Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время судебные органы занимают и противоположную позицию, считая, что на­личие угроз указано в ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД в качестве необходимого условия для прерывания предоставления услуг связи, а для проведения изъятия предметов, материалов и сообщений соблюдение таких условий не требуется. Схожее толкование анализируемой нормы дает Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, который в постановлении по делу № Ф03-6641/2013 указал: «Из анализа данной нормы следует, что возникновение непосред­ственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономи­ческой, информационной или экологической безопасности Российской Федерации является обязательным условием для осуществления действий по прерыванию предоставления услуг связи. Проведение таких действий, как изъятие документов, предметов, материалов, не ста­вится в зависимость от объекта посягательства».

Как отмечалось выше, контролирующие органы и защита сторон также дают оценку деятельности оперативных подразделений. Так, прокуратура Белгородской области, признав действия сотрудников 1 МОРО ОРЧ НП УВД по Белгородской области законными, разъяс­нила заявителю ИП Локтевой А. А., что толкование ею ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД в пользу того, что изъятие предметов, материалов и сообщений возможно только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, неверно, поскольку указанные ограничения относятся лишь к прерыванию предоставления услуг связи.

Представители ООО «ТНД-Стройгенерация» в заявлении о признании действий должностных лиц Управления по налоговым преступлениям противозаконными, обосновы­вая свою позицию, указали, что часть 1 ст. 15 ФЗ об ОРД устанавливает право субъекта ОРД производить изъятие только в исключительных случаях: в случае возникновения непосред­ственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, эконо­мической или экологической безопасности Российской Федерации. Проведенное в отсутствие таких угроз изъятие является незаконным.

Приведенные выше примеры показывают различия в толковании, а следовательно, в практике применения ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД, что является недопустимым для нормативного правового акта и вызвано сложной языковой конструкцией, которая состоит из 50 единиц в одном предложении при рекомендованной норме для восприятия 7-8 слов. Вместе с тем формы глаголов, использованные при построении данной нормы, с лингвистической точки зрения позволяют достаточно однозначно ответить на вопросы, вызывающие разно­чтения в толковании. Определяя права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме права на проведение ОРМ, законодатель использовал форму «инфини­тив - неопределенная форма глагола + зависимое существительное»: «производить изъятие», «прерывать предоставление (услуг)». С точки зрения русского языка оба словосочетания являются равнозначными по своей морфологической форме, следовательно, выражают два самостоятельных действия, независимых друг от друга. Поэтому предполагать зависимость глагола и существительного «прерывать предоставление» от сочетания «при их проведении» (т. е. ОРМ), как в случае с «производить изъятие», будет ошибочным. Рассматривать действие по прерыванию предоставления услуг связи в рамках ОРМ было бы возможно в том случае, если языковая конструкция выглядела следующим образом: «производить при их проведении изъятие..., а также прерывание предоставления услуг связи». Таким образом, можно с уверен­ностью говорить о том, что законодатель не определяет обязательным условием прерывания предоставления услуг связи проведение ОРМ.


Исходя из этого, глагол «прерывать» относится только к словам «имеют право» и не находится в смысловой зависимости от глаголов «проводить» и «производить». В свя­зи с этим все обстоятельства, указанные после союза «а также», относятся только к глаголу «прерывать». Поэтому считаем ошибочным отнесение наличия угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопас­ности Российской Федерации в качестве обязательного условия для реализации полномочий, указанных в ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что с лингвистической точки зрения толкование данной нормы может быть однозначным и не предполагает вариантов, рассмотрен­ных нами на примерах теории и практики ее применения. Однако разобраться в этом неспеци­алисту в области филологии не всегда представляется возможным. Полагаем, что устранение обозначенной проблемы многозначности толкования возможно путем правильного членения предложения. Вместе с тем наиболее оптимальным, на наш взгляд, является закрепление пра­ва на прерывание предоставления услуг связи в самостоятельном пункте ст. 15 ФЗ об ОРД наряду с другими правами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

2.2 Действие в пространстве, во времени и по кругу лиц

Действие оперативно-розыскного закона в пространстве опреде­ляется исходя из положения ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД. Нормы Закона об ОРД в полном объеме применяются на всей территории РФ, которая согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ включает территорию ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное простран­ство над ними. Территорией РФ являются: находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство (ст. 1, 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»); гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком России, не находящиеся на территории дру­гого суверенного государства или же не пролетающие над этой терри­торией; военные корабли, плавающие под российским флагом (ст. 1, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутрен­них морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий­ской Федерации»), а также военные летательные аппараты (воздушные судна) — вне зависимости от того, где они находятся.


Однако существуют следующие исключения из общего правила дей­ствия оперативно-розыскного закона в пространстве: 1) осуществле­ние ОРД за рубежом в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России (например, в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России), и кроме того про­ведение контрразведовательной деятельности с помощью ОРМ за рубе­жом; 2) осуществление ОРМ за пределами России в соответствии с заключенным международным договором; 3) ОРД на борту иностран­ного судна для обеспечения на нем производства расследования пре­ступления, если согласно ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ последствия преступления распространяются на террито­рию РФ, такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками, а также для пресечения других преступлений междуна­родного характера, предусмотренных международными соглашениями; 4) ОРД в исключительной экономической зоне; 5) если исключения из общего правила действия в пространстве Закона об ОРД непосред­ственно установлены в нем самом.

Действие оперативно-розыскного закона во времени подчиняется следующему общему положению: характер и содержание проводимых в России ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время проведения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.

Наряду с этим необходимо руководствоваться следующими положе­ниями: 1) нормы оперативно-розыскного закона, предписание которых сужает область осуществления ОРД, имеют обратную силу; 2) нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие число субъектов, ее осуществляющих), обратной силы не имеют. Помимо этого, с учетом наличия в Законе об ОРД целого ряда бланкетных (отсылочных) норм (ст. 4; ч. 3, 8 ст. 5; ч. 4, 7, 8 ст. 6; п. 5 ч. 1 ст. 7; ч. 1, 8 ст. 8; ч. 3 ст. 9; ч. 1, 5 ст. 10; ч. 1—3 ст. 11; ч. 2 ст. 12; ч. 3, 4 ст. 13; п. 3, 6 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; ч. 1, 2, 4—6 ст. 16; ч. 3—9 ст. 18; ст. 19, 20) правоприменителю в каждом конкретном слу­чае нужно определить, действует или нет данный нормативный акт, к содержанию которого отсылает та или иная из перечисленных норм Закона об ОРД.

Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц может рас­пространяться на каждого с целью защиты охраняемых этим законом объектов от преступных посягательств. Исключениями из этого поло­жения являются следующие категории лиц: 1) депутаты Государствен­ной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ (про­ведение ОРМ допустимо только в рамках возбужденного в отношении конкретно представителя законодательной власти уголовного дела, предварительное следствие по которому обязательно); 2) судьи (осу­ществление ОРМ допустимо исключительно по возбужденному в отно­шении конкретного судьи уголовному делу); 3) прокуроры и долж­ностные лица органов, перечисленных в п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (любая проверка сообщения о факте правонарушения, относящегося к этим должностным лицам, возбуждение против них уголовного дела (за исключением, случаев, когда они застигнуты при совершении пре­ступления), является исключительной компетенцией Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).


В заключение отметим, что понимают под оперативно-розыскным законодательством, законодательством в области ОРД и правовой осно­вой ОРД.

Заключение

Согласно определению, данному в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно- розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ФЗ «Об ОРД» (ст. 1) предусматривает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется в следующих социально полезных целях:

Защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод).

Защита собственности от преступных посягательств. С помощью ОРД государство осуществляет также охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

Общие задачи ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые, конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовой основой оперативно- розыскной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Таким образом, нормативную основу осуществления ОРД в Российской Федерации составляют:

конституционные нормы, определяющие перечень прав и свобод человека и гражданина и возможности по законному ограничению этих конституционных прав и свобод граждан при осуществлении ОРД и проведении ОРМ;

нормы УПК РФ, устанавливающие отдельные основания проведения ОРМ, определяющие понятие результатов ОРД и возможность их использования в уголовном судопроизводстве;

нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности», регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением ОРД и проведением ОРМ;

положения федеральных законов, регламентирующие некоторые аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий и иные вопросы ОРД (Федеральных законов от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и др.);

положения федеральных законов и подзаконных актов, позволяющие разграничить компетенцию ОРО (Федеральных законов от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 года № 809 «О Федеральной таможенной службе», Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др.);

положения подзаконных нормативно-правовых актов, принятых по отдельным вопросам ОРД (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации);

положения ведомственных и межведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок проведения ОРМ, порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и др.

Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве.