Файл: Учет поступления основных средств (Понятие и классификация основных средств).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРИЧАЛ 1»
2.1. Характеристика ООО «Причал №1» и анализ ее учетной политики
2.2. Документальное оформление поступления основных средств
2.3. Аналитический учет поступления основных средств
При изготовлении основных средств самостоятельно бухгалтерские проводки будут зависеть от того, что изготавливается и каким способом:
- вариант – изготавливает подрядная организация. В качестве примера можно в организации назвать основные средства в составе охранная, пожарная сигнализация, фасадная конструкции, которые были установлены сторонними лицами по договору. В этом случае бухгалтерские проводки будут соответствовать покупке основного средства, так как все затраты собираются сразу на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем переводятся на счет 01 «Основные средства».
- вариант - объект строится собственными силами и для этого создана собственная строительная бригада – в этом случае все затраты по строительству могут собираться на счете 23 «Вспомогательное производство» в корреспонденции с другими счетами, а затем в полной сумме переводится на счет 08, либо сразу будут собираться на счете 08. Сюда можно отнести неотделимое улучшение арендованного имущества. Но для того чтобы оно числилось в составе основных средств, необходимо, чтобы это были капитальные затраты в виде реконструкции, модернизации, технического перевооружения. Ремонт данного помещения не может признаваться основным средством, даже если он капитальный.
- вариант - объект изготовлен как готовая продукция, а затем переведен в состав основных средств. Например, завод по изготовлению торгового оборудования устанавливает данное оборудование в своем магазине, в этом случае сначала торговое оборудование будет отражено счете 43 «Готовая продукция», а затем переведено на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Таблица 4.
Бухгалтерские проводки по поступлению основных средств
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственных операций |
Первичные документы |
08 |
75-1 |
Внесение основных средств в уставный капитал, в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации. |
Учредительные документы Акт приема – передачи ОС-1 |
08 |
98 |
Безвозмездно поступили основные средства |
Акт приема – передачи ОС-1 |
08 |
43 |
В состав основных средств включена готовая продукция |
Акт приема – передачи ОС-1 |
08 |
23 |
Объект изготовлен силами вспомогательного производства |
Акт приема – передачи ОС-1 |
08 |
10,70,69 и др. |
Объект изготовлен самостоятельно |
Бухгалтерская справка-расчет, Акт приема – передачи ОС-1 |
01 |
91\1 |
Оприходованы по рыночной стоимости неучтенные объекты основных средств, выявленные при инвентаризации |
Бухгалтерская справка-расчет, «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» |
01 |
08 |
Основное средство принято к учету |
Акт ОС-1, инвентарная карточка |
01 |
08 |
Увеличена стоимость основных средств на сумму расходов по реконструкции (модернизации) |
№ ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» |
В таблице 4 приводятся основные бухгалтерские проводки и необходимые первичные учетные документы унифицированных форм при поступлении основных средств различными способами кроме купли – продажи. Следует помнить, что формы организации могут разрабатывать и самостоятельно.
В соответствии с учетной политикой организация вправе ежегодно проводить переоценку основных средств по состоянию на 31 декабря текущего года с отражением ее результатов в отчетности за первый квартал следующего года. Основные бухгалтерские проводки, связанные с переоценкой основных средств, приводятся в таблице 5.
Таблица 5.
Бухгалтерские проводки по переоценке основных средств
в соответствии с ПБУ 6\01
Содержание операций |
Бухгалтерская проводка |
|
Дебет |
кредит |
|
При первичной переоценке: |
||
|
01 |
02 |
01 |
83 |
|
|
02 |
01 |
91/2 |
01 |
|
При вторичной и последующих переоценках:
|
01 01 |
91\1 83 |
|
83 91\2 |
01 01 |
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации |
83 |
84 |
Поскольку переоценке подлежит как первоначальная стоимость, так и начисленная сумма амортизации, а поэтому при отражении результатов переоценки со счетом 01 «Основные средства», так и со счетом 02 «Амортизация основных средств» будут использованы корреспонденции с несколькими бухгалтерскими счетами:
83 «Добавочный капитал»
84 «Нераспределенная прибыль или непокрытые убытки»
91 «Прочие доходы и расходы».
При вторичной и последующих переоценках также, как и при первичной переоценке сначала отражают разницу в начисленной амортизации (счет 02) в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства» и только после этого формируются те проводки, которые показаны выше.
Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Регистрами синтетического учета основных средств и амортизации по ним при автоматизированном учете в организации используются:
карточки счетов 01 «Основное средство» и 02 «Амортизация основных средств», которые ведутся по субсчетам. В работе приложена карточка счета 02-01 «Амортизация зданий» (Приложение Ч). На основании данных регистров выбираются бухгалтерские проводки не только по основным средствам, но и по амортизации Д 44 К 02-01 49500 руб.
- анализы счета 01 «Основное средство» и 02 «Амортизация основных средств» по субсчетам;
- оборотно -сальдовые ведомости по счету 01 «Основное средство» (Приложение 15) и 02 «Амортизация основных средств».
При поступлении основных средств по договору аренды и акту приема-передачи их отражают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре, так как при текущей аренде право собственности не передается. Они амортизируются у собственника.
2.5. Внутренний контроль за правильностью отражения в учете приобретения основных средств и их сохранностью
Целью внутреннего контроля основных средств является выражение мнения о достоверности их отражения в учете и отчетности.
Задачами данного контроля в организации являются:
- анализ правильности отражения имущества в составе основных средств;
- установление правильности определения и отражения в учете остаточной стоимости основных средств;
- анализ правильности исчисления амортизации основных средств.
Работы при проведении контроля учета основных средств можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
На этапе ознакомления следует проверить:
- Соответствует ли перечень основных средств в синтетическом и аналитическом учете.
- Соответствует ли остаточная стоимость в бухгалтерском балансе разнице между остатками по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».
На основном этапе анализируются документы и учетные регистры, которые касаются движения основных средств:
- приказы, распоряжения, договоры;
- все первичные документы по движению основных средств;
- соответствующие отметки в инвентарных карточках;
- бухгалтерский баланс и пояснения к нему.
В этот момент проводится проверка правильности формирования первоначальной стоимости и суммы начисленной амортизации, отражения переоценки основных средств. Эта проверка заключается в тщательном изучении учетной политики, регистров аналитического и синтетического учета. Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения регистрируются в рабочих документах и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Итак, на основном этапе внутреннего контроля поступления основных средств обобщаются результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивается влияние выявленных отклонений на показатели отчетности.
На заключительном этапе предлагаются рекомендации по устранению ошибок, которые делятся на:
- Методологические ошибки, связанные с нарушением в корреспонденции счетов, несоблюдением требований ПБУ и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.
- Технические ошибки, возникающие вследствие неправильного переноса бухгалтером данных из первичных документов в регистры; нечетких записей в первичных документах; программных ошибок. Сюда же относятся арифметические ошибки, возникающие при ручном ведении учета; ошибки при сбоях в программных средствах.
К типичным ошибкам при контроле поступления основных средств и их отражения в учете можно отнести:
-
- материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч.01 «Основные средства»;
- несоответствие информации о наличии основных средств по данным оборотно – сальдовой ведомости и остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации;
- неправильное исчисление первоначальной стоимости объекта, например, в ее величину включаются проценты по заемным средствам, которые уплачиваются после постановки на учет;
- предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;
- простое хищение средств (основной тип мошенничества);
- недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия.
- Несовершенство Классификатора основных средств для налога на прибыль, которым пользуются организации при назначении срока полезного использования. Это несовершенство заключается в следующем: затрудненность, а порой — невозможность поиска конкретного наименования основных средств в связи с тем, что перечень не отвечает требованиям действительности. Приходится обращаться за помощью к экспертам. Скорее всего, именно поэтому с 2017 г. введен новый классификатор основных средств, а отсюда меняется классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
При обнаружении ошибки составляется бухгалтерская справка, где фиксируется выявленная ошибка, отражаются причины ее возникновения и способы исправления при составлении учетных регистров и бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская справка составляется в произвольной форме с указанием реквизитов, установленных требованиями п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете к оформлению первичных документов.
В п. 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности сказано, что «прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года». Отсюда следует, что все исправления в бухгалтерском учете делаются в том отчетном периоде, в котором выявлена ошибка. Приведенный порядок исправления ошибок в учете и отчетности применяется при выявлении искажений учетных и отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых как самой организацией, так и контролирующими органами.
Составляющей внутреннего контроля является и обязательная инвентаризация имущества и обязательств, результаты которой могут существенно повлиять на финансовые результаты, так как отражаются все расхождения через прочие доходы или расходы. В организации была проведена инвентаризация основных средств по приказу руководителя от 29.11.2016г. На основании данного приказа была сформирована инвентаризационная комиссия в составе: председатель комиссии – заместитель генерального директора – Нестерчук В.В.; члены комиссии – главный бухгалтер Жеваженко О.Н и продавец Логинова О.Б. В момент инвентаризации составлялась инвентаризационная опись. На ее основании и сличительной ведомости была найдена недостача кондиционера с инвентарным номером 100004, поставленной на учет в декабре 2012 г. со сроком службы 36 мес., первоначальной стоимостью 28720 руб. Остаточная стоимость данного оборудования составляла 0 руб., так как срок полезного использования истек в декабре 2015 г. Последним месяцем начисления амортизации был январь 2016г., к этому моменту сумма амортизации стала равна первоначальной стоимости. В силу этого с февраля 2016г. начисление амортизации прекратилось. На основании акта результатов инвентаризации до момента выхода приказа руководителя на основании акта инвентаризации недостающее основное средство по первоначальной стоимости было отражено на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Дт 94 Кт 01 28720 руб.
После выхода приказа руководителя в бухгалтерском учете была сделана дополнительная проводка на сумму начисленной амортизации: