Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчетности предприятия
1.2 Общие приемы проверки бухгалтерской отчетности предприятия
Глава 2. Порядок формирования показателей годовой отчетности на примере ООО «Империал»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Империал»
2.2 Порядок составления бухгалтерского баланса
2.3 Порядок формирования Отчета о финансовых результатах
2.4 Порядок составления Отчета об изменениях капитала
Группировка медленно реализуемых активов - С 2011 г. в российском балансе выделяются расходы будущих периодов, учитывающие:
- расходы по договорам строительного подряда, понесенные в связи с предстоящими работами;
- платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной собственности;
- дополнительные расходы по займам;
- начисленные проценты на вексельную сумму;
- начисленные проценты или дисконт по облигации, стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Четвертая группа активов - труднореализуемые активы - A4, как правило, включает в себя долгосрочные активы, отражаемые в строке 1100.. Таким образом, построение модели ликвидного баланса на основании общих подходов, без четкой идентификации активов приводит к противоречиям в оценке их состояния, к непрозрачности и некорректности расчетов уровней ликвидности. Интересы аналитиков направлены на повышение качества расчетов и анализа посредством более объективных критериев и могут быть ориентированы на обязательное разделение активов баланса[13, С. 85]:
- выделение краткосрочных и долгосрочных активов;
- группировку активов в соответствии с МСФО;
- введение временного фактора в соответствии с МСФО (A1 и П1 - до 3 мес., A2 и П2 - от 3 до 6 мес., A3 и П3 - от 6 до 12 мес., A4 и П4 - свыше 1 года). Построение модели ликвидности на базе временного фактора может вносить существенные корректировки в базовую модель. В зависимости от структуры активов и пассивов, от конкретных сроков погашения и возврата средств предприятие может самостоятельно формировать уровни своей ликвидности и соответствующие им коэффициенты.
Финансовая отчетность, в том числе данные бухгалтерского баланса и результаты экономического анализа. На предприятии проводят вертикальный анализ, который предназначен для того, чтобы показать структуру средств предприятия и их источников. Обычно, показатели структуры рассчитываются в процентах к валюте баланса. Относительные показатели в какой-то степени уменьшают негативное влияние инфляционных процессов.
Сущность горизонтального анализа отчетности заключается в том, что строится, одна или несколько аналитических таблиц, в которых рассчитываются абсолютные показатели и дополнительно рассчитываются относительные показатели, выраженные в темпах роста или снижения.
Очень часто на практике производят объединение горизонтального и вертикального анализа, то есть строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру средств предприятия, так и их источников а также и динамику отдельных ее показателей. Этот анализ дает представление о деятельности предприятия, выявляет изменения в составе его имущества и источниках, устанавливает взаимосвязь между различными показателями. В зависимости от того, какое соотношение существует между собственными оборотными средствами, запасами и источниками их формирования выделяют типы финансовой устойчивости.
В начале проводят оценку того, насколько надежной является информация, затем изучается информация и общая экономическая интерпретация показателей бухгалтерского баланса. Следующий этап заключается в проведении экспресс-анализа текущего финансового состояния, здесь необходимо рассчитать финансовые коэффициенты и оценить полученные результаты с точки зрения оценки текущей и долгосрочной платежеспособности, а также, оценить способность предприятия к сохранению и наращению капитала. При этом анализ нацелен на то, чтобы обратить внимание руководства организации, кредитного инспектора или другого лица, принимающего решения, на принципиальные моменты, характеризующие финансовое состояние организации, а также сформулировать ключевые вопросы и основные проблемы, которые необходимо выявить в процессе дальнейшего более глубокого анализа.
В результате проведенного экспресс-анализа, внешние пользователи аналитической информации, оценивают, как высока степень риска принятия решений о необходимости деловых отношений с данным партнером.
Как известно, предварительная оценка финансового состояния организации осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса. При этом профессиональный анализ бухгалтерской отчетности сопровождается использованием и внешней информации, которая необходима для оценки влияния на обоснованные решения, принятые по результатам анализа (например, от уровня инфляции, процентных ставок по кредитным ресурсам и др.).
Углубленный анализ проводят специалисты, которые имеют доступ к внутренней информации, и на основе детального ее исследования могут объективно оценить причины возникших проблем.
Прогнозный анализ позволяет оценить влияние как прошлых событий и сложившихся тенденций, так и вновь принимаемых решений, которые могут повлиять на способность предприятия сохранять финансовую устойчивость. Информационной базой, для анализа финансового состояния коммерческой организации в первую очередь служит бухгалтерская (финансовая) отчетность. В последние годы она существенно меняется, что является следствием процесса сближения российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Бухгалтерская отчетность - это совокупность сведений, объединенных в общую систему данных об имущественном и экономическом положении организации и о итогах ее хозяйственной работы. Формирование бухгалтерской отчетности — заключительный этап учетного процесса, потому она состоит из общих итоговых признаков, которые высчитывают в конце отчетного периода методом подходящей группировки данных текущего учета. В бухгалтерской отчетности могут содержатся как количественные, так и качественные признаки, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Бухгалтерская отчетность являет из себя главнейший источник информации для анализа и принятия решений [22].
Анализ сведений бухгалтерской отчетности позволяет найти верное имущественное и финансовое состояние компании, финансовую стабильность фирмы, ликвидность баланса. Отчетность разрешает определить единую стоимость имущества компании, стоимость иммобилизованных средств, стоимость (оборотных) средств, объем собственных и заемных средств компании. По достоверным сведениям бухгалтерской отчетности высчитывается излишек или же недостаток, при всем этом имеется вероятность вычислить обеспеченность компании своими, кредитными и прочими заемными источниками.
Глава 2. Порядок формирования показателей годовой отчетности на примере ООО «Империал»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Империал»
ООО «Империал» Самарская область г. Сызрань, ул. Щербакова д.1 Основной вид деятельности по ОКВЭД: 52.48 - Прочая розничная торговля в специализированных магазинах.
ООО «Империал» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, в частности, Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 года, Уставом предприятия. Вид деятельности: основная розничная торговля,
дополнительный - оптовая.
Организация занимается оптово-розничной торговлей. Организация имеет два склада: оптовый склад, с которого осуществляется реализация товаров оптом, и розничный склад при магазине, через который осуществляется розничная торговля.
Для выполнения уставных целей ООО «Империал» имеет право:
- быть участником (членом) коммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц;
- передавать в залог, сдавать в аренду или вносить в виде вклада движимое имущество;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- осуществлять материально-техническое обеспечение предприятия и развитие объектов социальной сферы;
- распоряжаться по согласованию с учредителем полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Целью ООО «Империал» является осуществление предпринимательской деятельности, и получение прибыли, используемой в интересах участников, а также для развития Предприятия, расширения сферы его деятельности и укрепления финансового положения.
Предприятие возглавляет генеральный директор. В ООО «Империал» генеральный директор непосредственно контролирует работу: отдела кадров; финансового отдела; коммерческого отдела; отдела маркетинга; отдела торговли. Генеральный директор руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития; повышение производительности труда.
В системе управления персоналом ООО «Империал» существует единая концепция управления, являющаяся основой для решения вопросов по работе с персоналом. В коммерческий отдел входят: служба снабжения (занимается снабженческой деятельностью), склад. Для регулярной работы с кадрами создается отдел кадров.
Финансовый отдел занимается финансовыми вопросами, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет контроль и ревизию путем проведения комплексных ревизий, аудита. В финансовый отдел входят: плановый отдел, бухгалтерия, экономический отдел. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется бухгалтерией, как структурным подразделением. Каждый работник бухгалтерии выполняет ряд определенных функций.
Плановый отдел занимается вопросами финансового прогнозирования деятельности предприятия, осуществляет разработку прогнозов дальнейшего развития предприятия на краткосрочную (до 1 года) и среднесрочную перспективу (от 1 года до 3 лет).
Отдел маркетинга занимается вопросами коммерческого характера, осуществляет поиск новых клиентов и рынков сбыта. Организационная структура ООО «Империал» показана на рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура ООО «Империал»
Функциональные отделы (отдел кадров, экономический отдел, коммерческий отдел, отдел маркетинга) группируют работы по конкретным видам управленческих функций, что позволяет: собрать специалистов по конкретным профилям; руководителям отделов эффективно управлять узкоспециализированными направлениями; специалистам сходного профиля находить в своей группе взаимопонимание и много общего для совместной эффективной работы. Вместе с тем, в работе служб имеются некоторые недостатки: обилие правил и процедур, установленных высшим
руководством для контроля; узкая специализация в работе каждого сотрудника. ООО «Империал» является активным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней, задолженностей по налогам не имеет.
В розничных магазинах ООО «Империал» представлен широкий ассортимент строительных материалов.
Планово-экономическая работа в ООО «Империал» осуществляется экономической службой, в состав которой входит бухгалтерия и экономист. Учетная работа в ООО «Империал» осуществляется бухгалтерской службой, аналитическая экономистом. Возглавляет экономическую службу главный бухгалтер.
Каждый работник экономической службы выполняет ряд определенных функций, например:
- бухгалтер по учету труда и заработной плате на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее;
- бухгалтер по расчетам - ведет учет денежных средств и расчетов с организациями и отдельными лицами;
- бухгалтер, занимающийся оформлением первичной документации;
- заместитель главного бухгалтера - осуществляет учет остальных операций, ведет Главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность. Экономическая служба является самостоятельным структурным подразделением предприятия и имеет следующую структуру, представленную на рисунке 2.
Рис. 2. Структура экономической службы в ООО «Империал»
В обязанности экономиста входит, составление текущих и перспективных планов и проведение аналитической работы.
В целях упорядочения сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе и обязательствах, а также обеспечения своевременности и оперативности составления и представления по назначению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, разработан и утвержден график документооборота. Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учету, формируются в дела с учетом сроков хранения документов, по номенклатуре дел общества. Право подписи первичных учетных документов имеют должностные лица организации по перечню, который устанавливает исполнительный директор. В данном документе указываются наименование документа, а также право лиц первой и второй подписи. Большое значение в организации бухгалтерского учета отводится первичному учету, от качества, которого зависит качество бухгалтерского учета в целом. Порядок поступления документации в бухгалтерию предприятия регулируется графиком документооборота. В анализируемом предприятии в данном документе указывают название документа и срок его сдачи в бухгалтерию, кроме того, в данном документе указываются сроки составления журналов- ордеров бухгалтерами. К недостаткам можно отнести отсутствие данных о лицах, отвечающих за составление документов. Все обработанные документы предприятия, хранятся в специальном шкафу, отведенном для этих целей. В целом, организация бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с законодательством РФ. На предприятии разработан Рабочий план счетов. ООО «Империал» ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Для целей внутреннего контроля в ООО «Империал» проводятся обязательные внезапные проверки: