Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, многие традиционно используемые в практике де­ятельности оперативных подразделений мероприятия не были легализованы в действующем Федеральном законе «Об опера­тивно-розыскной деятельности». Например, к таким мероприятиям относятся засада и захват.

1.3 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовой основой оперативно- розыскной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. [5]

Таким образом, нормативную основу осуществления ОРД в Российской Федерации составляют:

конституционные нормы, определяющие перечень прав и свобод человека и гражданина и возможности по законному ограничению этих конституционных прав и свобод граждан при осуществлении ОРД и проведении ОРМ;

нормы УПК РФ, устанавливающие отдельные основания проведения ОРМ, определяющие понятие результатов ОРД и возможность их использования в уголовном судопроизводстве;

нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности», регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением ОРД и проведением ОРМ;

положения федеральных законов, регламентирующие некоторые аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий и иные вопросы ОРД (Федеральных законов от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и др.);

положения федеральных законов и подзаконных актов, позволяющие разграничить компетенцию ОРО (Федеральных законов от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 года № 809 «О Федеральной таможенной службе», Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др.);


положения подзаконных нормативно-правовых актов, принятых по отдельным вопросам ОРД (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации);

положения ведомственных и межведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок проведения ОРМ, порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и др.

Нормативные правовые акты в него входящие можно условно разделить на 4 группы:

Конституция и федеральные конституционные законы. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч.ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. [1]

Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД).

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД. Нормы самого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г., являются ключевыми, поскольку они определяют содержание этой деятельности и закрепляют систему гарантий законности при проведении оперативно­-розыскных мероприятий. [5]

В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во- первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в сфере применения ОРД. Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями. В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью.

В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД. Однако определяющую роль в этом аспекте играют следующие законодательные акты:


Уголовный кодекс РФ раскрывает понятие преступления, перечисляет общественно опасные деяния, позволяет осуществлять поиск признаков в действиях (бездействиях) лица, что составляет суть некоторых задач ОРД. Вместе с тем он содержит ряд правовых норм, реализация которых происходит и в оперативно-розыскной деятельности (ст. 37-39, 41,42 УК РФ о необходимой обороне, причинении вреда, крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и др.). [3]

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства в части предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения преступников. В связи с этим ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает органы дознания в случае не обнаружения лица, совершившего преступление, принимать розыскные и оперативно­розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах. В данном случае возникает государственная необходимость и целесообразность осуществления оперативно­-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а также для принятия мер по предупреждению и пресечению преступных деяний. [2]

Кроме названных законов, необходимо перечислить также и другие нормативные акты:

Закон «О полиции», который закрепил право полиции на осуществление оперативно-розыскных мер для выполнения возложенных на нее обязанностей. [6]

ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» основными направлениями деятельности органов ФСБ определил контрразведывательную, разведывательную и ОРД. [7]

ФЗ «О внешней разведке», где определена сущность разведывательной деятельности как разновидности ОРД, которая заключается в добывании и обработке разведывательной информации о планах, возможностях и действиях иностранных государств, затрагивающих интересы Российской Федерации.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В ст. 6 данного Закона определен порядок сбора сведений на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в ст. 84 закрепил право осуществления ОРД оперативными аппаратами Минюста в исправительных учреждениях.

Таможенный кодекс РФ в ст. 224 закрепил право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти:


Нормативные правовые указы и распоряжения Президента в большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов. Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности к числу нормативных актов данного уровня можно отнести указы:

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»; [11]

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно­-розыскных мероприятий с использованием технических средств»;

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом.

Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Приведем примеры таких подзаконных нормативных актов:

Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно­розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола. Утверждена приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСКН, ФТС России в 2006 г.

Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая должна постоянно совершенствоваться под воздействием практики борьбы с преступностью.

В связи с этим особенно важно в процессе дальнейшего совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности разработать новый механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм прямой реализации результатов этой деятельности в уголовный процесс, регулярно обновлять законодательство в соответствии с постоянными жизненными требованиями.

Вместе с тем специфика законо­дательного регулирования ОРД и в со­временной России предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и со­вершенно секретного характера, кон­кретизируются установки Закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм.


Статьи 6, 8, 9, 10 и 11 Федерального закона «Об опе­ративно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их по­ложений в ведомственных норматив­ных актах либо содержат отсылочные нормы. Многие нормы указанного за­кона носят очень общий и, по сути, неопределенный характер, а потому требуют соответствующего толкова­ния правоприменителей.

Именно по­этому оперативно-розыскные меро­приятия, например, в отличие от уго­ловно-процессуальных действий, в меньшей мере обеспечены различны­ми ограничениями и запретами. Для оперативно-розыскных мероприятий процедурные гарантии не характерны еще и потому, что они могли бы по­тенциально ограничить возможности поиска и добывания оперативно зна­чимой информации, что и составляет суть разведывательно-поисковых ме­роприятий, которые осуществляются преимущественно негласно.

Специфика регулирования ОРД в наши дни проявляется в законода­тельно установленных принципах это­го вида деятельности. В качестве принципов принято рассматривать основополагающие начала, исходные (руководящие) положения науки (тео­рии), устройства (построения) какой- либо системы или организации прак­тической деятельности.

Федеральный закон «Об опера­тивно-розыскной деятельности» (ст. 3) провозглашает и закрепляет универ­сальные принципы ОРД, к которым относятся конституционные принци­пы: законности; уважения и соблюде­ния прав и свобод человека и гражда­нина, а также специально-отраслевые принципы: конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Важнейшим в современных условиях является принцип законно­сти, который представляет собой тре­бование строгого, четкого и неукосни­тельного соблюдения и исполнения всех юридических норм в их иерар­хии, регламентирующих осуществле­ние ОРД, со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов и иных субъектов ОРД.

Основу норма­тивных гарантий законности при осуществлении ОРД в нашей стране составляют конституционные нормы (ст. 2, 15, 17, 18, 19-25, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции РФ), а специально-­отраслевые гарантии получили свое закрепление в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной де­ятельности» (ст. ст. 1, 3-5, 8-10, 14, 20-22).

К числу же институциональ­ных гарантий законности в ОРД сле­дует отнести органы вневедомствен­ного и ведомственного контроля, ор­ганы правосудия и прокуратуры.

Особенности осуществления ОРД в зарубежных государствах задаются национальными правовыми традици­ями и спецификой построения систе­мы правоохранительных органов. Как и в России, во всех зарубежных стра­нах ОРД прошла длительный этап становления и развития. Практически во всех современных государствах ОРД главным образом направлена на борьбу с преступностью. Следует учи­тывать, что во многих развитых зару­бежных государствах (США, Велико­британия, Франция и др.) отсутствует специальный закон об оперативно­розыскной деятельности, а норматив­ное регулирование ОРД осуществляет­ся либо отдельными законами, либо носит подзаконный характер. В част­ности, для регламентации осуществ­ления ОРД в соответствующих орга­нах издаются инструкции и другие ведомственные акты.