Файл: Контр.раб. №3 Русский стих и размер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 566

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»

Институт филологии









Контрольная работа

«Русский классический стих

(силлабо-тонические размеры)»



Работу выполнила студентка

Заочной формы обучения

Факультета русской филологии и культуры

Направления «Филологическое образование»

Группа 78130 (1курс)

Степанова М.С.


проверила

Федотова А.А.




Ярославль

2018

  1. Конспект книги Холшевникова В.Е. «Основы стихосложения»


Русский классический стих (силлабо-тонические размеры)

Стихосложение, введённое Ломоносовым – это система размеров (метров), основанная на упорядоченном, регулярном чередовании ударных и безударных слогов. Каждый стих состоит из стоп, а каждая стопа – одного ударного и одного-двух безударных слогов.

Стихотворные размеры бывают двухсложные (стопа из одного ударного и одного безударного слога) и трёхсложные (один ударный и два безударных слога в стопе).

Из античного греческого стиха были взяты названия стопам:

  • В двусложном размере: хорей - стопа с первым ударным слогом, ямб – со вторым.

  • В трёхсложном размере: дактиль – стопа с первым ударным слогом, амфибрахий – со вторым, анапест – с третьим.

Ломоносов столкнулся с тем, что в двухсложных размерах на месте ударного слога оказывается безударный, то есть пропуск.

Чтобы быстро определить размер, нужно:

  1. записать стих на бумаге;

  2. подчеркнуть в нём ударные слоги;

  3. составить графическую схему;

  4. определить размер.

Приём скандирования помогает выучить размеры на слух. Нужно громко проговаривать, соблюдая ударение:

Двухсложные размеры

  1. Хорей: ра́з-два, ра́з-два, ра́з-два…

  2. Ямб: раз-два́, раз-два́, раз-два́...

Трёхсложные размеры

  1. Дактиль: ра́з-два-три, ра́з-два-три, ра́з-два-три...

  2. Амфибрахий: раз-два́-три, раз-два́-три, раз-два́-три...

  3. Анапест: раз-два-три́, раз-два-три́, раз-два-три́...

В XVIII в., когда возникала силлабо-тоническая система, поэты пользовались в основном двухсложными размерами. ломоносов различал стопы по характеру ритмического движения: от слабого безударного слога к сильному (восходящий размер - ямб, анапест) или от сильного к слабому (нисходящий размер - хорей, дактиль). Амфибрахием Ломоносов не писал.

Деление стиха на стопы редко совпадает с делением на слова, поэтому стопа не является реальной словесной единицей – это чисто ритмическое понятие.

Пропуски метрических ударений

Когда Ломоносов столкнулся с пропуском ударного слога, это показалось ему неправильным. На самом же деле это свойство русского двухсложного размера, наглядно прослеживающееся в лирике русских поэтов от Тредиаковского, Ломоносова до наших современников. В.Г. Чернышевский впервые подсчитал, что в среднем одно ударение в русском языке приходится на три слога, отчего пропуск схемных ударений в ямбах неизбежен.

Ломоносов и Тредиаковский назвали пропуск ударения пиррихием – стопой, состоящей из двух безударных слогов и способная замещать стопу ямба и хорея, который встречается в них постоянно.


В XVIII в. Усиливается интерес к античной культуре и народному поэтическому творчеству, что находит своё отражение в книге выдающегося филолога и крупнейшего русского стиховеда А.Х. Востокова «Опыт о русском стихосложении», где исследует гекзаметр и народный стих. Его труд влияет на творчество таких поэтов, как В. Жуковский, Н. Гнедич и даже А.С. Пушкин.

Возрастает интерес к звуковой стороне стиха у поэтов-символистов конца XIX – начала XX вв., и тот этап изучения русского языка отражается в исследованиях поэта-символиста А. Белого и его книге «Символизм» (1910 г.), где он изучает не «идеальный» размер (метр), а реальный ритм конкретного произведения, и приходит в тому, что особенность ритма зависит от наличия пиррихиев в стихе и комбинаций разных форм в соседних строках. А. Белый первым применил статистические методы исследования для изучения стиха и установил, что четырёхстопные ямбы одной формы встречаются реже, другие – чаще, а половина всех стихов имеют пиррихий на третьей стопе, четверть – полноударны, остальные – редко встречаются. Так он показал эволюцию классического четырёхстопного ямба.

Так как А. Белый изучал больше ритм произведений, а не метр, то против него и его последователей выступили Б.В. Томашевский и В.М. Жирмунский, заверившие, что классические размеры реальны, но их традиционное определение действительно нуждается в уточнении, а от пиррихия следует вообще отказаться. Томашевский вводит понятие анакруза (анакруса) ­– ритмического зачина двухсложных размеров с одинаковой внутренней структурой, которые этим зачином и отличаются.

Из этого следует вывод современных стиховедов, которые говорят, что деление стиха на стопы условно, ибо слышим мы их лишь при скандировании. И было принято делать стих на сильные места (сильные слоги или икты), на которых падает метрическое ударение, различимое при скандировке, и на слабые места (слоги). Последний слог всегда ударен, а реальные словесные ударения стоят на сильных слогах – это граница стиха, ударная константа. Слабые слоги почти всегда безударны.

Также было принято называть метром стопу (ямб, хорей, амфибрахий и др.) и размером его вид (стих с количеством иктов – сильных слогов).

Факторы, определяющие ритм

В создании ритма стихотворения важную роль играет способ чередования сильных и слабых слогов (характер стоп). Трёхсложные размеры более певучи, протяжны, нежели двухсложные ямб и хорей, которые создают более быстрые, живые стихи.

Стихотворный размер (метр) определяется количеством стоп, от которого зависит его длина. Поэтому есть не просто ямб, а ямб четырёхстопный, пятистопный и т.п. Одностопными ямбами писать практически нельзя, а самый длинный размер – шестистопный.

Возникает понятие цезуры – пауза между словами, делящая стих на паузы.


Длина стиха является одним из основных определителей ритма: чем короче стих, тем легче он звучит, чем длиннее – тем протяжнее и торжественнее. Это подтвердил в своей статье «Как делать стихи?» (1959, с. 102) В. Маяковский. Лёгкая поэзия обращается к коротким стихам. Известный александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на третьей стопе и со смежной рифмовкой) был героическим размером в русской силлабической поэзии XVIII в. и встречался в поэзии Пушкина, Лермонтова, даже Некрасова. Позднее его вытесняет пятистопный ямб с цезурой на второй стопе, которым написан «Борис Годунов» Пушкина А.С.

Самый универсальный в русской поэзии – четырёхстопный ямб, которым писали многие жанры стихотворных произведений.

Нередко стихи разной длины комбинируются – чаще всего чередуются четырёх- и трёхстопные, и если это происходит в определённом порядке, то это становится ритмом стихотворения.

Особая категория – вольные стихи, в которых стихи разной длины (разным количеством стоп) чередуются неупорядоченно. Они хорошо подходят для передачи живой разговорной речи. Длина такого стиха будет зависеть от длины фразы. Вольные стихи использовали И.А. Крылов и А. Грибоедов, а также Пушкин в своих элегиях.

Поэты XX в. пользовались вольным стихом всех метров от шести стоп (Маяковский, Пастернак, С. Чёрный) и до десяти стоп или ударений в акцентом стихе. Уникальный (до 13 стоп) – стих Н.М. Олейникова «Хвала изобретателям».

Неравностопность стихов также выделяется графически: одинаковостопные печатаются на одинаковом расстоянии от левого поля страницы, в неравностопных – чем короче стих, тем дальше он левого поля.

Клаузул – характер ритмических окончаний. Клаузулы различают по месту ударения: окончания с ударением на последнем слоге называют мужскими, предпоследнем – женскими, с ударением на третьем от конца слоге – дактилическими, с ударением на четвёртом от конца слоге и далее – гипердактилическими. В стихах с рифмами созвучны клаузулы, отчего возникают термины мужская, женская рифма и т.д. Мужские окончания делают стих отрывистым, женские – плавным, дактилические – протяжным, певучим.

Большое влияние на ритмическое звучание стиха оказывает расположение пропусков метрических ударений (пиррихиев и трибрахиев – стопа из трёх кратких или безударных слогов) и внеметрических ударений. Тонкие и ясно улавливаемые слухом ритмические оттенки зависят от расположения словоразделов (границ между словами) в стихе, исследованиями которых занимался Томашевский.

Таким образом, ритм стиха определяется:

  1. характером чередований сильных и слабых слогов (характером «стоп»);

  2. длиной стиха (если те неодинаковы);

  3. наличием или отсутствием цезуры;

  4. характером клаузул и их комбинаций;

  5. расположением пиррихиев и внеметрических ударений;

  6. расположением словоразделов.


Синтаксическая структура стиха также влияет на ритм.

Трёхсложники с вариациями анакруз

Силлабо-тонические размеры делятся на двух- и трёхсложные, и виды каждой группы в чём-то схожи и различны. Так, например, ямб и хорей, имея одинаковую в каком-либо стихе внутреннюю структуру, будут отличаться лишь ритмическим зачином или анакрузой, которая определяется по количеству безударных слогов перед первым сильным слогом в стихе. В хорее и дактиле анакруза нулевая, в ямбе и амфибрахии – односложная, в анапесте – двусложная. Поэтому понятие стопы становится условным, и, когда мы говорим «четырёхстопный ямб», это значит, что в стихе четыре сильных места, в промежутках между ними один слабый слог, а анакруза – односложная.

В русский поэзии XVIII в. возникают стихи со своеобразным размером, в которых чередуются разные размеры (например, амфибрахий и анапест) различной длины, и сам размер трудно определить, ибо идёт чередование то односложной, то двусложной в них анакрузы. Такой размер имеет одинаковую структуру всех стихов, но разные ритмические зачины, отчего получил своё название как трёсложник с вариациями анакруз (или с переменной анакрузой). Переменные анакрузы в одном порядке приближаются по ритму к классическим размерам.

Вариации анакруз в силлабо-тонических размерах встречаются лишь в трёхсложниках – в двусложниках их не бывает до XX в.

Гекзаметр. Пентаметр

Русский гекзаметр – один своеобразный размер, предложенный Тредиаковским в XVIII в. Это шестистопный дактиль с цезурой и двусложной конечной стопой. Стихи гекзаметром были сперва неуклюжими, прежде чем трёхсложная дактилическая стопа в них не заменялась двусложной – спондеем, после введения которого гекзаметр стал эпическим стихом, которым писаны «Илиада» и «Одиссея».

С введением гекзаметра в русскую поэзию было введено и понятие стяжения, когда в различных стихотворениях возникал пропуск одного-двух безударных слогов между ударными, которое как бы стягивало промежуток между двумя ударными слогами, сокращаясь с двух безударных слогов до одного.

Цезура в гекзаметре подвижная – мечется в пределах третьей стопы и может стоять после первого, второго или третьего слога. Окончания в гекзаметре всегда женские (ударение на предпоследний слог), без рифмы.

Родственником гекзаметра является пентаметр – элегический дистих (двустишие), возникающий от удвоения первого члена гекзаметра, и становится дактилической стопой из двух частей с цезурой между ними.

С середины XIX в. гекзаметр и пентаметр всё реже используются, приобретая звание архаичных, а к концу XIX - XX вв. звучат лишь в стилизациях и пародиях, пока полностью не исчезают в наше время, сыграв свою роль в истории русской поэзии.

Фоника. Звуки стихотворной речи

В орфографический словарь входит огромное количество слов (свыше 110 000), которые изменяются (склоняются, спрягаются), образуя ряд форм, которых давно больше миллиона, и всё это множество состоит лишь из сорока звуков или фонем. Значение различных сочетаний звуков (фонем) в речи только смыслоразличительное: в словах «дом» и «дым» мы замечаем не их звуковое сходство, а различие, заключённое в одном несходном звуке, по которому мы различаем и смысл этих слов.


Звуков в речи немного, и они постоянно повторяются, в стихах всё иначе – звуки в них слышатся также ясно, как и рифма. Повторяемость звуков в обычной речи и художественной – случайна, просто в обычной речи мы не улавливаем звуковых повторов, отчего и не обращаем на них внимание, а вот в стихах, звуки которых эмоциональны, как мелодия и песня, от коих те ведут историю, они более заметны, так как мы вслушиваемся и вчитываемся в звуковое целое слова, повторы звуков.

Понятие рифмы. Точная рифма

Наиболее распространённый и заметный звуковой повтор – это рифма. Например, Маяковский в статье «Как делать стихи?» определял её как «созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают. Так говорят все, и тем не менее это ерунда. Рифма – только один из бесконечных способов связать строки, самый простой и грубый…». Маяковский указал, что рифмовать можно всяческими способами, и был прав – концевое созвучие – не единственный способ связки стихов. Рифма и фонична (повтор звуков) и метрична (обозначает границы метрического ряда, стиха). Было выделено явление аллитерационного стиха, в котором два слова внутри каждого стиха начинались с того же согласного, что и первое слово.

И В.М. Жирмунский вводит точное определение рифмы – это «всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения».

У Маяковского большинство рифм были концевыми. Так же они преобладали и у многих народов, и это было обусловлено тем, что созвучие в конце метрического ряда, конечное, перед паузой, слышится гораздо отчётливее, чем в начале или середине, и сам ритмический строй и фонемный повтор подчёркнут лучше больше, чем начальное. От этого и велика так роль рифмы в стихе, хотя есть явление и белых стихов – без рифмы.

Рифма – историческое, изменчивое явление, и содержание её как понятия менялось: в античности её сторонились, в поэзии Европы возникла лишь в средние века, в Россию пришла из книжной поэзии и проникла в фольклор, который помогает понять её происхождение, ибо в частушках, пословицах и поговорках часто возникают звуковые повторы, и даже с рифмами: «Поспешишь – людей насмешишь». Иногда созвучие бывает и не таким явным, а приблизительным: «Хвали сено в стогу, в барина в гробу».

В древнерусской литературе рифма была украшениям и зависела от синтаксического параллелизма. Возникая в книжной поэзии, рифма закрепляется в стихотворной речи, и в XVII в. становится популярна рифма грамматическая (она же суффиксально-флективная), когда в ней созвучны суффикс и флексия: рифмовка глагола с глаголом или любой другой части речи с собой же в одной грамматической форме, т.е. с одним окончанием: нехотящий – зрящий и т.п.). Появилась рифма разноударная (как Фому́ - до́му) в трудах Симеона Полоцкого.