Файл: Правовые основы организации нотариата (Эволюция организационно-правового регулирования нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе – личная и коллегиальная финансовая ответственность за затягивание наследственных дел. Чем больше срок вхождения в наследство, тем выше финансовая ответственность нотариуса. Уплату налогов на имущество граждан еще никто не отменял.

Третье – нотариальные действия может исполнять любой гражданин Российской Федерации, имеющий юридическое образование и прошедший квалификационное подтверждение по нотариату. Без всяких квот и другого рода ограничений на профессию.

Четвертое – круг лиц, входящих в наследство, и сроки вхождения в наследство не должны быть ограничены ничем до полного исполнения наследственного права.

Пятое – требуется создание единой федеральной базы по наследственным делам.

Шестое – вся деятельность нотариусов должна содержаться в единой федеральной базе.

Седьмое – раз в квартал нотариус должен сдавать в федеральный архив документальный отчет о своей деятельности и обороте номенклатуры рассмотренных дел.

В заключение проведенного обзорного исследования хочется отметить, что самым правильным будет ненаделение нотариусов государственными полномочиями, тогда и не потребуется администрирования их деятельности.

Все остальные действия, связанные с законодательной деятельностью, следует провести в рабочей группе экспертов и разработать рекомендательные документы, связанные с вопросом реформирования института нотариата в современном правовом пространстве России с учетом всех его особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов. А именно:

1. Выделены стадии эволюции организационно-правового регулирования российского нотариата. Отмечено, что существует блок так называемых первичных историко-правовых данных о нотариате, воспринимаемых непосредственно, и система вторичной информации, связанной с вопросами государственно-правового регулирования нотариальной деятельности, восприятие которой предполагает административно-правовые компетенции. Обращается внимание на то, что нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные, чрезвычайно важные для исследования специфики его административно-правовых основ составляющие. Подчеркнуто, что нотариат в Российской Федерации прошел достаточно большой путь становления как института защиты прав и свобод граждан и в настоящее время представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. Отмечено, что существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа, одним из базовых признаков которого является защита публичного интереса.


2. Сделан вывод, что нотариальную деятельность можно определить как урегулированную нормами права публичную, профессиональную, непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных специально уполномоченных лиц, осуществляемую путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, очевидна необходимость законодательного закрепления системных понятий нотариата и нотариальной деятельности.

3. Современные тенденции законодательного регулирования как системы нотариата, так и самого процесса осуществления нотариальной деятельности, позволяют вполне однозначно говорить об изменении роли института нотариата, который должен в результате проводимого реформирования представлять собою эффективную форму защиты прав как физических, так и юридических лиц.

4. Учитывая отмеченные пробелы в законодательстве и практику по наследственному праву, представляется возможным предложить некоторые рекомендации по совершенствованию исследуемого института. А именно:

– лицензирование деятельности нотариуса в вопросе регистрации движимого и недвижимого имущества граждан и организаций, а также сделок с ним сроком на год. Указанный срок лицензирования является дополнительной мерой контроля над деятельностью нотариусов, и если нотариус не справляется со своими обязанностями, то автоматически теряет право на данный вид деятельности без всяких административных разбирательств;

– личная и коллегиальная финансовая ответственность за затягивание наследственных дел. Чем больше срок вхождения в наследство, тем выше финансовая ответственность нотариуса. Уплату налогов на имущество граждан еще никто не отменял;

– нотариальные действия может исполнять любой гражданин Российской Федерации, имеющий юридическое образование и прошедший квалификационное подтверждение по нотариату. Без всяких квот и другого рода ограничений на профессию;

– круг лиц, входящих в наследство, и сроки вхождения в наследство не должны быть ограничены ничем до полного исполнения наследственного права;

– требуется создание единой федеральной базы по наследственным делам;

– вся деятельность нотариусов должна содержаться в единой федеральной базе;

– раз в квартал нотариус должен сдавать в федеральный архив документальный отчет о своей деятельности и обороте номенклатуры рассмотренных дел.

В заключение проведенного исследования стоит отметить, что целесообразно будет ненаделение нотариусов государственными полномочиями, тогда и не потребуется администрирования их деятельности.


Все остальные действия, связанные с законодательной деятельностью, следует провести в рабочей группе экспертов и разработать рекомендательные документы, связанные с вопросом реформирования института нотариата в современном правовом пространстве России с учетом всех его особенностей.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993
  4. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. Приказом Минюста России от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 29.06.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.1997 N 1268)
  5. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации / (утв. Минюстом России 19.01.2016)
  6. Положение «О единой информационной системе нотариата» (ЕИС) (с изменениями, утвержденными решениями Правления ФНП от 28 марта 2016 г.) / Утверждено Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол № 03/16 от 28 марта 2016 г.)
  7. Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования / утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации 30.08.2017
  8. Устав федеральной нотариальной палаты / утвержден на Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат в г. Москве 22.09.1993 (с изм. от 25.04.2017)
  9. Абрамович Г.В. и др. Соборное уложение 1649 года. Л.: Наука, 1987. 448 с.
  10. Афанасьева Е.А. Нотариат Российской империи периода модернизации страны (конец XIX – начало XX века): историко-правовое исследование: автореферат … канд. юрид. наук. М., 2015. 30 с.
  11. Кулишова Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции: сб. статей по материалам LVI международной научно-практической конференции № 12(51). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 10-15.
  12. Рыбакова Н. Проблемы современного нотариата. URL: http://www.zakonia.ru/blog/ problemy-sovremennogo-notariata (дата обращения: 19.09.2017).
  13. Федеральная нотариальная палата: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://notariat.ru/
  14. Филиппова О.В. Становление нотариата в России, история и современность // Нотариальный вестник. 2012. № 9. С. 35-45.
  15. Черемных Г.Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 3-10.

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Управляющий делами

Федеральной нотариальной палаты

ПОЛИТИКА

В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Москва

2015

  1. Общие положения3
  2. Состав обрабатываемых персональных данных3

З. Правовые основания обработки персональных данных3

  1. Цели обработки персональных данных4
  2. Права и обязанности4
    1. Права и обязанности ФНП4
    2. Права и обязанности субъекта персональных данных4
  3. Принципы и условия обработки персональных данных5
  4. Обеспечение безопасности персональных данных5
  5. Заключительные положения6
  6. Общие положения
    1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее Политика) подготовлена в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и действует в отношении всех персональных данных, которые Федеральная нотариальная палата (ассоциация) (далее - ФНП) может получить от субъектов персональных данных.
    2. Политика распространяется на персональные данные, полученные как до, так и после подписания настоящей Политики.
  7. Состав обрабатываемых персональных данных
    1. Сведениями, составляющими персональные данные, в ФНП является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
    2. ФНП обрабатывает персональные данные следующих категорий субъектов персональных данных:

2.2.1. работников Федеральной нотариальной палаты, состоящих с Федеральной нотариальной палатой в трудовых отношениях; о работников нотариальных палат субъектов Российской Федерации; о нотариусов, занимающихся частной практикой, о лиц, временно исполняющих обязанности нотариусов; о стажеров нотариусов (лиц, претендующих на должность нотариуса); е должностных лиц органов местного самоуправления, консульских учреждений, удостоверивших или отменивших завещание или доверенность; о физических лиц, в отношении которых совершены нотариальные действия; о физических лиц, обратившихся в ФГШ.


З. Правовые основания обработки персональных данных

3.1. ФНП осуществляет обработку персональных данных субъектов руководствуясь: Конституцией Российской Федерации; статьями 86-90 Трудового кодекса Российской Федерации; статьей 6 (пункт 2 части 1) Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 г. № 4462-1.

  1. Цели обработки персональных данных
    1. ФНП обрабатывает персональные данные субъектов персональных данных в следующих целях: координации организации нотариальными палатами субъектов Российской Федерации публично-правовой деятельности нотариусов по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения защиты профессиональных прав нотариусов, обеспечения функционирования Единой информационной системы нотариата, регистрации и обработки сведений, необходимых для реализации полномочий ФНП, защиты законных прав и интересов граждан, кадровой работ и бухгалтерского учета.
  2. Права и обязанности
    1. Права и обязанности ФНП

5.1.1. ФНП как оператор персональных данных вправе: о отстаивать свои интересы в суде; е предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством (налоговые, правоохранительные органы и др.); о отказывать в предоставлении персональных данных в случаях предусмотренных законодательством; о использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законодательством.

Оператор персональных данных обязан:

принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    1. Права субъекта персональных данных

5 2.1. Субъект персональных данных имеет право:

о требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав; требовать перечень своих персональных данных, обрабатываемых ФНП и источник их получения;