Файл: Производственная деятельность потребительской кооперации на примере СОЮЗПОБ «Холбос».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ
1.1. Место потребительской кооперации в экономике страны
1.2. Роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «ХОЛБОС»
Таким образом, необходимо отметить, что производственные предприятия потребительской кооперации располагают определенными ресурсами, в частности материально – технической базой, позволяющей развивать производство, в то же время они не оснащены новейшим оборудованием, соответствующим современным требованиям и мировым стандартам, значительная его часть устарела морально и физически.
Серьезной проблемой в развитии кооперативного производства на протяжении нескольких лет является низкая эффективность использования производственных мощностей (табл. 5).
Таблица 5
Использование производственных мощностей по СПО "Холбос" РС (Я) за 2012-2017 гг., в процентах
Виды продукции |
Годы |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Хлеб и хлебобулочные изделия |
32,6 |
56,2 |
53,3 |
52,2 |
49,9 |
45,2 |
Колбасные изделия |
19,3 |
17,1 |
Ю,1 |
9,6 |
6,5 |
4,8 |
Кондитерские изделия |
36,1 |
38,1 |
49,1 |
53,2 |
46,1 |
45,2 |
Консервы |
21 |
20,9 |
9,1 |
16,0 |
12,6 |
9,1 |
Макаронные изделия |
- |
21,8 |
29 |
31,2 |
17,3 |
14,5 |
Со стороны руководителей нет контроля за состоянием дел в производственной сфере. Об этом свидетельствует ежегодный низкий процент выполнения планового задания некоторых потребительских обществ.
Узким остается ассортимент выпускаемой продукции, медленно внедряются современные технологии.
Производственные предприятия потребительской кооперации испытывают недостаток в специалистах рабочих специальностей, прежде всего – мастеров, технологов.
За 2013 – 2015 годы производственная отрасль приносила убытки, за последние два года от реализации произведенной продукции получена прибыль, однако рентабельность остается по-прежнему низкой.
Многообразная производственная деятельность потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) переживает кризис. По большинству производственных отраслей сокращаются объемы выпуска продукции, имеющееся устаревшее оборудование используется не полностью, используемые технологии не соответствуют современным требованиям. Снижается удельный вес производства потребительской кооперации в общем объеме производства по республике.
Рентабельность производства остается низкой, а по большинству видов продукции – убыточным. Ассортимент продукции не обновляется, потребительская кооперация теряет рынки сбыта продукции. С учетом сложившихся обстоятельств и перспектив можно выделить приоритетные направления деятельности:
- расширение ассортимента выпускаемой продукции – путем производства экологически чистых и лечебно – профилактических изделий. Например, производство мясопродуктов и колбасных изделий из оленины, жеребятины, говядины; в соответствии с возрастающим спросом необходимо наладить порционную и сервировочную нарезку колбасных и мясных изделий в вакуумной упаковке. Расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий за счет выпуска хлеба по новым технологиям с различными добавками. Необходимо шире использовать заготавливаемое на местах растительное сырье (брусника, голубика, земляника, морошка, черника) для выработки несложных в производстве напитков;
- восстановление и открытие новых цехов;
- потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) имеет все возможности по изготовлению непродовольственных товаров, простых по технологии и используемым материалам. Развитие данного вида производства приведет к значительному росту объемов производства в стоимостном выражении.
- следует уделить внимание возрождению и развитию художественных и национальных промыслов, изготовлению товаров, имеющих прикладную и художественную ценность, из кости, меха, камня, кожи, дерева, волоса и т.д.
- необходимо развивать производство продукции из давальческого сырья, что будет способствовать повышению социальной значимости потребительской кооперации с одной стороны, а с другой - позволит повысить эффективность использования производственных мощностей кооперативных предприятий.
- максимально использовать маркетинговые стратегии. Формирование и реализация стратегии маркетинга требует создания маркетинговой службы, осуществляющей постоянный анализ рынка, конкурентной среды, рекламную деятельность.
- необходимо принимать активное участие в тендерах на поставку товаров в школьные и лечебно – оздоровительные учреждения районов деятельности, увеличивать долю реализации продукции собственного производства магазинам других организационно – правовых форм на основе целенаправленной политики повышения качества, расширения ассортимента, гибкой системы цен.
Основная проблема развития кооперативного производства заключается в недостатке финансовых ресурсов. Потребительской кооперации в ближайшей перспективе необходима разработка финансовой стратегии, позволяющей определить основные источники финансирования. В этом направлении необходимо совершенствовать методику разработки инвестиционных проектов для участия в конкурсах, позволяющих получить бюджетные средства.
Требуется возобновить практику заключения соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и СПО «Холбос», а также лоббировать интересы потребительской кооперации при формировании республиканского и районных бюджетов республики.
Проработать с Министерством сельского хозяйства РС (Я) вопрос вхождения кооперативных организаций в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в качестве ассоциированных членов в рамках реализации государственного национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса», совместного сотрудничества по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей, насыщение продовольственного рынка через региональный продовольственный фонд.
Заключить Соглашения о взаимном сотрудничестве с главами муниципальных образований с целью стабильного развития производственной деятельности в сельских, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Задачами потребительской кооперации являются:
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Производственная деятельность потребительской кооперации в широком смысле этого слова охватывает несколько отраслей: переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе закупленной у населения; производство продукции предприятиями общественного питания, в том числе кулинарной; производство некоторых видов услуг, местные промыслы, в том числе на основе надомного труда; производство товаров народного потребления на специализированных предприятиях и другие.
Роль производственной деятельности в потребительской кооперации велика и заключается в следующем:
- Производство в общественном питании.
- Производство потребительских товаров.
- Переработка закупленной сельскохозяйственной продукции.
- Производство в сфере народных промыслов.
- Надомное производство.
- Производство в сфере услуг.
Таким образом, все виды производственной деятельности потребительской кооперации способствуют экономическому сотрудничеству между различными хозяйствующими субъектами потребительской кооперации и других сфер экономики.
Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) имеет многоотраслевое направление и функционирует как в сфере обращения, так и в сфере производства. Ее деятельность распространяется на торговлю товарами народного потребления, общественное питание, закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, дикорастущих ягод и растений, выпуск товаров на собственных производственных предприятиях, оказание услуг и др. Союз потребительских обществ «Холбос» имеет свои подразделения в 19 улусах, в том числе 14 сельских, и обслуживает 319,5 тыс. человек (число пайщиков – 69,8 тыс. чел.).
Основными видами производства потребительской кооперации республики выступают хлебопечение, производство кондитерских, колбасных, макаронных изделий, полуфабрикатов, цельномолочной продукции, масло животного и др.
Для осуществления производственной деятельности Союз потребительских обществ «Холбос» располагает необходимой материально-технической базой. В системе функционирует 317 производственных предприятия и цеха, в том числе 301 цех, или 95%, по производству продовольственных товаров и 16 цехов, или 5%, занимаются изготовлением непродовольственных товаров.
Многообразная производственная деятельность потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) переживает кризис. По большинству производственных отраслей сокращаются объемы выпуска продукции, имеющееся устаревшее оборудование используется не полностью, используемые технологии не соответствуют современным требованиям. Снижается удельный вес производства потребительской кооперации в общем объеме производства по республике.
Рентабельность производства остается низкой, а по большинству видов продукции – убыточным. Ассортимент продукции не обновляется, потребительская кооперация теряет рынки сбыта продукции. С учетом сложившихся обстоятельств и перспектив можно выделить приоритетные направления деятельности:
- расширение ассортимента выпускаемой продукции
- восстановление и открытие новых цехов;
- потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) имеет все возможности по изготовлению непродовольственных товаров,
- следует уделить внимание возрождению и развитию художественных и национальных промыслов,
- необходимо развивать производство продукции из давальческого сырья,
- максимально использовать маркетинговые стратегии.
- необходимо принимать активное участие в тендерах на поставку товаров в школьные и лечебно – оздоровительные учреждения районов деятельности,
Основная проблема развития кооперативного производства заключается в недостатке финансовых ресурсов. Потребительской кооперации в ближайшей перспективе необходима разработка финансовой стратегии, позволяющей определить основные источники финансирования.
Требуется возобновить практику заключения соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и СПО «Холбос», а также лоббировать интересы потребительской кооперации при формировании республиканского и районных бюджетов республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 годы. - Якутск, 2011. – 64 с.
- Комплексная программа "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2013.
- Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период на 2017-2021 года. – М.: Центросоюз Российской Федерации, 2016. – 59 с.
- Концепция развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. – Якутск, 2015. – 12 с.
- Концепция развития сельской промышленности Республики Саха (Якутия). – Якутск, 2012. - 48 с.
- Борисов В.Д. Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия). Опыт, проблемы, перспективы. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2014. 230 с.
- Данилова Л.И. Диверсификация отраслей деятельности в Усть-Таттинском потребительском обществе. – Якутск, 2014. – 20 с.
- Московских Н.Н. Эффективная экономика – основа развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия): Материалы научно – практической конференции молодых ученых. – Якутск, 2013. – С. 95 – 99.
- Наговицына Л.П. Усиление социальной работы потребительской кооперации на селе. – Новосибирск: СибУПК, 2014. – 44 с.
- Намханова М.В. Стратегия развития кооперативного производства Республики Бурятия // Регион: Экономика и социология. – 2016. - №4. – С. 170 – 180.
- Цынзак М.П. Производственная деятельность потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Молодежь и экономика республики Саха (Якутия): Материалы научно – практической конференции молодых ученых. Выпуск 1. – Якутск: Якутский филиал «Издательство СО РАН», 2013.
- Цынзак М.П. Производственная деятельность потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. Выпуск 2. – Новосибирск, 2015.
- Цынзак М.П. Производство как приоритетная отрасль потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Научное обозрение. – 2007. - №1. 18
- Цынзак М.П. Основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Российское предпринимательство. – 2007. - № 3.