Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности
1.3 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.3 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика
Глава 2 Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»
2.1 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона
В то же время судебные органы занимают и противоположную позицию, считая, что наличие угроз указано в ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД в качестве необходимого условия для прерывания предоставления услуг связи, а для проведения изъятия предметов, материалов и сообщений соблюдение таких условий не требуется. Схожее толкование анализируемой нормы дает Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, который в постановлении по делу № Ф03-6641/2013 указал: «Из анализа данной нормы следует, что возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации является обязательным условием для осуществления действий по прерыванию предоставления услуг связи. Проведение таких действий, как изъятие документов, предметов, материалов, не ставится в зависимость от объекта посягательства».
Как отмечалось выше, контролирующие органы и защита сторон также дают оценку деятельности оперативных подразделений. Так, прокуратура Белгородской области, признав действия сотрудников 1 МОРО ОРЧ НП УВД по Белгородской области законными, разъяснила заявителю ИП Локтевой А. А., что толкование ею ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД в пользу того, что изъятие предметов, материалов и сообщений возможно только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, неверно, поскольку указанные ограничения относятся лишь к прерыванию предоставления услуг связи.
Представители ООО «ТНД-Стройгенерация» в заявлении о признании действий должностных лиц Управления по налоговым преступлениям противозаконными, обосновывая свою позицию, указали, что часть 1 ст. 15 ФЗ об ОРД устанавливает право субъекта ОРД производить изъятие только в исключительных случаях: в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Проведенное в отсутствие таких угроз изъятие является незаконным.
Приведенные выше примеры показывают различия в толковании, а следовательно, в практике применения ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД, что является недопустимым для нормативного правового акта и вызвано сложной языковой конструкцией, которая состоит из 50 единиц в одном предложении при рекомендованной норме для восприятия 7-8 слов. Вместе с тем формы глаголов, использованные при построении данной нормы, с лингвистической точки зрения позволяют достаточно однозначно ответить на вопросы, вызывающие разночтения в толковании. Определяя права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме права на проведение ОРМ, законодатель использовал форму «инфинитив - неопределенная форма глагола + зависимое существительное»: «производить изъятие», «прерывать предоставление (услуг)». С точки зрения русского языка оба словосочетания являются равнозначными по своей морфологической форме, следовательно, выражают два самостоятельных действия, независимых друг от друга. Поэтому предполагать зависимость глагола и существительного «прерывать предоставление» от сочетания «при их проведении» (т. е. ОРМ), как в случае с «производить изъятие», будет ошибочным. Рассматривать действие по прерыванию предоставления услуг связи в рамках ОРМ было бы возможно в том случае, если языковая конструкция выглядела следующим образом: «производить при их проведении изъятие..., а также прерывание предоставления услуг связи». Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что законодатель не определяет обязательным условием прерывания предоставления услуг связи проведение ОРМ.
Исходя из этого, глагол «прерывать» относится только к словам «имеют право» и не находится в смысловой зависимости от глаголов «проводить» и «производить». В связи с этим все обстоятельства, указанные после союза «а также», относятся только к глаголу «прерывать». Поэтому считаем ошибочным отнесение наличия угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации в качестве обязательного условия для реализации полномочий, указанных в ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что с лингвистической точки зрения толкование данной нормы может быть однозначным и не предполагает вариантов, рассмотренных нами на примерах теории и практики ее применения. Однако разобраться в этом неспециалисту в области филологии не всегда представляется возможным. Полагаем, что устранение обозначенной проблемы многозначности толкования возможно путем правильного членения предложения. Вместе с тем наиболее оптимальным, на наш взгляд, является закрепление права на прерывание предоставления услуг связи в самостоятельном пункте ст. 15 ФЗ об ОРД наряду с другими правами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
2.2 Действие в пространстве, во времени и по кругу лиц
Действие оперативно-розыскного закона в пространстве определяется исходя из положения ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД. Нормы Закона об ОРД в полном объеме применяются на всей территории РФ, которая согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территорией РФ являются: находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство (ст. 1, 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»); гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком России, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией; военные корабли, плавающие под российским флагом (ст. 1, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), а также военные летательные аппараты (воздушные судна) — вне зависимости от того, где они находятся.
Однако существуют следующие исключения из общего правила действия оперативно-розыскного закона в пространстве: 1) осуществление ОРД за рубежом в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России (например, в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России), и кроме того проведение контрразведовательной деятельности с помощью ОРМ за рубежом; 2) осуществление ОРМ за пределами России в соответствии с заключенным международным договором; 3) ОРД на борту иностранного судна для обеспечения на нем производства расследования преступления, если согласно ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ последствия преступления распространяются на территорию РФ, такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными соглашениями; 4) ОРД в исключительной экономической зоне; 5) если исключения из общего правила действия в пространстве Закона об ОРД непосредственно установлены в нем самом.
Действие оперативно-розыскного закона во времени подчиняется следующему общему положению: характер и содержание проводимых в России ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время проведения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.
Наряду с этим необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) нормы оперативно-розыскного закона, предписание которых сужает область осуществления ОРД, имеют обратную силу; 2) нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие число субъектов, ее осуществляющих), обратной силы не имеют. Помимо этого, с учетом наличия в Законе об ОРД целого ряда бланкетных (отсылочных) норм (ст. 4; ч. 3, 8 ст. 5; ч. 4, 7, 8 ст. 6; п. 5 ч. 1 ст. 7; ч. 1, 8 ст. 8; ч. 3 ст. 9; ч. 1, 5 ст. 10; ч. 1—3 ст. 11; ч. 2 ст. 12; ч. 3, 4 ст. 13; п. 3, 6 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; ч. 1, 2, 4—6 ст. 16; ч. 3—9 ст. 18; ст. 19, 20) правоприменителю в каждом конкретном случае нужно определить, действует или нет данный нормативный акт, к содержанию которого отсылает та или иная из перечисленных норм Закона об ОРД.
Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц может распространяться на каждого с целью защиты охраняемых этим законом объектов от преступных посягательств. Исключениями из этого положения являются следующие категории лиц: 1) депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ (проведение ОРМ допустимо только в рамках возбужденного в отношении конкретно представителя законодательной власти уголовного дела, предварительное следствие по которому обязательно); 2) судьи (осуществление ОРМ допустимо исключительно по возбужденному в отношении конкретного судьи уголовному делу); 3) прокуроры и должностные лица органов, перечисленных в п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (любая проверка сообщения о факте правонарушения, относящегося к этим должностным лицам, возбуждение против них уголовного дела (за исключением, случаев, когда они застигнуты при совершении преступления), является исключительной компетенцией Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В заключение отметим, что понимают под оперативно-розыскным законодательством, законодательством в области ОРД и правовой основой ОРД.
Заключение
Согласно определению, данному в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно- розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ФЗ «Об ОРД» (ст. 1) предусматривает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется в следующих социально полезных целях:
Защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод).
Защита собственности от преступных посягательств. С помощью ОРД государство осуществляет также охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Общие задачи ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.
Наряду с общими выделяются частные задачи, которые, конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовой основой оперативно- розыскной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Таким образом, нормативную основу осуществления ОРД в Российской Федерации составляют:
конституционные нормы, определяющие перечень прав и свобод человека и гражданина и возможности по законному ограничению этих конституционных прав и свобод граждан при осуществлении ОРД и проведении ОРМ;
нормы УПК РФ, устанавливающие отдельные основания проведения ОРМ, определяющие понятие результатов ОРД и возможность их использования в уголовном судопроизводстве;
нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением ОРД и проведением ОРМ;
положения федеральных законов, регламентирующие некоторые аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий и иные вопросы ОРД (Федеральных законов от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и др.);
положения федеральных законов и подзаконных актов, позволяющие разграничить компетенцию ОРО (Федеральных законов от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 года № 809 «О Федеральной таможенной службе», Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др.);
положения подзаконных нормативно-правовых актов, принятых по отдельным вопросам ОРД (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации);
положения ведомственных и межведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок проведения ОРМ, порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и др.
Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве.