Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Общая характеристика прав и свобод человека и гражданин).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие прав человека и гражданина
1.2 Теории прав и свобод человека и гражданина
2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ
1. Ускорить присоединение РФ к международным соглашениям в области защиты социально-экономических и культурных прав человека.
2. Заключить двусторонние соглашения по вопросам условий труда, социального обеспечения и медицинского обслуживания, постоянно проживающих и временно выезжающих на работу за границу граждан РФ.
3. Отразить во внутригосударственном законодательстве основные положения Конвенции о ночном труде женщин в промышленности, Конвенции о трудящихся-мигрантах, Конвенции о содействии занятости и защиты от безработицы и ряда других конвенций по правам и свободам человека.
4. Создать условия для реализации гарантированных международными и национальными нормами прав и свобод в области социально-экономических и культурных отношений.
Однако осуществление одних этих мер недостаточно. Присоединение к конвенциям и разработка самых совершенных внутригосударственных норм еще не решают проблему прав человека по существу. Необходимо создать механизм, гарантирующий применение законов и уважение к ним со стороны всех членов общества, независимо от занимаемой должности. Нужно добиться материального обеспечения прав человека, отвергнуть подход к ним как к «дару государства».[12]
Только при таком подходе к правам и свободам человека можно построить правовое государство, ибо само понятие правового государства означает примат закона, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими. Таким образом, у России нет выбора, если она желает встроиться в современный глобальный мир, она должна будет допустить на свою территорию его субъектов. Это автоматически влечет за собой установление благоприятного для них правового режима деятельности.
Как показал анализ, к каждому нарушению прав и свобод человека нужно относиться отдельно. Подготовка к разрешению ситуации включает, во-первых, предварительный сбор сведений о составе нарушения или о сложившей кризисной ситуации, деле, послужившем непосредственным поводом для проведения инспекции. Во-вторых, определение необходимых для выезда и эффективной работы специалистов профильного ведомства.
Информацию о том или ином нарушении специалисты получают из писем, обращений, от администрации учреждения, судебных властей и от других органов власти и организаций. В случае, если просьба обоснована, правильной стратегией будет просить администрацию проинтервьюировать одного конкретного человека – автора жалобы или жертвы нарушения, о котором стало известно из других источников, но вне присутствии охраны. Все наблюдаемые факты, важные фрагменты документов, предоставленных человеком, содержание интервью и другими сотрудниками должны тщательно записываться.
Как показала практика, оптимальной является техника интервьюирования, при которой варьируется методика опроса в зависимости от конкретного собеседника. Вопросы о травматических случаях не должны быть слишком техническими или настойчивыми – это может обострить травму. Интервью ни в коем случае не должно превращаться в допрос. По просьбе интервьюируемого, или если он не в состоянии или явно боится отвечать на вопросы, интервью необходимо тут же прекратить. Будучи важным источником информации, интервью не являются целью сами по себе: они являются еще и инструментом терапии и должны проводиться гуманными методами.
Таким образом, в настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина является уже не только феноменом общественной самоорганизации, но и предметом научных исследований, широкой общественной дискуссии и одним из наиболее перспективных механизмов государственного управления. Для реализации поставленных задач принят ряд нормативных актов, закрепляющих формы и полномочия общественного контроля, действуют различные структуры общественного контроля. Разнообразие структуры управления определяется процессами и элементами управляемой системы и, соответственно, именно в ней заложены основы изменений и параметры рационализации, и выразителем его является наиболее активная часть общества – гражданское общество.
Стремительное развитие гражданского общества в России в целом и повышение социальной активности населения в частности обуславливает потребность в создании модели общественного контроля системы соблюдения прав и свобод человека, которая смогла бы учесть вариативность существующих форм, средств, методов, темпов, а также различие региональной инфраструктурной среды.
Возвращаясь к механизмам соблюдения прав и свобод человека и гражданина отметим, что обязательным требованием является учет того, что структура механизма – это комплекс плотно взаимодействующих элементов, государства, общества и личности, активно обменивающихся друг с другом информацией. Сохранение эффективных и формирование новых социальных практик соблюдения прав человека и гражданина хоть и определяется характеристиками общей цели и преобладающих интересов, но происходит в рамках данной среды.
Изменения происходят в том случае, если в структуре этой среды один из элементов начинает не удовлетворять эффективной деятельности и большинство агентов стремятся к изменению ресурсов. Эффективность в свою очередь, как раз определяется характеристиками общей цели и преобладающих интересов.
Возникают новые более ресурсообеспеченные группы. При этом разрушаются и деформируются старые социальные практики и формы взаимодействия агентов соблюдения прав человека. Появляются новые возможности электронного обмена информацией и они очень быстро входят в жизнь людей. Например, Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области принимает жалобы и обращения не только письменно или устно, но также и через сайт и группу ВК. Там же отражаются основные результаты деятельности. Так, 6 декабря Ульяновская область присоединилась к Всероссийскому Единому уроку «Права человека», инициатором которого выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова. Всего было проведено 115 открытых уроков в образовательных организациях во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, в которых приняло участие около 3 тысяч обучающихся.
Партнерами Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области в проведении Единого урока выступили региональное отделение Ассоциации юристов России, Прокуратура Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области, Ульяновская городская избирательная комиссия, Нотариальная палата, Адвокатская палата, Государственное юридическое бюро, территориальные избирательные комиссии. Уполномоченный по правам человека Людмила Крутилина и представитель Прокуратуры Ульяновской области Екатерина Трошина провели открытый урок «Права человека» для обучающихся средней школы № 27 г.Ульяновска. Ребята показали неплохие знания своих прав, но иногда забывали об обязанностях. Наиболее активным участникам были вручены брошюры с текстом Конституции Российской Федерации.
Не менее интересно прошла встреча с обучающимися школы-интерната для ребят с нарушением слуха. Несмотря на некоторые сложности общения, ребята принимали активное участие в обсуждении вопросов о видах прав человека, способах их защиты. Внимательно ребята слушали и выступление представителя прокуратуры об ответственности за неисполнение обязанностей. Наиболее активные ребята также были поощрены брошюрами с текстом Конституции Российской Федерации.
Уполномоченным не случайно было выбрано данное учебное заведение. В текущем году было обращено особое внимание на правовое просвещение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Открытые уроки прошли в 10 коррекционных школах.
В рамках Декады правового просвещения Председатель Избирательной комиссии Ульяновской области Юрий Андриенко провел встречу со студентами Юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета, посвященную 25-летию избирательной системы Российской Федерации. Глава Облизбиркома рассказал, что в этом году свое 25-летие отмечают Российская Конституция и Российская избирательная система: «Одним из авангардных прав, закрепленных в Конституции РФ и позволяющих констатировать, что Россия является правовым демократическим государством, выступает право граждан «избирать и быть избранными». То есть российским гражданам предоставлены значительные юридически закрепленные возможности активно участвовать в формировании и развитии государства, определять направление его политического курса. 25 лет назад, с принятием Конституции, в России были заложены основные подходы в определении и развитии избирательной системы страны. Сегодня выборы – это высшее и реальное выражение власти народа».
Будущие правоведы изучают избирательное право не только из-за требований университетской программы, некоторые из них уже знакомы с избирательной системой изнутри – они работали членами участковых избиркомов и наблюдателями на выборах Президента России в марте и выборах в Законодательное Собрание Ульяновской области в сентябре 2018 года.
5 декабря в рамках Декады правового просвещения-2018 по инициативе Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области прошло заседание круглого стола по теме «Соблюдение прав граждан с ограниченными возможностями здоровья», приуроченного к Международному дню инвалидов. Мероприятие состоялось в новом здании Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области.
На мероприятие были приглашены председатели Ульяновских региональных отделений Общероссийской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, общества глухих, общества слепых, общественной организации инвалидов войн в Афганистане, «Российский красный крест», ревматологической ассоциации «Надежда».
Открывая мероприятие, Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Людмила Крутилина обратила внимание на актуальность рассматриваемой темы: в 2018 году к Уполномоченному за правовой помощью обратились 122 гражданина с инвалидность. При этом наиболее актуальными являются вопросы оказания медицинской и социальной помощи, трудоустройства, обеспечения жильём.
28 ноября в Москве прошло заседание комиссии по делам инвалидов, на котором обсуждался не менее важный вопрос – создание современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. По итогам обсуждения был принят ряд важных решений, предусматривающих, в том числе:
- разработку проекта концепции функционирования современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на 2020-2025 годы;
- определение механизмов межведомственного взаимодействия в целях организации эффективного исполнения индивидуальных программ реабилитации и абилитации;
- создание системы контроля за исполнением ИПРА, системы оценки эффективности ее выполнения;
- разработку стандартов оказания реабилитационных услуг;
- формирование законодательных основ повышения ответственности законных представителей детей-инвалидов, находящихся в детских домах-интернатах, за необращение за индивидуальными программами реабилитации или абилитации или невыполнение содержащихся в них рекомендаций;
- утверждение порядка оказания медицинской реабилитации;
- расширение вовлеченности инвалидов в занятия адаптивной физической культурой и спортом, внедрение нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» для инвалидов.
4 декабря многие из названных вопросов были предметно рассмотрены на областной комиссии по делам инвалидов под председательством Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.
«Многие из названных вопросов неоднократно обсуждались нами в рамках межведомственных совещаний, осуществлялся поиск путей их решения. Полагаю, что сейчас, когда они сформулированы на федеральном и региональном уровнях, они будут решаться быстрее. Но и мы должны вносить свои предложения»,- сказала в завершении Уполномоченный.
С докладом «Об основных направлениях деятельности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области Министерства труда Российской Федерации в 2018 году, задачах на 2019 год выступил его руководитель Наталья Соловьева. Отмечено, что за 11 месяцев 2018 года проведено освидетельствование 30465 человек, в том числе 2087 детей. На дому были освидетельствованы 3092 гражданина, в стационарах лечебных учреждений – 314, в учреждениях УФСИН – 170. Процент инвалидов от общей численности населения в Ульяновской области составляет 11,1%, что выше чем в Российской Федерации – 9,5% и в ПФО – 9,4%. Процент инвалидизации детского населения составляет 2,4%, что соответствует среднероссийскому уровню.
В текущем году увеличилось число граждан, которым определена 1 группа инвалидности. О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и абилитации в 2019 году рассказала заместитель Управляющего ГУ – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Татьяна Деревянкина.
Важность рассматриваемого вопроса связана с передачей полномочий по обеспечению ТСР и санаторно-курортным лечением с регионального на федеральный уровень – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
Центры работы с гражданами будут организованы в г.Ульяновске по ул.Энгельса, дом 5А и ул.Карбышева, дом 8, в муниципальных образованиях области – по месту нахождения представителей Фонда. Заявления на получение ТСР можно будет подать в МФЦ, по почте, через портал госуслуг. При этом очередность обеспечения санаторно-курортным лечением сохраняется. На сайте Фонда в ближайшее время заработает электронная очередь
В целом, проведенный анализ показал, что механизмы соблюдения прав человека и гражданина позволяют применять широкий набор вариантов. Особенностями форм взаимодействия являются подвижность, операциональность, краткосрочность и формирование на микроуровне.