Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Общая характеристика прав и свобод человека и гражданин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если отвлечься от стереотипов, укоренившихся в структуре общественного контроля в российском менталитете под названиями «народная дружина» или «народный контроль», то становится очевидным, что концептуальные основания, необходимые для разработки стратегий осуществления общественного контроля как формы выявления отклонений от достижения цели функционирования социальных структур, просто отсутствуют. На реальность и масштабность данных процессов указывает то, что общественный контроль изучается в терминологии и на основании концептуальных представлений социологии девиантного поведения и социального контроля, нет единства в понимании соотношения социального, общественного, гражданского видов контроля между собой, что приводит к постепенной потере специализации форм контроля путем простого копирования западных технологий или тиражирования отдельными общественными объединениями удачного опыта выявления нарушений закона государственными служащими, придания им огласки. Так, в различных исследованиях индикаторами оценки общественного контроля могут выступать повышение доверия к НКО, оптимизация бюджетных расходов, повышение ответственности государственных и муниципальных служащих за эффективность своей деятельности или частота нарушений прав и свобод человека.

Очевидна ущербность такого подхода, так как, во-первых, он превращает общественный контроль в одну из самых интеллектуально разгруженных сфер деятельности, а во-вторых, ограничивает его сферу лишь ситуационным реагированием на актуальные вопросы государственного управления, практически нивелируя его главную функцию – упреждающее выявление проблем и поиск наиболее эффективных вариантов их решения. Поэтому, для уточнения содержания общественного контроля оттолкнемся от сущности феномена контроля и постараемся выделить его формы и функции.

Следует согласиться с философским подходом формирования и понимания права профессора Афанасьева B.C., который отмечал, что «право надо искать не в бумагах, а в жизни, в реальных общественных отношениях, именно в отношениях людей образуется право», законы являются «вторичными» производными.[9] Действительно, большинство норм права возникает в реальной жизни и только затем фиксируется в законах.

Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов.


Принцип уважения прав человека не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Широкая общественная дискуссия для поиска путей совершенствования взаимодействия гражданского общества и системы исполнения наказаний позволит представить общественный контроль как определение степени достижения цели социального управления в сфере исполнения наказания, поможет определить степень и факторы отклонения действия системы в исправлении преступников. Обращение внимания на общественный контроль во многом позволяет раскрыть сущность и содержание трансформаций в российском обществе в целом. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.[10]

В этой связи весьма актуальным представляется высказывание известного отечественного юриста-международника профессора В.А. Карташкина в ходе Московского юридического форума «Глобализация, государство, право, XXI век»: «В современном мире права человека будут все больше подвергаться международно-правовому регулированию. Это предопределено интернационализацией всей общественной жизни, необходимостью решения глобальных проблем, имеющих общечеловеческое значение».

Рассмотрение данных понятий важно с точки зрения определения границ реализации прав человека каждым государством в отдельности и мировым сообществом в целом. Можно предположить что каждое должно иметь индивидуальное и общее содержание и понимание всеми.

Базовой родовой механизмам и гарантиям выступает категория «обеспечение». Большинство исследователей значение этого термина связывают с понятием «гарантии». Термин «гарантия» может иметь значение обещать или утверждать, что гарантии будут выполнены. В этом смысле термин обеспечение имеет широкое значение - создание условий для реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение следует рассматривать в трех аспектах:

- создание предварительных условий, выражающихся в нормативном закреплении прав и свобод личности;

- процесс охраны и защиты прав и свобод граждан;

- итог, результат деятельности личности, государства и всего общества, выражающийся в фактической реализации прав и свобод личности.

Реализация как одна из ключевых форм выражения обеспечения прав и свобод личности предполагает их претворение в жизнь, воплощение в реальную действительность на основе правомерного поведения субъектов. Реализация прав и свобод личности происходит путем реалиазции предписаний правовых норм. Под реализацией права в самом широком смысле понимается его претворение в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическое поведение субъектов.


Соблюдение и исполнение как формы реализации права относятся к другим субъектам правоотношений, которые обеспечивают это право. Оно есть непосредственный результат их конкретное проявление. Соответственно, люди реализуют свои права в форме использования (это выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений).

Важно в данном аспекте отличить охрану прав и свобод человека, их защиту. Часто понятия охрана и защита рассматривают как тождественные, или родовые. Объясняется это часто тем, что законодатели используют термины в обеспечительной деятельности соблюдения прав человека, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции Российской Федерации говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 - об охране этих прав и свобод. По значению эти понятия, согласно словарю русского языка, рассматриваются как тождественные.

Следует отметить, что процесс охраны прав и свобод личности включает в себя такой важный компонент, как предупреждение нарушений прав граждан. Несмотря на то, что, казалось бы, предупреждение активно было подвержено исследованию в отечественной науке, споры по-прежнему продолжаются. По мнению одних авторов, понятие «предупреждение» тождественно понятию «профилактика», по мнению других, профилактика -это компонент процесса предупреждения правонарушений, третьи, наряду с профилактикой, в «предупреждение» включают в качестве его составляющих также «предотвращение» и «меры пресечения», четвертые полагают, что «предупреждение» объединяет в себе как объективные предпосылки ликвидации правонарушений, так и субъективные факторы борьбы с ними, т.е. профилактику.

В литературе существует позиция, согласно которой профилактика (предупреждение) правонарушений занимает самостоятельное место в системе обеспечения прав и свобод граждан.

Вообще предупреждение определяют как деятельность, направленную на выявление и устранение объективных внешних причин, порождающих нарушение прав и свобод граждан, и условий, способствующих их совершению.

Предупреждение следует рассматривать как меры позитивного воздействия со стороны общества, личности и государства, направленные на уведомление лиц, склонных к совершению правонарушений отказаться от противоправной деятельности в целях обеспечения целостности прав и свобод граждан.

Таким образом, предупреждение следует рассматривать как составной элемент охраны прав и свобод граждан, осуществляемой государством, его органами и должностными лицами, а также общественными организациями, органами местного самоуправления и гражданами в тех случаях, когда деятельность субъектов не выходит за рамки правомерного поведения.


«Права человека» как понятие вошло в повседневность 60-х годах XX столетия, однако история их исчисляется не одной сотней лет. Термин «права человека» базируется на концепции «естественного права», базисными понятиями которого считаются эталоны, справедливости, равенства, свободы всех пред законом, наличия собственности, и признания народа как единственного источника власти. Конституцией Российской Федерации утверждено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Человек по отношению к государству находится далеко не в равном положении. Государство способно не только навязывать свою точку зрения людям, однако при необходимости применять меры принуждения для реализации собственных помыслов. У граждан должны быть возможности противодействия нарушению собственных прав, и со стороны должностных лиц, и со стороны государственных институтов власти в целом. Права человека дают ему возможность, бороться со злоупотреблениями официальных лиц и государства.

В целом под механизмом следует понимать меры, предпринимаемые уполномоченными государством субъектами и гражданами по предупреждению нарушений прав и свобод личности, устранение и предотвращение причин, их порождающих и способствующие воплощению прав и свобод человека и гражданина в жизни.

2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

Социальная практическая деятельность продемонстрировала, необходимость формирования некой системы, которая обеспечивала бы гражданам способности воздействия на все сферы и стороны их жизнедеятельности, помимо государства. При этом тем наиболее сформировано и развито гражданское общество, чем лучше и эффективнее налажено взаимодействие между самостоятельно действующими объединениями граждан и государственными институтами.

Конституция является лишь формальной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Просто записать и объявить юридическое равенство недостаточно, необходимо регулярно соблюдать данное равенство в реальной практике. Вышесказанное является основной целью и обязательством правового социального государства, при этом стратегия его ориентирована на формирование и использование одинаковых, равных условий и возможностей, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойную жизнь. Поэтому так необходимо формирование реального, а не формального, механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.


Для обеспечения и гарантии прав и свобод граждан, правительство формирует институты, содействующие осуществлению рассматриваемых прав. К ним относятся законодательные акты (по-другому - законодательная база), принимаемые в согласовании с Конституцией Российская Федерация, и нацеленные на формирование её положений. Так же формирование системы правоохранительных и судебных инстанций. И конечно, формирование специализированных институтов, к примеру, уполномоченного по правам человека (Общегосударственный конституциональный указ с 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "О Уполномоченном согласно правам лица в Российский Федерации").[11]

В частности, основными объектами внимания Уполномоченного по правам человека являются:

1) организацию не унижающих достоинство условий отбывания наказания;

2) реализацию мероприятий для исправления осужденных (психологических, культурных, нравственных, религиозных);

3) содействие получению общего и начального профессионального образования, прохождению курсов дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования;

4) содействие трудовой занятости осужденных во время отбывания наказания;

5) обеспечение медицинской помощи: организация деятельности медицинских центров в учреждениях для осужденных, размещение заказов на поставку лекарств и оказание первичной помощи;

6) учет возможностей содержания лиц с ограниченными возможностями – инвалидов;

7) взаимодействии со средствами массовой информации, публичность работы УИС;

8) работа с родственниками осужденных;

9) обеспечение прав и законных интересов сотрудников учреждений ФСИН.

Нарушения прав человека в различных сферах нашей жизни стали внезапно привычными: неотлаженость механизмов защиты прав человека и контроля за этим процессом; отсутствие ответственности за нарушение прав человека, безнаказанность чиновников за бездушное отношение к людям создают атмосферу вседозволенности и отчуждения человека от государства. Это одна из болевых проблем постсоциалистической России, требующая к себе огромного внимания, постоянного напряжения сил, поскольку без ее решения не может быть ни подлинной демократии, ни правового государства, ни свободы личности и ее уверенности в реальности прав, провозглашенных Основным Законом страны.

В целях совершенствования международного сотрудничества РФ в области защиты социально-экономических и культурных прав человека, а также полной имплементации международных норм во внутригосударственные необходимо осуществлять следующие меры: