Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности
1.3 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.3 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика
Глава 2 Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»
2.1 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона
Таким образом, представляется необходимым, исходя из вышеизложенного, в законодательном определении ОРД словосочетание «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» изложить в редакции «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности».
Еще одним значимым, по нашему мнению, недостатком является цель ОРД, сформулированная в ФЗ об ОРД как «защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
В первую очередь мы отмечаем пассивный характер ОРД, что следует из вышеуказанной формулировки: защита не предусматривает наступательности. Так, толковый словарь русского языка понимает защиту как то, что служит обороной. Вместе с тем характер преступности обусловливает наступательность как важное условие эффективности ОРД. Вместе с тем более значимым представляется законодательная ориентированность ОРД исключительно на противодействие преступности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал это обстоятельство, о чем свидетельствуют, в частности, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О, от 22 апреля 2005 г. № 198-О и от 9 июня 2005 г. № 327-О. Между тем современная ОРД решает ряд иных, хотя и связанных с противодействием преступности, задач.
Так, мы считаем, что лишь опосредованно относятся к защите от преступных посягательств такие действия, предусмотренные ст. 7 ФЗ об ОРД, как, например, сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Сомнительной в борьбе с преступностью представляется нам также правомочность добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, которые предоставляют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами граждане, претендующие на замещение, например, должностей муниципальной службы.
Мы считаем возможным, вслед за профессором А. Ю. Шумиловым констатировать, что современная ОРД переросла рамки защиты от преступности и осуществляется в целях противодействия противоправным посягательствам, в связи с чем законодательное определение ОРД также нуждается в соответствующей корректировке.
Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем авторское определение, по нашему мнению, более объективно отражающее сущность современной ОРД: это вид деятельности, осуществляемой гласно (с согласия участников) и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно- розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, в целях противодействия противоправным посягательствам.
1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности
ФЗ «Об ОРД» (ст. 1) предусматривает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется в следующих социально полезных целях:
- Защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод). Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств.[5]
- Защита собственности от преступных посягательств. С помощью ОРД государство осуществляет также охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
- Обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления). В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.
Достижение указанных целей обеспечивается посредством успешного решения (выполнения) оперативно-розыскных задач, предусмотренных ФЗ об ОРД и другими законодательными актами. Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.
Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Общие задачи ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.
Наряду с общими выделяются частные задачи, которые, конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности.
1.3 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
До начала 1990-х годов порядок осуществления оперативно- розыскной деятельности в нашей стране законодательно не регламентировался. Исторически сложилось так, что, в отличие от уголовно-процессуальной деятельности, регулируемой законами, оперативно-розыскная деятельность регламентировалась подзаконными актами, представляющими собой секретные и совершенно секретные документы. Таким образом, правовые основания достижения целей и реализации задач ОРД и в дореволюционный период, и в советскую эпоху составляли исключительно подзаконные, в основном ведомственные, акты, которые носили закрытый (секретный) характер.
Правовое регулирование ОРД на законодательном уровне имеет важное практическое значение при реализации конституционных гарантий прав граждан. Нормативные гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются уровнем правового регулирования механизма их обеспечения. В процессе осуществления ОРД в силу специфики этого вида деятельности оперативно-розыскными органами могут затрагиваться (законно ограничиваться либо нарушаться) важнейшие конституционные права граждан.
Следствием политических заявлений о необходимости построения правового государства, а в дальнейшем закрепления этого положения в преамбуле к Конституции Российской Федерации явилась судебно-правовая реформа, в рамках которой предполагалось формирование реальных механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере ОРД. Исходя из этих идеологических предпосылок, существовавший ранее законодательный пробел в регламентации ОРД не мог сохраняться долго.
Принятие первого в истории нашей страны Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 года), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 года) позволило обозначить правовые границы деятельности органов, осуществляющих ОРД, указать виды оперативно-розыскных мероприятий, установить перечень оснований, перечислить условия, определить общий порядок проведения ОРМ, нормативно гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере государственной деятельности.
В соответствии с законодательными актами Российской Федерации органы, осуществляющие ОРД, наделены полномочиями производить действия и принимать решения, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Такую возможность предусматривает ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, обусловливая ее необходимостью защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны. [1]
При этом наиболее часто законному ограничению подвергаются: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др. Поскольку оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным специфическим социально полезным видом государственной деятельности, постольку проведение оперативно-розыскных мероприятий является допустимым, с точки зрения Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 55), ограничением прав и свобод граждан, так как оно осуществляется согласно Федеральному закону «Об оперативно- розыскной деятельности». [5]
Специфика нормативного регулирования ОРД в России предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и совершенно секретного характера, конкретизируются установки закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм. Статьи 6, 8, 9, 10 и 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах либо содержат отсылочные нормы. Многие нормы указанного Закона носят общий и, по сути, неопределенный характер, а потому требуют соответствующего толкования. При этом сложилась практика толкования этих норм как правоприменителями, так и органами судебной власти.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.ст. 1 и 6) устанавливает, что ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако ОРД может проводиться и путем совершения иных действий (например, это могут быть рейды, патрулирование, негласное сопровождение поездов, засады, работа в местах стоянок транспорта, операции по перехвату автотранспорта и т. д.). Действующая редакция Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не воспроизвела положения ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 года), которые предусматривали, что ОРМ могли проводиться только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач ОРД. В статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены 15 разрешенных ОРМ. Приведенный перечень оперативно- розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. [5]
История развития оперативно-розыскного законодательства показывает, что перечень разрешенных ОРМ, сохраняя свою основу, может частично меняться. Например, упомянутый Закон 1992 года допускал проведение двенадцати ОРМ, среди которых могли проводиться такие ОРМ, как опрос граждан, контрольные закупки, контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных. Данный Закон не предусматривал осуществление оперативного внедрения, проведение контролируемой поставки и оперативного эксперимента. Впоследствии названия некоторых ОРМ были изменены, содержание отдельные из них расширено.
Вместе с тем одним из главных недостатков действующего законодательства, регулирующего процедуру проведения ОРМ и получения результатов ОРД, является наличие законодательного пробела в части раскрытия основных понятий, применяемых в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку легитимные ОРМ только названы, но их определения не раскрыты. Отсутствие законодательных определений негативно сказывается на состоянии законности при проведении ОРМ, так как оперативные сотрудники различных ОРО, во-первых, нередко по-разному понимают содержание одного и того же ОРМ, а во-вторых, по-разному его проводят и документируют.