Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности
1.3 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.3 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика
Глава 2 Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»
2.1 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона
Введение
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов,касающихся какой-либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовнопроцессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой.
Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно-розыскного права.
В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативно-розыскной деятельности.
Центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) Присутствие в нем системных проблем, и необходимость существенного изменения норм действующего оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД)
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах по проблемам совершенствования правового регулирования ОРД таких авторов, как В Г Бобров, Е А Доля, А М Ефремов, В Ф Луговик, К В Сурков, А Е Чечетин, А Ю Шумилов и др
Основной целью курсовой работы является исследование вопроса правовых основ оперативно-розыскной деятельности.
Исходя из цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие и цели оперативно-розыскной деятельности;
- охарактеризовать задачи оперативно-розыскной деятельности
- раскрыть систему правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика;
- дать характеристику ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной регламентацией ОРД и практическим использованием законодательных норм в указанной сфере
Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных норм и их использования в правоприменительной деятельности субъектов ОРД
В процессе работы над курсовой работой были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы
Исходя из цели курсовой работы, имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
Согласно определению, данному в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно- розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [11, С. 241]
Анализируя предложенное законодателем определение, необходимо отметить следующее:
Во-первых, деятельность как таковая - это занятие, труд, а оперативно-розыскная - разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.
Во-вторых, ОРД присущи специфические отношения - оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений прежде всего субъектами, в качестве которых выступают специально уполномоченные государством органы и их должностные лица. При этом характерной чертой рассматриваемых отношений является особый правовой статус субъектов, специфика в реализации их прав и обязанностей, заключающаяся в использовании специальных средств и методов в борьбе с преступностью.
В-третьих, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.
В-четвертых, ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах (гласной и негласной). В зависимости от складывающейся ситуации и конкретной цели должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно (официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществлять свои права, предоставленные федеральным законом, негласным путем. [17, С. 134]
В рассматриваемой деятельности комплексно используются как гласные, так и негласные формы, однако предпочтение отдается негласным. Это обусловлено тем, что пресечь и раскрыть ряд неочевидных, замаскированных преступлений при помощи только следственных действий или гласных мер административного характера практически невозможно, а потому крайне затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, их совершивших.
Понятие оперативно-розыскной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научному анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей теории и практики ОРД. Необходимо отметить, что в дореволюционный период использовался термин «сыскная работа», в 20-40-е гг. ХХ в. - «оперативно-чекистская работа» и «агентур- но-оперативная работа». Впервые термин «оперативно-розыскная деятельность» в 1966 г. ввел в научный оборот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на законодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников [22, с. 95].
В 1976 г. профессор В. А. Лукашов предложил следующую дефиницию понятия ОРД: это система регламентируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно- розыскных и организационно-управленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевременное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших.
В последующие годы к вопросу определения ОРД обращались многие известные отечественные ученые, такие как: В. М. Атмажитов, И. И. Басец- кий, Д. В. Гребельский, И. А. Климов, г. К. Синилов, А. Ю. Шумилов, и др.
Вместе с тем качественное изменение в определении рассматриваемого понятия произошло в 1993 г., когда оно получило свое закрепление в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Этот закон предусматривал, что ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то настоящим законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее: ФЗ об ОРД) сохранил указанное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». [5]
При анализе вышеприведенного законодательного определения, возникают вопросы, которые, по нашему мнению, в настоящий момент являются весьма актуальными. Так, в первую очередь следует отметить, что ФЗ об ОРД предоставляет право осуществлять ОРД гласно и негласно. Полностью поддерживая указанную возможность, а также закрепленный в ст. 3 ФЗ об ОРД принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, тем не менее приходится констатировать, что правоприменительная практика толкует возможность проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий (далее: ОРМ) весьма расширительно, подменяя ими следственные действия.
Более того, приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 утверждены Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». [11]
Указанная инструкция регламентирует действия должностных лиц при проведении гласного оперативного осмотра, при этом требование наличия согласия ответственного за объект лица (хозяина, арендатора и пр.) в рассматриваемом документе отсутствует. Вместе с тем ряд авторитетных ученых указывают на недопустимость подобных действий. В частности, профессор А. Е. Чечетин отмечает, что «правовое регулирование, направленное на ограничение прав и свобод граждан, допустимо лишь федеральным законом, но не подзаконным нормативным актом, да к тому же ведомственного характера... ФЗ об ОРД закрепляет в ст. 15 лишь право на гласное проведение ОРМ, но не предусматривает возможности принудительной реализации этого права» [5]. Полностью соглашаясь с приведенной позицией, мы считаем необходимым внести соответствующее изменение в законодательное определение ОРД: словосочетание «гласно и негласно» изложить в редакции «гласно (с согласия участников) и негласно».
Продолжая анализировать определение ОРД, необходимо остановиться на таком признаке ОРД, как осуществление ее «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», т. е. иные действия, предпринимаемые оперативными подразделениями, ОРД не являются. Вместе с тем остается непонятным, к каким действиям следует отнести засаду, задержание с поличным и другие, если они осуществляются в ходе ОРД, однако в законодательно закрепленный перечень ОРМ не входят.
В этот же перечень мы считаем возможным добавить разнообразные действия, проводимые в ходе различных этапов работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативным подразделениям. Это, безусловно, часть ОРД, однако в ряде случаев к ОРМ их отнести невозможно, так как они, в отличие от ОРМ, перечисленных в ст. 6 ФЗ об ОРД, не решают конкретные задачи ОРД, предусмотренные ст. 2 ФЗ об ОРД. Указанный недостаток также неоднократно отмечался в научной литературе. Так, в частности, необходимость «предусмотреть дополнительно в ст. 6 Закона следующие оперативно-розыскные мероприятия: "Личный сыск"; "Использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека"; "Составление оперативного психологического портрета"; "Оперативные переговоры"» отмечалась Ходановым А.И. и Мокровым Г.В.. В свою очередь, профессор А. Ю. Шумилов писал, что «в научной литературе отдельные специалисты самостоятельными ОРМ также признают: агентурный сыск; использование служебно-розыскной (розыскной) собаки; использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека (гипноз и т. п.); компьютерный поиск оперативно значимой информации, личный сыск; переговоры с лицом, совершившим преступление; применение полиграфа; составление оперативно-психологического портрета и др.» 30, с. 101].