образом, общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, формирующихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Основными причинами, связанными с нарушением общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере воздействуют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества. К сожалению, отсутствие единого подхода к пониманию общественного порядка в теории права и тем более в конкретных нормативно-правовых актах зачастую приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Однако, как бы, не показалось это странным, именно правоприменительная (судебная) практика нередко бывает единственной возможностью понять природу правоотношений и прийти к верной квалификации.


3 ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

В главе 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей главы 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются:

-предупреждение (п.1 ч. 1 ст. 3.2) – официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменной форме. По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда. При этом по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей степени носит именно превентивный характер. В связи с этим предупреждение предусмотрено главой 20 КоАП РФ только в санкциях ч. 1 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности) и ч. 1 ст. 20.11. (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет) КоАП РФ. Однако по статистике в процессе рассмотрения исследуемых административных дел данная мера применяется судами при назначении наказания довольно часто;

– административный штраф – «денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Административный штраф не применяется к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы»[29];


– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация может применяться в качестве основного административного взыскания; в качестве дополнительного к основным административным взысканиям, подлежащим обязательному применению. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в качестве санкции закреплена законодателем ч. 1, 2 ст. 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики); ч. 6 ст. 20.8 (Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передач и, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием); ст. 20.9 (Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения); ст. 20.10 (Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия); ч. 1 ст. 20.12 (Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему); ст. 20.13(Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах) и ст. 20.14 (Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему); ст. 20.15 (Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии); ч. 2 ст. 20.23(Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) и ст. 20.24 (Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности); ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ.

– административный арест – «содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Применяется за наиболее грубые административные правонарушения, по своей тяжести близкие к преступлениям, и является наиболее жестким административным взысканием. Административный арест в качестве санкции (до 30-ти суток) закреплен законодателем в ч. 3 ст. 20.2, ч. 1 ст. 20.3, ст. 20.5, ч. 6 ст. 20.8, ст. 20.18, 20.21, ч. 2 ст. 20.25, ч. 3 ст. 20.27, ст. 20.29 КоАП РФ. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и назначается судьей в исключительных случаях»[30].