Файл: Ответы на вопросы к экзамену языкознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 3805

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену. Ответы

  1. Предмет и задачи языкознания. Языкознание - наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих закономерностях строения и развития всех языков мира, а также способах их изучения.

Предмет языкознания - сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней и классификация языков.

Задачи языкознания:

  • Установление природы и сущности языка

  • Изучение структуры языка

  • Изучение языка как целостной системы

  • Изучение вопроса развития языка

  • Изучение вопроса возникновения и развития письма

  • Классификация языков

  • Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный

  • Изучение связи языкознания с другими науками

2. Отрасли и аспекты языкознания.

Современное языкознание представляет собой совокупность разных лингвистических школ и направлений, выдвигающих на передний план разные аспекты и методы исследования.

Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное.

Частное языкознание – это наука об отдельном языке, языковой семье или какой-то особенности языка: системе падежей, например.

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применяемую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении: определяет природу языка, его сущность, устанавливает основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие – морфологию, фонетику и т.д., дает систематику языков, их классификацию.

Прикладное языкознание – это применение лингвистических знаний к практической деятельности (преподавание языка в школе, составление справочников, словарей, перевод с одного языка на другой и т.д.).

Теоретическое языкознание – это разработка теоретических сведений о языке. Можно знать хорошо теорию языка и не владеть активно языками. Языковед – специалист в области теории языка.

Основные лингвистические дисциплины:

Фонетика - исследует звуковую сторону языка.

Фонология - функциональная фонетика, использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков.

Лексикология - изучает слова, их значения и употребление.

Семантика (семасиология) - исследует содержание языковой формы, информацию, содержащуюся в языковых единицах.

Морфология - изучает грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование.

Синтаксис - исследует строение предложений, правила сочетания слов.

3. Методы языкознания.

  • Описательный метод, применяемый для однородного материала, например, одного языка.

  • Сравнительно-исторический метод, применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития.

  • Сопоставительный (типологический) метод, применяемый для сравнения неродственных языков.

  • Статистический метод, применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода.

  • Экспериментальный метод, используемый для изучения образования и восприятия речи.


4. Место языкознания в системе наук. С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:

филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;

философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;

логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;

история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;

археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;

антропология — происхождение речи у первобытных людей;

социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;

психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;

семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.

Естественные науки, связанные с языкознанием:

биология — сходство генетического кода и естественного языка;

география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;

неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.

Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:

акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;

математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;

информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.

5. Понятие о филологии.

Филология (от греч. φιλολογία, «любовь к слову») — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст.


Ю.В. Рождественский определяет предмет филологии - «Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений»

В.И. Аннушкин говорит, что филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом. Лингвистика (языкознание) изучает все тексты вообще, а литературоведение – прежде всего художественные.

А по мнению Шапира М.И., «главный предмет филологии — текст и его смысл»; только филологию интересует «текст как целое <...> то есть уникальное, неповторимое единство смысла во всей полноте и в любых тонкостях его материального воплощения в чувственно воспринимаемой форме».

Существует классификация, по которой все филологические дисциплины делятся на литературоведение и языкознание. Один из основоположников современного научного языкознания российско-польский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ определял эту науку как «систематическое, научное исследование языка в его причинной связи». Языковедение считается наукой филологической, поскольку филологией, словесностью в широком смысле называется весь комплекс наук, познающих духовную жизнь племен, народов и человечества через слово, язык, тексты. Языкознание же представляет собой направленную деятельность человеческого разума, упорядочивающего языковые явления.

Как и всякая развитая наука, языкознание имеет различные подразделения и ответвления. С одной стороны, следует различать общее языкознание, изучающее широкие, универсальные законы, присущие всем языкам мира, и общие принципы, и методы изучения языков, и частные языковедческие дисциплины, посвященные отдельным языкам или языковым группам.

6. Три основных точки зрения на природу языка.

а) Натуралистический (биологический) подход к языку – по этой теории язык заложен в человеке изначально и передаётся по наследству, может эволюционировать вместе с человеком.

б) Психический подход к языку – по данной теории язык развивается вместе с психикой человека, и этот язык индивидуален, а его развитие происходит в коллективе.

в) Язык - явление социальное - язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива, является важнейшим средством человеческого общения. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.

7. Коммуникативная и ментальная функции языка.

Коммуникативная: язык служит средством общения, позволяет одному индивиду (говорящему) выражать свои мысли, а другому их воспринимать и реагировать на них соответствующим образом (соглашаться, принимать к сведению, возражать и т. д.).


Ментальная: использование языка в процессах мышления и обмена мыслями, в процессе познания действительности.

8. Аккумулятивная и гносеологическая функции языка.

Аккумулятивная (накопление, хранение и передача общественного опыта и знаний): язык помогает сохранять, хранить и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества.

Когнитивная (познавательная или гносеологическая): язык служит и средством познания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуального сознания) и мышления общества (общественного сознания).

9. Экспрессивная и эстетическая функции языка.

Экспрессивная – язык может выражать эмоциональное состояние говорящего, его волю, желания.

Эстетическая – язык выступает как средство выражения творческих потенций человека, помогает создать прекрасное словами. Она формирует представления человека о прекрасном, учит наслаждаться художественным творчествам.

10. Понятие о знаке. Знаки и признаки. Неязыковые знаковые способы общения, примеры их использования в повседневной жизни.

Знак – материальный носитель социальной информации, предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нём информацию. Науку о знаках называют семиотикой.

Признаки знака:

Произвольность (немотивированность), т.е.  знаки носят случайный характер (например, дорожные знаки для автомобилистов).

Непродуктивность т.е. неспособностью знака обрастать новыми, производные «знаками», имеющими новое значение;

Однозначность - между знаками нет смысловых отношений, знак его значение автономны, знаки только однозначны (например, красный флаг у машиниста предупреждает только об опасности).

«Бесстрастность» знака, т.е. знаки не содержат эмоционально-экспрессивных элементов.

Как и всякий другой знак, языковой знак представляет собою воспринимаемый организмом (или кибернетическим устройством) предмет, имеющий ценность не сам по себе, а лишь как средство отослать организм (или кибернетическое устройство) к другому предмету, указать на него. Отличительным же признаком языкового знака является то, что он производится животным или человеком и служит средством общения отдельных индивидуумов друг с другом. Наоборот, неязыковой знак не производится самими организмами, хотя он и имеет для них значение знака. Например, багровый закат, предвещающий солнечную, но ветреную по году, является неязыковым знаком, потому что это событие не зависит от действий человека и не служит средством общения. Человек не производит его в качестве средства общения, а лишь истолковывает определенным способом, поскольку он знает из своего опыта, что существует связь между характером заката и завтрашней погодой. Примером языковых знаков могут служить знаки повседневного языка (слова, предложения и т. д.), производимые людьми в целях общения друг с другом.


Очень часто неязыковые знаки называют признаками. Багровый закат есть признак солнечной, но ветреной погоды, насморк – признак (симптом) простудного заболевания, для животного резкий запах человека на лесной тропинке – признак его близкого присутствия и т. д.

11. Языковой знак и его особенности. Язык как знаковая система.

Особенности языкового знака:

Асимметричность - количество того, что знак выражает, может отличаться от числа того, что он обозначает.

Двусторонность – знак воспринимается с обеих сторон – через выражаемое и обозначаемое. С одной стороны, он материален, имеет план выражения (означающее), с другой стороны, является носителем нематериального смысла, т.е. имеет план содержания (означаемое).

Системность каждый знак – элемент своей знаковой системы, т.е. действует на фоне других знаков.

Условность/социальность (конвенциональность) – значение знака складывается по договоренности между говорящими (по традиции).

Воспроизводимость – в коммуникации знак воспроизводится в готовом виде.

Коммуникативность способность передавать информацию, быть средством общения.

Преднамеренность (конвенциональность) сознательное, целенаправленное использование для передачи информации.

Ситуативность – значение знака зависит от ситуации общения.

Устойчивость – знак неизменяем.

Произвольность - черта языкового знака, при которой любое понятие может быть связано с любым другим произвольным сочетанием звуков.

12. Мифологические представления о языке.

Наиболее древними формами представлений о языке являются мифологические представления, согласно которым вещь и ее название тесно связаны между собой. Так, произнося слово, мы тем самым вызываем появление существа, предмета или явления, которое этим словом может быть обозначено. Например, русский фразеологизм лёгок на помине. На таком представлении основана значительная часть магических действий, заклинаний и заговоров.

Подобного рода представления описаны Л. Леви-Брюлем в книге «Первобытный менталитет», посвященной особенностям так называемого мифологического мышления. Следует сказать, что мифологическое представление о языке не является отличительным признаком первобытного мышления1, оно в полной мере продолжает существовать и в наши дни, соседствуя с научными представлениями, причем достаточно часто в сознании одного человека.

Благодаря тому, что слово может быть ментальным заменителем обозначаемых им вещи или явления, оно становится магическим двойником такой вещи, действия, качества. С этим связано табуирование слов, обозначающих нежелательные предметы или явления: запрет говорить о болезни, о несчастьях, которые могут произойти, и т.п. Запрет действует и в наши дни. Отсюда же берет начало обычай иносказательно говорить об опасных животных. Например, на севере Евразии повсеместно табуировалось слово медведь. Медведь являлся тотемным животным (мифологическим прародителем) в представлениях многих народов северной Евразии, поэтому его имя запрещалось произносить вслух. Вместо него использовались эвфемизмы: медведя называли «сам», «старик», «дедушка», «Топтыгин», «Михайло Иваныч» и т.п. Так, русское медведь, болгарское медвед, сербохорватское Medejed, украинское eedMidb (с метатезой) означало ‘поедающий мед' и было составлено из корней *medhu ‘мёд’ + *ed ‘есть’. У германцев медведя стали называть «бурый» (по цвету): английское bear, немецкое Bar восходят к пра-индоевропей- скому корню *bher ‘коричневый, бурый’. Личное имя Беовульф (Beowulf), давшее название древнеанглийскому эпосу, также означало «медведь», в дословном переводе: «пчелиный волк». В балтийских языках, чтобы назвать медведя, использовали искаженное слово: литовское lokys, латышкое /ас/s.