ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2019
Просмотров: 582
Скачиваний: 3
В XVIII в. требования к рифме ужесточились - рифмы, образованные синтаксическим параллелизмом и глагольные (которые были широко распространены), стали считаться дурными, отчего поэты их избегали. ценность возымели разнородные рифмы, образованные словами, разнородными грамматически: ночь – прочь, полна – дна и т.п., а сама рифма должна была быть очень точной, т.е. такой, в которой звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова (нау́ки - ру́ки), но совпадать при этом должны не буквы, а звуки, как клад – взят, луг – люк, искусство – чувство, сердца – дверца, потому что написание, пусть и разное, но звучание – одинаково.
У поэтов XVIII и XIX вв. допускались некоторые отклонения в чередовании звуков, например:
-
ударная «и» - «ы», ибо эти фонемы настолько близки, что являются вариантами одной фонемы, по мнению некоторых лингвистов, отчего рифмы типа был – возмутил вряд ли можно назвать неточными, ибо они близки к рифмам взгляду – награду, розы – слёзы и др.;
-
женская/дактилическая рифма с усечением конечно «й» в одном из слов рифмы – усечённая рифма (дани – рукоплесканий, Тани – мечтаний).
Звучность рифмы увеличится, если повторять не только ударный гласный и следующие за ним звуки, но и согласный, стоящий перед ударным гласным, который назвали опорным согласным: лицемерить – верить. Такая рифма была названа достаточной. Богатой называлась рифма, в которой были созвучны и опорные согласные: ревновать – изнывать (опорный «в» созвучен). Поэты ценили богатую рифму, но и от достаточной не отказывались.
Мужские рифмы с конечным гласным (с открытым последним слогом) всегда должны были быть богаты (Невы – вы, дитя – шутя). Недостаточной рифмой называли ту, в которой созвучен хотя бы один гласный звук (хорошо – тепло, она – душа).
Русская поэзия требовала совпадения минимум двух звуков, и так возникли омонимическая (совпадают все звуки в слове, но не значение, а написание – да: град (явление метеорологии) – град (город)) и тавтологическая (слова схожи оттенками значений) рифмы.
Рифма является соединительной нитью для разных стихов: она не только связывает их повторами, метрической организацией, но и выделяет, связывает слова по смыслу, и чем она оригинальней и звучней, тем более привлекательна и смыслозначима.
Частое употребление богатых и звонких рифм привело к их «приеданию», отчего они стали банальными рифмами (кровь – любовь, например). Так возникают оригинальные рифмы, которые создавали поэты, к примеру, В. Жуковский в своих балладах: Минвана – тумана, кончину – Эльвину, печален – Аллен и др.). Такие рифмы были необычны и оригинальны, как и в «Евгении Онегине» Пушкина: Назон – он, дама – Бентама, мужчин – сплин, педант – франт). В составных рифмах чередовались сразу два слова с одним: где вы – девы, та же – страже, воли – до того ли, то же – боже и др.). Разновидностью составных рифм были каламбурные рифмы, в которых сочетались слова с одинаковым или очень близким звучанием и разным начертанием, значением. Но рифма не должна быть ценной в силу лишь своей оригинальности – она должна также учитывать и особенности стиля произведения, его синтаксический строй, интонацию, не должна сковывать и заставлять поэта выдумывать её, что ограничит его свободу.
Если пройтись по истории и поэтическом употреблении рифмы, то можно обнаружить некую закономерность: в напевном стихе чаще встречаются грамматические рифмы, в разговорном – богатая, оригинальная. В XVIII в. произношение слов стремилось к «высокому», воцерквлённому, резко противоположному живому разговорному, и некоторые моменты произношения иногда попадали и в поэзию: так большинство поэтов начала XIX в. (Пушкин, Лермонтов) использовали церковную «е» на месте современное «ё», и, если прочитать строчки из «Анчара» Пушкина без сохранения созвучия раскале́нной - вселе́нной, структура строфы распадётся:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскале́нной,
Анчар, ка грозный часовой,
Стоит – один во всей вселе́нной.
Рифма настолько важный элемент стиха, что её отсутствие может разрушить всю суть произведения.
-
Силлабо-тоническая система стихосложения: особенности языка, факторы ритма, виды стоп
А.С. Пушкин «Зимнее утро» - стихотворение написано четырёхстопным ямбом (двусложный размер с ударением на втором слоге):
Моро́з и со́лнце; де́нь чуде́сный!
Ещё́
ты
дре́млешь,
дру́г
преле́стный —
Пора,
красавица, проснись:
Открой сомкнуты
негой взоры
Навстречу северной
Авроры,
Звездою севера явись! <...>
А.С. Пушкин «Зимний вечер» - стихотворение написано четырёхстопным хореем (двусложный размер с ударением на первом слоге):
Бу́ря
мгло́ю
не́бо
кро́ет,
Ви́хри
сне́жные́
крутя́;
То, как зверь она завоет,
То
заплачет как дитя. <...>
А.А. Фет «Вечер» - стихотворение написано трёхстопным анапестом (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге):
Прозвуча́ло над я́сной реко́ю,
Прозвене́ло в поме́ркшем лугу́,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. <...>
М.Ю. Лермонтов «Тучи» - стихотворение написано четырёхстопным дактилем (трёхсложный размер с ударением на первом слоге):
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную. <...>
М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…» - стихотворение написано разностопным амфибрахием (трёхсложный размер с ударением на втором слоге):
На се́вере ди́ком стои́т одино́ко
На го́лой ве́ршине сосна́,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. <...>
-
Понятия пиррихия и спондея. Внеметрические и сверхсхемные ударения
В русском языке двусложные размеры (хорей и ямб) имеют особенность: иногда на том месте, где по схеме размера должен стоять ударный слог, оказывается безударный, как это можно увидеть в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина:
(1) Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил - это четырёхстопный ямб.
Далее:
(2) Когда́ не в шу́тку занемо́г,
(3) Он уважа́ть себя́ заста́вил
(4) И лу́чше вы́думать не мо́г…
Таким образом, в случае пропуска ударения в двусложном размере появляется особая стопа – пиррихий, состоящая из двух безударных слогов. Также существует и другая стопа, спондей, состоящая из двух ударных слогов. Например, в «Осени» Пушкина:
Скучна мне оттепель: во́нь, гря́зь – весной я болен… <...>
Или в том же «Евгении Онегине»:
Сне́г ры́хлый по колено ей… <...>
Как правило, спондеи встречаются в начале стиха, часто они возникают благодаря частицам «да» и «нет», междометиям «о», «а», «чу» и т.д.
Да́, те́нь твою никто не порицает…
Сверхсхемное ударение свойственно преимущественно трёхсложным метрам (анапест, дактиль, амфибрахий). В двусложных стопах преобладает в ямбе, которому присущи две разновидности сверхсхемного ударения:
-
хориямб – расположение внеметрического ударения на первом слоге стопы, состоящей из двух ямбов, и пропуск схемного ударения на втором слоге, например, в стихотврении М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»:
Не́т, не тебя́ так пы́лко я люблю́, - т. е. сверхсхемные ударения используются в сочетании с пропуском ударения;
-
спондей – сочетание внеметрического и метрического ударений в одной стопе, например, строчка из «Взятия Измаила» Г. Р. Державина:
Ды́м чё́рный клу́бом вве́рх лети́т; - спондей не образует самостоятельного метра.
Трибрахий - это стопа в античном метрическом стихосложении, которая состоит из трёх кратких слогов; в силлабо-тонике соответствует стопе из трёх безударных слогов. Как у Н.А. Некрасова «Дедушка»:
Первое дело у деда –
Потолкова́ть с мужиком.
Амфимакр, или кретик это пятидольный размер античной метрики; греческая трёхсложная стопа, в которой первый и третий слоги долгие, второй – краткий.
Схема амфимакра: долгий-краткий-долгий. По своему строению стопа амфимакра обратна амфибрахию, состоящему из двух безударных и одного ударного слога. Например, стихотворение «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» А.А. Фета:
Ле́нты да ра́дуги, я́рче и жа́рче дня́…
Тримакр — стопа, состоящая из трёх односложных ударяемых слов, например, у Некрасова в «Мороз Красный нос":
Со́н мо́й бы́л в руку, родная!
Сон перед спасовым днём.
В поле заснула одна я
После
полудня с серпом.
-
Стихотворный размер в стихотворениях
Определите стихотворный размер и охарактеризуйте особенности ритмического строения стиха и рифмы в следующих примерах:
А) То́лько в ми́ре и е́сть, что тени́стый А Ж
Дре́млющих кле́нов шате́р. В М
То́лько в ми́ре и е́сть, что лучи́стый А Ж
Де́тски заду́мчивый взо́р. В М
А. Фет (разностопный хорей с пиррихием; перекрёстная рифма с чередованием женского-мужского-женского-мужского окончания; стих представляет собой ритмическое единство - рифмуются следующие слова: тенистый лучистый; шатер взор)
Б) Был гро́зен во́лн полно́чный ре́в… А М
Семь де́вушек на взмо́рье жда́ли В Ж
невозврати́вшихся челно́в А М
и, ру́ки заломи́в, рыда́ли. В Ж
Сирин (четырёхстопный ямб с пиррихием; перекрёстная рифма с чередованием мужского-женского-мужского-женского окончания)
В) Я весь де́нь, всё вчера́, проблужда́л по стра́не мои́х сно́в; А М
Как больно́й мотыле́к, я висе́л на стебля́х у цвето́в; А М
В. Брюсов (пятистопный анапест; параллельная рифма с мужским окончанием)
Г) Когда́ никого́ не оста́лось А Ж
На фро́нте гражда́нской войны́ Б М
Пое́хал сража́ться с врага́ми В Ж
Геро́йский Мальчи́ш-Кибальчи́ш Г М
А. Машнин (трёхстопный амфибрахий; невыраженная рифма с чередованием женского-мужского-женского-мужского окончания)
Д) Я жи́ть не могу́ настоя́щим, А Ж
Я люблю́ беспоко́йные сны́...В М
К. Бальмонт (трёхстопный амфирахий и трёхстопный анапест; перекрёстная рифма с чередованием женского-мужского окончания)
Е) Со́н мо́й баю́кают пти́цы А Ж
Чару́ющим пе́ньем свои́м... В М
П. Кокорин (четырёхстопный ямб с пиррихием и спондеем; перекрёстная рифма с чередованием женского-мужского окончания)
Ж) Ра́зве ты́, в сия́ньи ба́ла, ле́гкий ста́н склони́в мне в ру́ки, А Ж
чере́з за́весу време́н, В М
Не расслы́шала кимва́ла, не пости́гла ги́мнов звуќи и толпы́ А М
отве́тный сто́н? В М
Не сказа́ла, что разлу́ки — ко́нчен, ко́нчен до́лгий со́н! В М
В. Брюсов. (разностопный анапест с пиррихием; перекрёстная рифма с чередованием женского-мужского-мужского-мужского-мужского окончания; сверхдлинный размер с цезурами (паузами между словами, делящая стих на части, внутренние рифмы)
-
Письменный анализ факторов, определяющих ритм и рифмы в стихотворениях А. Фета и Ф.И. Тютчева
Проведите полный письменный анализ факторов, определяющих ритм (см. учебник Холшевникова) и рифмы в стихотворениях А. Фета и Ф.И. Тютчева. Каким образом ритмическое строение лирических текстов связано с формированием их смысла?
Афанасий Фет
Ты ви́дишь, за спи́ной косцо́в А М
Сверкну́ли ко́сы бле́ском чи́стым, В Ж
И по́здний па́р от и́х котло́в А М
Упи́тан у́жином души́стым. В Ж
Лило́вым ды́мом да́ль поя́,
В сия́ньи то́нет дня́ свети́ло,
И набежа́вших ту́ч края́
Стекло́м горю́чим окайми́ло.
Уже́ подре́зан, ка́ждый ря́д
Цвето́в лежи́т паху́чей це́пью.
Кака́я те́нь и арома́т
Плыву́т над ме́ркнущею сте́пью!
В душе́ смире́нной уясни́
Ды́ханье но́чи непоро́чной
И до огне́й зари́ восто́чной
Под зве́здным по́логом усни́!
<1864>
Четырёхстопный ямб с пиррихием и спондеем; перекрёстная рифма с чередованием мужского-женского окончания; имеется строковой перенос)
Ф. И. Тютчев
Те́ни си́зые смеси́лись, А Ж
Цве́т побле́кнул, зву́к усну́л — В М
Жи́знь, движе́нье разреши́лись А Ж
В су́мрак зы́бкий, в да́льний гу́л... В М
Мотылька́ поле́т незри́мый
Слы́шен в во́здухе ночно́м...
Ча́с тоски́ невырази́мой!..
Всё во мне́, и я́ во все́м!..
Су́мрак ти́хий, су́мрак со́нный,
Ле́йся в глу́бь мое́й души́,
Ти́хий, то́мный, благово́нный,
Все́ зале́й и утиши́.
Чу́вства — мгло́й самозабве́нья
Перепо́лни че́рез кра́й!..
Да́й вкуси́ть уничтоже́нья,
С ми́ром дре́млющим смеша́й!
<1835>
Четырёхстопный хорей с пиррихием и спондеем; перекрёстная рифма с чередованием женского-мужского окончания.
При написании стихотворения автор сам решает, какой будет их ритм, настроение. Как правило, у призывающих к чему-либо, ведущих за собой стихотворении ритм всегда чёткий, быстрый, словно чеканный (чем отличаются стихотворения В.В. Маяковского, например), а у стихотворений о природе, романтичных, у элегий ритм более плавный, спокойный, певучий.
Данные стихотворения Фета и Тютчева написаны ямбом и хореем, что, согласно учебнику Холшевникова, говорит об их энергичности, живости, хотя некая мелодика в них всё равно присутствует – в начале ритм спокойный, но постепенно ускоряется, словно мелодия скрипки, выражая чувства поэта ярко, живо и красиво.