ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2019
Просмотров: 3812
Скачиваний: 35
Инкорпорация (лат incorporatio – объединение, включение в свой состав) (голофрасис, инкапсуляция, агломерация, инкорпорирование) – способ образования слов-предложений путем сложения корней-основ (в этих языках корень равен слову) отдельных слов и служебных элементов.
Особенность этого типа языков (индейские в Америке, палеоазиатские в Азии) состоит в том, что предложение строится как сложное слово, т.е. неоформленные корни-слова агглютинируются в одно общее целое, которое будет и словом, и предложением. Части этого целого – и элементы слова, и члены предложения. Целое – это слово-предложение, где начало – подлежащее, конец – сказуемое, а в середину инкорпорируются (вставляются) дополнения со своими определениями и обстоятельствами. Гумбольдт разъяснял это на мексиканском примере:
ninakakwa, где ni - «я», naka - «ед-» (т. е. «ем»), kwa - объект «мяс-». В русском языке получаются три оформленных грамматически слова я мяс-о ем, и, наоборот, такое цельнооформленное сочетание, как муравьед, не составляет предложения. Для того чтобы показать, как можно в данном типе языков «инкорпорировать», приведем еще один пример из чукотского языка: ты-ата-каа-нмы-ркын – «я жирных оленей убиваю», буквально: «я-жир-олень-убив-делай», где остов «корпуса»: ты-нмы-ркын, в который инкорпорируется каа – «олень» и его определение ата – «жир»; иного расположения чукотский язык не терпит, и все целое представляет собой слово-предложение, где соблюден и вышеуказанный порядок элементов.
К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др.
Многие языки по шкале морфологической классификации совмещают в себе признаки разных типов языков, например, русский язык относится к языкам флективного типа, однако ему не чужда и агглютинация, ср. формы чита-л, чита-л-а, чита-л-и, в которых суффикс -л устойчиво передает значение прошедшего времени, а значение рода и числа выражается флексиями; или китайский язык, являющийся классическим образцом изолирующего языка, однако и в нем встречаются элементы агглютинации, особенно при образовании сложных слов, строящихся по определенным словообразовательным моделям. В связи с этим еще В. Гумбольдт указывал на отсутствие «чистых» представителей того или иного типа языка как идеальной классификационной модели.
25. Значение письма. Пиктография и идеография, их достоинства и недостатки.
Письмо – знаковая система фиксации речи.
Причины возникновения письма:
-
передача информации
-
сохранение исторической памяти
-
поддержка финансовой отчетности
Значение письма в развитии культуры:
-
закреплённость исторических событий
-
фиксация памятников политического, правового и религиозного порядка
Предыстория письма:
-
предметное письмо (ветви, стрелы, дым костра)
-
письмо кипу (система шнуров из шерсти различного цвета с простыми и сложными узлами)
-
письмо вампум (нити с нанизанными на них раковинами разного цвета и размера)
-
бирки с зарубками
Графика – наука о письме, изучающая начертания знакови соотношения между знаками и их значением.
Слоговой принцип графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог, обозначаемый одним знаком.
Пиктография (от лат. pictus - нарисованный, украшенный и греч. grapho - пишу) - это рисуночное, картинное письмо, представляющее собой обычно схематичный рисунок, обозначающий предметы, сочетания которых передают определенное сообщение.
Для письма на стенах используется термин ГРАФФИТИ (от итал. graffitto - нацарапанный).
ПИКТОГРАММА (лат. pictus - раскрашенный, гр. gramma - знак, буква) - это пиктографический знак. Для пиктограммы характерно следующее:
1. Она передает не звуковую сторону сообщения, а его содержание.
2. Пиктограмма может отражать и слово, и предложение, и текст. Пиктограммы могут быть: • иконические (схожие с изображенным предметом или явлением);
• символические (не имеющие внешнего сходства, например, рисунок солнца для обозначения дня или звезды для ночи).
Преимущества пиктографического письма в том, что его может понять и человек, не знающий языка автора пиктограмм. Отсюда же и ее недостатки:
• пиктограммы не всегда однозначно понятны и требуют истолкования;
• возникают трудности и при передаче сложных и отвлеченных идей.
ИДЕОГРАФИЯ (или ЛОГОГРАФИЯ - вид письма, отражающий смысл морфемы, слова или даже высказывания без передачи их звучания. Знаки идеографии (логографии) называются ЛОГОГРАММАМИ. Если пиктограмма - это рисунок, который описывает предмет или событие, чаще всего не связанное с определенным словом, то логограмма - это идеографический знак, прикрепленный к определенному слову или морфеме.
Часто как синоним слова «логограмма» используется термин иероглиф. ИЕРОГЛИФ - фигурный знак, имеющий вид рисунка или объекта.
Преимущества идеографии:
1)отражает тот язык, который она обслуживает
2)передает на письме не только содержание речи, но и членит ее на отдельные слова
Недостатки идеографии:
1)громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения
2)трудность передачи грамматических форм слов
3)грамматические значения приходиться передавать специальными значками(ключами), которые также надо запоминать, что еще более усложняет использование идеографии.
26. Фонография как тип письма. Генеалогия алфавитов.
Фонография - вид письма, в котором передается звучание языковых единиц языка, обычно фонем или аллофонов. Иначе говоря, это - звуковое алфавитное письмо, отражающее произношение слова.
Основной знак фонографического письма - ФОНОГРАММА, т.е. фонографический знак, передающий звучание фонемы или ряда фонем. Другими словами, фонограмма - это буква, указывающая на звук или слог.
Преимущество фонографического письма перед идеографическим в том, что:
а) количество знаков сокращается с нескольких тысяч до нескольких десятков;
б) точно передается не только содержание высказывания, но и отдельные его элементы.
Существуют три основных вида фонографии:
1. КОНСОНАНТНОЕ ПИСЬМО - отражает только согласные звуки, т.е. состоит из консонантных фонограмм, консонантограмм. Таким образом, КОНСОНАНТОГРАММА - это знак, передающий только согласные звуки. Наиболее типичные виды консонантного письма - это финикийское письмо, арабское письмо, еврейское квадратное письмо, в которых гласные звуки первоначально совсем не указывались, а позднее отображались только в определенных случаях (в словарях и т.д.).
2. СЛОГОВОЕ письмо (Силлабография), в которой используются силлабограммы. СИЛЛАБОГРАММА (греч. syllabe - слог) передает последовательность звуков, обычно один слог, а не все слово. В качестве примера слогового письма можно назвать все виды индийского письма, японскую азбуку кана и эфиопское письмо.
3. ФОНЕМОГРАФИЯ с использованием знаков (букв), передающих фонемы или аллофоны (и гласные, и согласные звуки). Письмо с применением фонемограмм традиционно называется алфавитным (буквенным) письмом. АЛФАВИТ - это набор фонографических знаков (букв), расположенных в определенной последовательности.
Из письменностей, пользующихся фонемографическим алфавитом, наиболее известны греческое письмо и латинское письмо.
Фонемографический знак (буква) обычно передает один звук (фонему или аллофон), но нередко одна фонема отображается двумя или несколькими буквами (анг. sh, ch , нем ch, sch, tsch).
Генеалогия алфавитов: