Файл: Правовые основы организации нотариата (Эволюция организационно-правового регулирования нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период правления Екатерины II Юстиц-коллегия была ликвидирована, и «нотариальное делопроизводство» перешло в ведение уездных судов и палат гражданских судов. При них учреждались «крепостные отделения», состоящие из «крепостных писцов и надсмотрщиков».

Оформление акта, составленного крепостными писцами, предполагало несколько обязательных этапов: внесение акта в так называемую «докладную книгу», рассмотрение судебным присутствием условий сделки (или письменного завещания) и соответствия ее оформления предъявляемым требованиям, наложение судьей специальной резолюции «Совершить по закону» и передача акта надсмотрщику. Последним этапом оформления акта становилось дословное копирование надсмотрщиком текст акта в «крепостную книгу».

В конце XVIII века документальное сопровождение торговых сделок и посредничества передается в руки частных маклеров и нотариусов, которые спустя пятьдесят лет (в 1831 году) были заменены Александром I особыми биржевыми нотариусами и маклерами.

Свод законов Российской империи, составленный в годы императорства Николая I, закрепил положения, по которому «крепостной порядок» регистрации актов определялся обязательным только для сделок об отчуждении недвижимой собственности и крепостных крестьян. Акты, касающихся иных вопросов, могли быть засвидетельствованы публичными нотариусами или биржевыми нотариусами и маклерами [14, с. 40].

В целом, характеризуя второй этап в истории становления и развития российского нотариата, следует отметить, что в период с 1649 по 1866 годы происходит бессистемное формирование ранних нотариальных учреждений, создававшихся с целью регулирования различных правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства [10, с. 16].

14 апреля 1866 года императором Александром II было утверждено Временное положение о нотариальной части (далее – Положение) [12]. Этот документ положил начало новому периоду в истории становления нотариата в России, характеризующемуся наличием унифицированного акта и введением нотариальных учреждений. Нормами положения закреплялся особый статус нотариусов: утвержденные в должности нотариусы (в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости – и в уездах) являлись государственными служащими с присваиваемым им восьмым чином по должности. Однако признание в Положении нотариусов в качестве так называемых «свободных профессионалов», осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе, лишало их права на получение жалованья и пенсий от государства [10, с. 13].


Статьей 65 Положения четко определялись полномочия нотариусов: совершение актов; выдача выписок из актовых книг и копий актов; удостоверение актов, протестов и пр.; принятие на хранение документов от частных лиц. Нотариусам предоставлялось право совершать любые акты, за исключением «актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы» [14, с. 41].

Нотариус выполнял свои обязанности только в пределах одного нотариального округа, удостоверяя нотариальные документы печатью с изображением губернского герба (что означало удостоверение не от имени государства в целом, а той губернии, где нотариус осуществлял деятельность) [10, с. 14].

Принятым 14 апреля 1866 года документом предусматривались должности нотариусов и старших нотариусов, в правовом статусе которых имелись существенные различия. Старшие нотариусы состояли на государственной службе и могли иметь помощников, по статусу приравненных к секретарям окружных судов.

Существование приведенной нотариальной иерархии предполагало разделение компетенции. Так, «крепостная часть» (то есть право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество) ограничивала область ведения старших нотариусов, остальные же нотариальные действия предписывалось совершать младшими нотариусами [14, с. 42].

Кроме организационных вопросов деятельности нотариусов в Российской империи, Положением устанавливались и правила нотариальных удостоверений: обязательное присутствие двух свидетелей при совершении нотариальных действий и трех свидетелей – при составлении купчих на недвижимое имущество [10, с. 15].

В дореволюционной России институт нотариусов, помимо указанных выше категорий, включал особую группу нотариусов, деятельность которых регулировалась Торговым уставом, – биржевых [10, с. 17]. Обязанностью последних было удостоверение и совершение актов, заключаемых с участием иностранных подданных; опротестование заемных писем и векселей; перевод текстов верительных писем и других документов, созданных на иностранном языке или с частичным использованием такового; регистрация жалоб, подаваемых шкиперами на пребывающих в России иностранных купцов; хранение вверенных денег. Личная печать биржевого нотариуса содержала обязательное указание места работы (например, Санкт-Петербургская. Московская, Одесская, Архангельская биржи и др.), а также имя нотариуса на трех языках: английском, немецком и французском [10, с. 29].

Временное положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нотариата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата. Однако введение в действие норм Положения не решило всех проблем, связанных с организацией публичной деятельности независимых нотариусов. В связи с этим видный цивилист начала ХХ века профессор В.И. Синайский отмечал «ненадлежащее устройство нотариата»: отсутствие корпоративных начал, жесткий контроль суда над нотариусами, необоснованная иерархия старших и младших нотариусов, приоритет «специального знания» над необходимым общим правовым образованием [10, с. 18].


Октябрьская революция 1917 года и связанные с ней коренные преобразования в государстве фактически завершили третий этап в истории становления российского нотариата и положили начало четвертому. 24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, который упразднил существовавшие в стране государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры как составной части этой системы [14, с. 42]. Несколько позднее, 23 марта 1918 года, вышел специальный документ, посвященный вопросу упразднения нотариата. Постановление Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии в связи с потерей актуальности выполнения ранее предписанных функций нотариата официально ликвидировало этот институт.

В Советском государстве нотариат практически создавался заново. Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственного нотариата» [14, с. 43] он вводился в подчинение судебных органов союзных республик.

Кампания «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции, начавшаяся в 1920-е годы, привела к сокращению сферы деятельности нотариата: в связи с общим сокращением гражданского оборота был отменен ряд нотариальных удостоверений. Итогом кампании стало резкое сокращение числа нотариальных контор в стране: по состоянию на 1 января 1924 года их было 414, в 1937 году в СССР оставалось всего лишь 122 конторы [10, с. 21].

В 30-е годы ХХ века в СССР была предпринята попытка изменить организационные основы деятельности нотариусов с целью повышения уровня эффективности руководства ими. Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 08 июля 1936 года возложило оперативное руководство нотариатом на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР [14, с. 45]. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 года из ведения рай/горсоветов изымались все нотариальные действия и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах, причем аналогичные положения были приняты в других союзных республиках.

Нотариат в советский период истории России представлял собой часть государственного аппарата, которому отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями. Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной собственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота.


Современный этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и экономической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Названный документ установил современную систему организации нотариата: деятельность региональных нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также Федеральную нотариальную палату.

С конца ХХ века наблюдается постепенная интеграция российского нотариата в мировое нотариальное сообщество. Федеральная нотариальная палата Российской Федерации [13] была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата (The International Union of Notaries), включающий нотариальные палаты семидесяти трех стран мира со всех пяти континентов.

1.2. Понятие «нотариат» и «нотариальная деятельность» в Российской Федерации

Понятия «нотариат» и «нотариальная деятельность» довольно часто используются законодателем, но, к сожалению, нормативного определения они так и не получили. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии разнообразных точек зрения относительно термина «нотариат».

Согласно первой точке зрения нотариат рассматривают как систему уполномоченных государством органов [12]. Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) [3] указывает, что в систему органов нотариата входят нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), а также лица, для которых нотариальная деятельность является дополнительной функцией: глава местной администрации поселения или муниципального района либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, и должностные лица консульских учреждений.

Некоторые ученые, придерживающиеся данной точки зрения, расширяют понятие нотариата, включая в него также органы юстиции [11, с. 12]. Считаем такое понимание неверным, ведь органы юстиции осуществляют контрольные функции и не входят в систему органов нотариата.


Согласно второй точке зрения нотариат представляет собой систему нотариальных действий [14, с. 38]. При этом акцентируется внимание на способе осуществления нотариальной деятельности, но за пределами понятия остаются субъекты нотариальной деятельности.

Приведенные нами точки зрения - наиболее распространенные, но далеко не единственные. Например, нотариат рассматривают как институт гражданского общества, как особый правозащитный институт.

Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» [13] (далее – Проект) в отличие от Основ предусматривает статью, в которой закреплено исследуемое нами понятие. Объединив ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Проекта, можно получить логичное определение нотариата как профессионального сообщества нотариусов, выполняющего публично-правовые функции и не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

По нашему мнению, нотариат следует определять как систему уполномоченных органов, осуществляющих публично-правовую деятельность в сфере бесспорной юрисдикции путем совершения нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Понятие «нотариальная деятельность» имеет исключительно научное содержание. Так, О. В. Филиппова считает, что это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства [12]. В литературе также встречаются необоснованно широкие определения нотариальной деятельности. Так, О.В. Филиппова указывает, что она включает в себя всю организацию нотариусом нотариального дела: приобретение помещения под нотариальную контору, необходимых технических средств, наем сотрудников и др. [14, с. 40]. В данном случае автор смешивает нотариальную правовую деятельность с иными видами деятельности: организационной, материально-технической.

Считаем, что нотариальную деятельность можно определить как урегулированную нормами права публичную, профессиональную, непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных специально уполномоченных лиц, осуществляемую путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, очевидна необходимость законодательного закрепления системных понятий нотариата и нотариальной деятельности.