Файл: Теории происхождения права (Характеристика теорий происхождения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трения между наследственной аристократией и массами, при­нимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.

Глава 2. Характеристика теорий происхождения права

Среди множества научных взглядов на право, начиная с древности и до новейшего времени, особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.

Остановимся кратко на характеристике таких наиболее известных теорий, как естественно-правовая, историческая, психологическая, социологическая,

Естественно-правовая теория

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVI1-XVIII вв. Представители: Т.Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704), А.Н.Радищев (1749-1802), Д.Дидро (1713-1784), Ж-Ж.Руссо (1712-1778) и др.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом.

Последнее основывается на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Основные идеи данной теории:


1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Доcтoинства данной теории:

- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- провозглашает источником прав человека, природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые cтороны:

- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосо­знанием, которое действительно может быть разным у различных людей;

- не совсем корректным представляется противопоставление пози­тивного (писаного) и неписаного (естественного) права, то есть конкpeтныx формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

- преувеличение роли неписаного права.

Истоpuчeская школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Г.Гуго (1764-1844), К.Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1798) и др. рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. По мнению сторонников этой теории, законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право, с точки зрения представителей исторической школы, есть продукт народного духа, народного правового убеждения.


Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2)право - это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические по­следствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Дocтoинства данной теории:

- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему ус­мотрению;

- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны :

- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

- теория чрезмерно обращена в прошлое, не признает естественной природы человека;

- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб за­конодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

Пcихолoгичeская meopия права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ в. Представители: Л.И.Петражицкий (1867-1931), Э.Росс (1912-1974), М.А.Рейснер (1884-1957) и др.

Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через дея­тельность законодателя, а через психологические закономерности правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Инту­итивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное право, детское право и т.д.


Достоинства:

- обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, поли­тическими и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

- повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

- источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

- осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;

- в связи с тем, что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке. Представители: Е.Эрлих (1889-1964), С.А.Муромцев (1823­1916) и др.

Суть социологuческой теории состоит в там, что ее сторонники рассматривают право не иначе, как в действии, в процессе примене­ния. Право представляет собой совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни социальный порядок или правопорядок; а в конечном счете фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц. Подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, к конкретной юридической практике, а с другой - обосновывает и порождает административный и судебный произвол.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.л. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины теория живого права;

3) формулируют такое живое право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами пра­вотворчества.


Достоинства теории:

- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

- эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны данной теории заключаются в следующем:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный право­порядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны должностных лиц.

2.1 Психологическая теория права

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

В психологической теории право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Основоположник данной теории - Лев Иосифович Петражицкий, русский правовед (1867-1931 г.г.).

Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это, по существу, означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний и инстинктов (в том числе агрессивных влечений) человека. Таким образом, государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.