Файл: Производственная деятельность потребительской кооперации на примере СОЮЗПОБ «Холбос».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ
1.1. Место потребительской кооперации в экономике страны
1.2. Роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «ХОЛБОС»
ВВЕДЕНИЕ
В деятельности потребительской кооперации России нарастают системные проблемы, вызванные специфическими условиями, которые сложились в результате радикальных реформ. Существенно уменьшились объемы оборота розничной и оптовой торговли, общественного питания, заготовок сельскохозяйственной продукции у населения, производства товаров и услуг. Сокращается численность пайщиков, оплата труда работников потребительской кооперации ниже, чем в других отраслях экономики, рентабельность хозяйственной деятельности не позволяет реализовывать социально-экономические цели потребительской кооперации.
Большое влияние на развитие потребительской кооперации может оказать производственная деятельность, которая гармонично увязывает закупки сельскохозяйственной продукции с розничной и оптовой торговлей, общественном питанием. Производственная деятельность с одной стороны, перерабатывает ресурсы, поступающие от закупок сельскохозяйственной продукции и дикоросов, с другой стороны, поставляет ресурсы для других отраслей потребительской кооперации. Велико влияние производственной деятельности и в решении социальных целей потребительской кооперации - это обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступает СОЮЗПОБ «Холбос».
Предмет – производственная деятельность потребительской кооперации.
Целью исследования является разработка направлений совершенствования производственной деятельности потребительской кооперации СОЮЗПОБ «Холбос».
Для достижения установленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить место потребительской кооперации в экономике страны;
- охарактеризовать роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации ;
- дать общую характеристику СОЮЗПОБ «Холбос»;
- произвести оценку состояния производственной деятельности потребительской кооперации СОЮЗПОБ «Холбос» и разработать направления её совершенствования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, включающие по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы. Работа размещена на 27 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ
1.1. Место потребительской кооперации в экономике страны
Потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Задачами потребительской кооперации являются:
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Основу потребительской кооперации составляют потребительские общества. Кооперативные организации повсеместно имеют многоотраслевое хозяйство, которое является составной частью экономики регионов и всей страны в целом.
Основными видами деятельности организаций потребительской кооперации являются: розничная торговля, общественное питание, оптовая торговля, закупка и сбыт сельскохозяйственных продуктов и сырья, производство продовольственных и непродовольственных товаров, автомобильные перевозки грузов, строительство, производственные и бытовые услуги.
В настоящее время организации потребительской кооперации ведут свою деятельность главным образом в сельской местности, в поселках, малых городах, районных центрах.
Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Развитие хозяйственной деятельности в потребительской кооперации неразрывно связано с осуществлением социальной миссии, борьбой с бедностью. В современных условиях организации потребительской кооперации развивают новые виды деятельности, ориентируясь прежде всего на нужды пайщиков, обслуживаемого населения, тем самым способствуя занятости населения, формированию социальной инфраструктуры в сельской местности, повышению денежных доходов населения, улучшению условий жизни.
Государство поддерживает деятельность потребительской кооперации, принимая во внимание социальные функции, которые она выполняет.
Основными видами деятельности всех организаций потребительской кооперации являются розничная торговля и общественное питание.
Объемы оборотов розничной торговой сети и предприятий питания в начальный период осуществления экономических реформ в стране резко сократились в связи с падением жизненного уровня населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, появлением конкуренции, а также в связи с неэффективным управлением кооперативным хозяйством. Однако впоследствии организации потребительской кооперации сумели перестроить свою работу, реализовать кооперативные преимущества и обеспечить в условиях конкуренции постоянные приросты объемов оборота розничной торговли и общественного питания.
В силу того, что организации потребительской кооперации ведут свою деятельность главным образом в селе, они тесно связаны с производителями сельскохозяйственных продуктов. Потребительские общества закупают у фермеров, сельскохозяйственных предприятий, граждан, имеющих личные подсобные хозяйства, продукты животноводства (мясо, молоко, яйца, кожевенное сырье, шерсть), картофель, овощи, плоды, бахчевые культуры. Кроме того, организуется сбор и прием от населения дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, лекарственно-технического сырья.
Закупки сельскохозяйственной продукции ведутся прежде всего для собственных нужд потребительских обществ - снабжения магазинов, предприятий питания, обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий. Вместе с тем кооперативные организации выполняют посреднические функции, продают закупленную продукцию в порядке оптовой торговли заинтересованным потребителям.
В последние годы в потребительской кооперации интенсивно развивается сфера услуг. Это перспективное и экономически выгодное направление деятельности. Наибольшее развитие получили следующие виды услуг: бытовые (пошив и ремонт одежды, обуви, услуги парикмахерских, бань и др.), ремонт и монтаж оборудования, автотранспорта, прокат, строительство и ремонт жилья, обработка земельных участков, транспортно-экспедиционные услуги, образовательные, санаторно-курортные, медицинские, туристические, консультационные, информационные услуги.
Экономика потребительской кооперации - сложный комплекс различных взаимосвязанных видов деятельности с выраженной социальной направленностью. Кооперативный сектор является важной составной частью экономики большинства регионов России.
1.2. Роль производственной деятельности в системе потребительской кооперации
Производственная деятельность потребительской кооперации в широком смысле этого слова охватывает несколько отраслей (рис.1): переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе закупленной у населения; производство продукции предприятиями общественного питания, в том числе кулинарной; производство некоторых видов услуг, местные промыслы, в том числе на основе надомного труда; производство товаров народного потребления на специализированных предприятиях и другие.
Роль производственной деятельности в потребительской кооперации велика и заключается в следующем:
- Производство в общественном питании обеспечивает функционирование предприятий общественного питания, увеличивает ассортимент продаваемой продукции и рост объемов доходов.
- Производство потребительских товаров, особенно продовольственных, пополняет товарные ресурсы для розничной и оптовой торговли, что также увеличивает объемы оборота и дохода.
- Переработка закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе у населения, создает добавленную стоимость, увеличивает ресурсы для общественного питания, розничной и оптовой торговли, при соблюдении некоторых условий повышает конкурентоспособность потребительской кооперации, надежность её функционирования и рост объемов деятельности, доходов и прибыли.
- Производство в сфере народных промыслов обеспечивает дополнительные доходы населения, повышает его само занятость, а для потребительской кооперации является источником нетрадиционных товарных ресурсов, пользующихся спросом у покупателя.
- Надомное производство выполняет, кроме социальных функций, и экономические, так как позволяет без существенных инвестиций организовать производство продукции, что также пополняет ресурсы розничной и оптовой торговли.
- Производство в сфере услуг, в том числе ремонтные, строительные работы, переработка продукции по заявкам населения на давальческой основе, удовлетворяя потребности населения, приносит потребительской кооперации дополнительный доход и прибыль.
Таким образом, все виды производственной деятельности потребительской кооперации способствуют экономическому сотрудничеству между различными хозяйствующими субъектами потребительской кооперации и других сфер экономики.
Рисунок 1 - Классификация видов производственной деятельности потребительской кооперации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «ХОЛБОС»
2.1. Общая характеристика СОЮЗПОБ «Холбос»
СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ "ХОЛБОС" РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ). Зарегистрирована 02.07.1993. Юридический адрес: 677007, республика Саха /Якутия/, город Якутск, Крупской улица, 19.
Руководитель - Мишкин Петр Николаевич (с 4 октября 2017 г.).
Виды деятельности:
- Торговля оптовая неспециализированная.
- Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
- Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
- Деятельность рекламных агентств.
- Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий.
- Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.
Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) имеет многоотраслевое направление и функционирует как в сфере обращения, так и в сфере производства. Ее деятельность распространяется на торговлю товарами народного потребления, общественное питание, закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, дикорастущих ягод и растений, выпуск товаров на собственных производственных предприятиях, оказание услуг и др. Союз потребительских обществ «Холбос» имеет свои подразделения в 19 улусах, в том числе 14 сельских, и обслуживает 319,5 тыс. человек (число пайщиков – 69,8 тыс. чел.).
В настоящее время одним из основных направлений в деятельности потребительской кооперации республики является производство товаров народного потребления. В совокупном объеме хозяйственной деятельности СПО «Холбос» оно занимает ведущее место после розничной торговли. Производственная деятельность потребительской кооперации играет большую роль в укреплении экономических связей между сельской местностью и городом.