Файл: Теории происхождения права (Характеристика теорий происхождения права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава. 1 Сущность и признаки права.
1.1 Причины и пути происхождения права.
1.2 Восточный путь происхождения права
1.3 Западный путь происхождения права.
Глава 2. Характеристика теорий происхождения права
2.1 Психологическая теория права
2.2 Нормативистская теория происхождения права.
Введение
Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.
Прежде всего, хотелось бы выделить объект и предмет моего исследования. Теория государства и права изучает два объекта: государство и право. Объектом данной курсовой работы является право, а точнее правопонимание, то есть представление о том, что представляет собой право как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Предметом же является процесс появления права, основные теории, объясняющие его возникновение. При этом связь между объектом и предметом очевидна: теории происхождения права базируются на положениях концепций правопонимания.
Главной задачей, которую я поставила перед собой при написании курсовой работы, является изучение исторически сложившихся этапов процесса происхождения права, а также основных теорий, объясняющих феномен возникновения права, с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.
В данной работе, были рассмотрены новые трактовки классических концепций происхождения права. Для этого мною было изучено множество журнальных статей, главное преимущество которых заключается в том, что в них подробно рассматриваются особенности той или иной теории.
Подходя к каждой рассматриваемой теории, я попыталась решить еще одну задачу: доказать, что все теории происхождения права, если их рассматривать в отдельности от остальных теорий, будут одинаково неполными и неточными. Таким образом, нельзя говорить о ненаучности или единственной верности той или иной теории. Особое внимание было уделено работам ученых, чье мнение по поводу трактовок некоторых теорий происхождения права кардинально отличается от мнения правоведов-классиков.
Сегодня существует ограниченный круг теорий происхождения права, и вряд ли в ближайшее время их количество увеличится. Однако каждую теорию можно рассматривать с нескольких точек зрения, поэтому споры о происхождении права не затихают до сих пор, и нельзя считать какую-либо теорию идеальной лишь потому, что она наиболее правдоподобна. В соответствии с этим, как было сказано ранее, теории возникновения права нужно рассматривать в единстве и взаимодействии, следовательно, большое значение сегодня приобретают смешанные теории, такие, например, как школа возрожденного естественного права, интегративная школа, концепция этического персонализма и другие (правда, все они всё равно изучают возникновение либо естественного, либо позитивного права в отдельности).
Поэтому можно сделать вывод, что только в работе, можно соединить все теории происхождения права, создав общую картину процессов, повлиявших на становление права в современном его понимании.
Глава. 1 Сущность и признаки права.
Право[1] - продукт общественного развития, тесно связанный с государством. Это основной нормативный регулятор общественных отношений в государственно-организованном обществе. Исторически право формируется как «обычное право», т.е. совокупность обычаев[2], которое государство может санкционировать, а может и запретить. Запреты и дозволения были и остаются важнейшими способами управления обществом. Исходя из этого, право понимается в двух смыслах: объективном и субъективном.
Объективное право - общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством.
Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона.
Признаки права:
Санкционирование государством правовых норм. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.
Общеобязательность. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).
Нормативность, или формальная определенность права. Означает, что нормы права официально выражены в письменной форме в нормативных актах государства. Для норм права характерны четкость, определенность, детализированность в закреплении прав и обязанностей граждан.
Возможность государственного принуждения. Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнять свои властные полномочия. Исполнение норм права обеспечивается компетентными органами государства, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством.
Функции права. В целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений.
Охранительная функция права - в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.
1.1 Причины и пути происхождения права.
Историки, философы и теоретики права полагают, что в первобытном обществе уже существовало право до возникновения государства. Другие ученые утверждают, что право и государство возникают одновременно, является результатом деятельности государственного аппарата.
Парадокс в том, что правы и те, и другие. Все зависит от того, что понимать под правом.
В строго юридическом смысле возникновение права однозначно связано с деятельностью государства. С этой позиции право возникает одновременно с государством или после образования такового.
Сторонники теории о возникновении права до образования государства, исходят из неюридического понимания, что для будущих юристов-практиков, субъектов правоприменительной деятельности особого значения не имеет, ведь, прежде всего, важно, юридическое значение права, т.е. та система норм, которая исходит от государства и им охраняется. Следовательно, право неразрывно связано с государством, а причины, которые лежали в основе возникновения государства, соответственно лежали и в основе возникновения права.
Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
1. Необходимость установления единого порядка.
2. Необходимость его поддержания.
3. Оформление товарно-денежных отношений.
4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Пути происхождения права:
Восточный путь происхождения права присущ для государств, где господствующее место занимала государственная собственность. Основной источник – сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
Западный путь происхождения права характерен для стран, с доминировавшей частной собственностью, которая устанавливала равенство собственников. Нормы права в этих странах отличаются высокой степенью формализованности и определённости. Хорошо развито гражданское право.
1.2 Восточный путь происхождения права
Понятие "Восток"[3] используется не только как географическое, но и как историко-культурное понятие. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играла сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой цивилизации. Постепенно происходило разделение труда, выделение сословия или знати, которое не участвовало в производстве, а стояло над рядовыми членами общины. Упрочению сельской общины способствовали коллективные работы по созданию ирригационных систем. На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ. Так, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточное положение между свободными и рабами, переходные категории свободных землевладельцев к господствующему слою. Социально-правовой статус индивида в обществе часто не совпадал с его социально-экономическим положением.
Организация государственной власти в странах Древнего Востока строилась на принципах "восточной деспотии". Единоличным главой государства был монарх, который пользовался неограниченной властью, передаваемой по наследству, и выступал единоличным законодателем и высшим судьей. Как правило, это были централизованные государства с жестким тоталитарным режимом, опирающимся на силу военно-бюрократического аппарата. Однако, древневосточным обществам были известны и республиканские формы правления, например, в городах-государствах - Финикии, Месопотамии значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии.
Вместе с государством складывалось и право. Оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось, прежде всего в принижении положения рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался в действующем праве. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных людей.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение - это одновременно нарушение нормы религии и морали.
Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые в течение длительного периода времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом.
Итак, древневосточное право во многом формировалось в условиях длительного существования в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Для всех норм древневосточного права характерны такие проявления неравноправия, как подчиненное приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье. Например, в Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей. Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового.
Китайское традиционное право - это, прежде всего, уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание
1.3 Западный путь происхождения права.
[4]В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.
Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чиф-дома), формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.
В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.
Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальник верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть