Файл: Ответы на вопросы к экзамену языкознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 3561

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напротив, называя положительные, благоприятные события, качества, вещи, можно также способствовать их появлению, поэтому у всех народов приняты благопожелания. Большинство этикетных слов, но происхождению являются пожеланиями: здравствуйте, доброе утро, спасибо (из спаси(тебя)Бог).

В соответствии с такой точкой зрения личное имя человека является неотъемлемой частью его самого. Манипулируя именем, можно причинить данному человеку вред или, наоборот, принести добро. Например, чтобы сделать человеку добро, можно помолиться за него или вслух сказать, что желаешь ему добра. Однако можно причинить и немалое зло, и даже погубить человека, поэтому у многих народов принято хранить личное имя в тайне, не открывая его посторонним, которые могут использовать это знание во вред носителю имени, скажем, наслать на него тяжелую болезнь. Если человек, в особенности ребенок, все же заболел, то у некоторых народов принято менять его имя: тогда злые чары или дух болезни не смогут найти свой объект, который теперь назван другим именем.

По-видимому, с подобными представлениями связано получение ребенком нового «взрослого» имени во время инициации, а также смена имени при принятии монашеского пострига: прежний человек как бы умирает и появляется новый, имеющий новое имя и соответственно новую сущность. Выходя замуж, женщина также меняет имя или часть имени, принимая имя мужа. В некоторых случаях она полностью утрачивает свое прежнее имя и зовется, скажем, Mrs. John Smith. Это подчеркивает, что после замужества женщина перестает быть прежней собой, а оказывается как бы частью мужа.

13. Античные взгляды на происхождение языка.

Первое направление представлено в упрощенном мифологическом варианте: язык — дар божий, а если точнее, дан людям греческим богом Гермесом. Второе направление связано с поиском внутренней формы слова — источника именования вещей. В результате такого научного поиска греческие ученые разделились на два противоборствующих лагеря. Сторонники теории «фюзей» (по природе) во главе с Гераклитом полагали, что имена (слова) — это тени и отражения вещей. Наиболее последовательно эту идею развивали стоики — представители широко распространенного в древнегреческой философии течения, основанного за 300 лет до Р.X. Они непосредственно связывали восприятие вещей со звучанием их имен: в названии вещи зашифрована ее суть; слова сотворены вместе с предметами и существуют вместе с ними.

Сторонники теории «тесей» (или «тезей») выступали против природной теории возникновения языка, точнее — возникновения имен. Демокрит, стоявший во главе этого направления, утверждал, что имена существуют по установлению (соглашению), что между словом и наименованным предметом существует не природная, а условная, случайная, непроизвольная связь. При этом в качестве главных доказательств приводились следующие четыре аргумента:


омонимия (обозначение одним именем разных предметов);

синонимия (обозначение разными именами одного и того же предмета);

возможность переносов названий одних предметов на другие;

отсутствие универсальных словообразовательных моделей (мысль — мыслить, несправедливость, от которого невозможно образовать словосправедливить).

Спор двух древнегреческих школ о происхождении и природе языка отражен Платоном в диалоге «Кратил». В этом произведении он пытается найти компромисс между двумя теориями путем разграничения первичных и производных слов. Позже теория «фюзей» нашла продолжение в работах Августина, Эпикура, Диогена и Лукреция, где также прослеживается стремление выделить два этапа развития языка: на первом этапе преобладают механизмы «по природе», на втором — «по соглашению». Теория «тесей» развивалась Аристотелем, ее положений придерживались Эмпедокл и Анаксагор. Она послужила основанием для создания целого ряда учений о происхождении языка, объединяемых единым названием «теория изобретения», которая противопоставлялась теории божественного откровения. Теория «фюзей» послужила стимулом для создания учений о происхождении языка как продукта человеческого естества.

14. Звукоподражательная теория происхождения языка.

Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете.

Лейбниц (знаменитый учёный и философ), например, объясняя происхождение слов, считал, что в латинском языке мёд назван словом met, потому что оно приятно ласкает слух, немецкие слова leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, a Lauf (бег), Lowe (лев) – на быстроту.

Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях:

1) первые слова были звукоподражаниями;

2) в слове звучание символично, значение отражает природу вещей.

Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова и запреты на слова в результате отождествления звучания слова и его значения. Однако звукоподражательных слов в языке всё-таки мало и, главное, они различны в разных языках, причем в языках примитивных их не больше, чем в языках развитых. Это можно объяснить только при условии, если признать, что звукоподражательные слова есть результат развития языка.

Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (сапсапеr), а для датчанина pan-pan (rapper). Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например, свинье, утке, гусю.

15. Междометная теория происхождения языка и теория трудовых выкриков.


Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории, – непроизвольные выкрики, междометия (ох, ах, ях, э и т.п.), рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия.

Теория трудовых выкриков, суть которой заключается в том, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

16. Марксистская теория происхождения языка.

В происхождении языка играли роль как биологические (естественно-исторические), так и социальные (общественно-исторические) предпосылки.

Для появления языка потребовалось влияние двух важнейших естественноисторических (биологических) факторов.

Первый биологический фактор – освобождение передних конечностей обезьяны для работы и выпрямление походки – необходим был в развитии языка потому, что без него невозможен был переход к труду, который и начался с изготовления орудий воздействия на природу.

Указав на то, что под влиянием образа жизни обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе и стали усваивать всё более и более прямую походку, Энгельс говорит: «Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Второй биологический фактор развития языка – наличие звуковых сигналов у обезьян – предков людей. Изучение современных высокоразвитых обезьян показало, что они пользуются определёнными «наборами» (доходящими до двух и более десятков) неотдифференцированных звуков, которые применяют в качестве непроизвольных сигналов своих эмоциональных состояний. О чувствах радости, голода, вражды, влечения, боли, страха, удовольствия и других обезьяна сигнализирует более или менее устойчиво определенным звуком или их нечленораздельным слиянием. Причем, как правило, эти звуки применяются тогда, когда обезьяна находится вместе с другими обезьянами. Установлено, что наряду со звуками обезьяны применяют и указательные сигналы, жесты, непроизвольно передавая ими свои внутренние состояния.

Эти звуковые сигналы предков и были использованы формировавшимися людьми для постепенного «устроения» своего языка. Звуковые сигналы постепенно были осмыслены и превратились в первые единицы общения членов человеческого коллектива, т. е. в элементы речи. Другого «строительного материала», из которого можно было бы «изготовить» первые слова-высказывания, в распоряжении наших предков не было.


Видя необычно большую роль освобождения руки и звуковых сигналов обезьян в возникновении языка, марксисты утверждают, что решающее значение в этом принадлежит труду и коллективу, обществу. По мнению Энгельса, «развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

17. Сущность генеалогической классификации. Понятие языковой семьи, ветви (группы), подгруппы. Мёртвые языки. Основные языковые семьи.

Генеалогическая классификация – учитывает родство всех языков мира. Она представляет собой распределение языков мира по разным группировкам на основании родственных связей между ними, с учетом степени их родства. Под отношениями языкового родства при этом понимается наличие сходства между однородными языковыми элементами, обусловленного общим происхождением данных языков из одного языка-основы, или праязыка.

В отличие от других возможных классификаций языков генеалогическая классификация носит абсолютный характер. Это значит, что в данной классификации каждый язык всегда принадлежит к определенной генеалогической группировке. При генеалогической классификации языки мира обычно делятся на языковые семьи, ветви, группы, подгруппы. В некоторых из них есть мёртвые языки - языки, вышедшие из употребления и известные на основании письменных памятников или записей, дошедших от того времени, когда они были живыми.

Самым крупным объединением языков в генеалогической классификации является языковая семья (иначе — семья языков). Языковой семьей называется совокупность языков, в большей или меньшей степени связанных отношениями родства и сохраняющих известные черты сходства тех или иных элементов.

Согласно ГК все языки мира делятся на несколько родственных семей, каждая из которых делится на группы более близкородственных языков. В свою очередь группы делятся на подгруппы, включающих в свой состав языки, находящиеся в самом близком родстве.

Следует отметить, что существуют языки, которые не входят ни в какие группы. Таковы японский, корейский языки и др. Следует также иметь в виду условность объединения некоторых языков в семьи.

Так, наукой не решен еще вопрос о родстве кавказских языков, о степени близости австралийских языков (например, языки Австралии и Тасмании), о генетической связи палеоазиатских языков (например, языки Восточной Сибири и Дальнего Востока) и т.д.


Согласно ГК, различаются следующие семьи: индоевропейская, тюркская, китайско- тибетская, финно-угорская, семито-хамитская, иберийско-кавказская, монгольская, палеоазиатская, самодийская, тунгуско-маньчжурская, малайско-полинезийская, дравидийская и др.

Языки:

I. Индоевропейские языки.

1. Славянские (основные): восточные — русский, украинский, белорусский; западные — польский, чешский, словацкий; южные — болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский.

2. Балтийские: литовский, латышский, древнепрусский (мёртв.).

3. Германские: английский, немецкий, нидерландский, африкаанс (в ЮАР), идиш, шведский, норвежский, датский, исландский, готский (мёртв.) и др.

4. Кельтские: ирландский, валлийский, бретонский и др.

5. Романские: испанский, португальский, французский, итальянский, румынский и др. языки, образовавшиеся на основе латинского языка.

6. Албанский.

7. Греческие: древнегреческий и новогреческий.

8. Иранские: афганский (пушту), таджикский, осетинский, курдский, авестийский (мёртв.) и др.

9. Индийские: хинди, урду, цыганский, непальский, санскрит (мёртв.) и др. исторически некоренные языки Индии, появившиеся в ней после прихода индоевропейцев.

10. Армянский.

11. Анатолийские (мёртв.): хеттский, лувийский и др.

12. Тохарские (мёртв.): турфанский, кучанский и др.

II. Семито-хамитские (афразийские).

1. Семитские: арабский, амхарский (в Эфиопии), иврит, финикийский (мёртв.) и др.

2. Кушитские: сомалийский, галлийский и др.

3. Берберские: туарег, кабил, риф и др. языки Сев. Африки.

4. Чадо-хамитские: хауса, муби и др. африканские языки этой группы.

5. Египетские: древнеегипетский, коптский.

III. Картвельские: грузинский, мегрельский, чанский, сванский.

IV. Абхазо-адыгские: абхазский, адыгейский, кабардино- черкесский.

V. Нахско-дагестанские: чеченский, ингушский, аварский, лезгинский, лакский и др. (Гпуппы III, IV, V можно объединить под названием Кавказские языки (так у Реформатского).

VI. Дравидийские: тамильский, телегу и др. языки Индии, существовашие там ещё до прихода индоевропейцев.

VII. Уральские.

1. Финно-угорские: венгерский, хантыйский, мансийский, финский, эстонский, карельский, марийский, удмурдский, эрзя, мокша и др.

2. Самодийские: ненецкий, селькупский, энецкий и др.

VIII. Тюркские: турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский, киргизский, казахский, татарский, башкирский, чувашский, якутский, тувинский и др.

IX. Монгольские: монгольский, бурятский, калмыцкий и др.

Х. Тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, нанайский, удэгейский

и др.

XI. Чукотско-камчатские: чукотский, ительменский, корякский и др.

XII. Эскимосско-алеутские: алеутский, эскимосский и др.

XIII. Китайско-тибетские: китайский, бирманский, тибетский и др.

XIV. Тайские: тайский, лаосский и др.

XV. Австроазиатские: вьетнамский, кхмерский и др.

XVI. Австронезийские (малайско-полинезийские): индонезийский (возникший из малайского), тагальский, гавайский, таити, фиджи и др.