ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2019
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»
Институт филологии
Контрольная работа
«Язык художественной литературы»
Работу выполнила студентка
Заочной формы обучения
Факультета русской филологии и культуры
Направления «Филологическое образование»
Группа 78130 (1курс)
Степанова М.С.
проверила
Федотова А.А.
Ярославль
2018
-
Виды тропов в стихотворениях поэтов
Задание: Определите виды тропов. В каких примерах поэтами использованы тропы-«матрёшки» (один троп включает в себя другой)?
Предстал я нищим перед Богом,
И он, от божеских щедрот,
Послал мне долгую дорогу (постоянный эпитет)
В просторах северных широт (двучленная метафора)
(Л. Щеглов) МАТРЁШКА
Гремит, гремит войны барабан. (метонимия)
Зовет железо в живых втыкать. (перифраз)
(В.Маяковский)
Кокетничая (олицетворение) запонками
из свеже-отравленных скорпионов (эпитет)
Портовый кран
вдвое вытянул
изумрудный перископ головы (двучленная метафора)
(А. Кручёных)
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы (одночленная метафора).
Воспомня прежних лет романы
Воспомня прежнюю любовь…
(А. Пушкин)
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий (метонимия – смеялся Кузнецкий проспект).
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
(В.Маяковский)
Босиком по радуге бежать,
Солнечные пушки заряжать, (характеризующий эпитет - метонимия)
Чтобы на исходе дня, для заката и меня
Не хватило неба и земли… (синекдоха)
(Е. Летов) МАТРЁШКА
-
Тропы и стилистические фигуры в стихотворении В. Маяковского «Наш марш». Сравнение и метафора, отношения между ними. Развёрнутая метафора
Задание: В стихотворении В. Маяковского «Наш марш» выделите тропы и стилистические фигуры. Охарактеризуйте механизм создания метафоры: отношения между объектом и средством создания метафоры. Как формируется «развёрнутая метафора»? Выпишите в два столбика метафоры и сравнения, найденные в стихотворении: объясните разницу между двумя изобразительными средствами.
Владимир Маяковский
Наш марш
Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда! (эпитет в одночленной метафоре)
Мы разливом второго потопа
перемоем миров города. (перифраза)
Дней бык пег. (одночленная метафора).
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан. (сравнение)
Есть ли наших золот небесней? (риторический вопрос)
Нас ли сжалит пули оса? (сравнение, риторический вопрос)
Наше оружие - наши песни.
Наше золото - звенящие голоса. (анафора, синтаксический параллелизм)
Зеленью ляг, луг,
выстели дно дням. (перифраза).
Радуга, дай дуг
лет быстролётным коням. (одночленная метафора)
Видите, скушно звёзд небу! (перифраза)
Без него наши песни вьём. (одночленная метафора)
Эй, Большая Медведица! требуй,
чтоб на небо нас взяли живьем. (инверсия)
Радости пей! Пой! (перифраза)
В жилах весна разлита (инверсия).
Сердце, бей бой! (перифраза)
Грудь наша - медь литавр. (сравнение)
[1917]
Для того, чтобы создать метафору, нужно взять какой-либо объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим: либо с местом происходящего или его основным свойством.
Отношения между объектом и средством создания метафоры близкие – они синонимичны. Например, костёр рябины красной – костёр и рябина близки (синонимичны) в том, что имеют яркий, красноватый оттенок – это их общий признак. Поэтому, чтобы такая метафора получилась, нужно взять объект сравнения (то, с чем сравнивается – рябина) и подобрать средство сравнения (то, с чем сравнивать – костёр), и получить из этого метафору костёр рябины красной.
Развёрнутая метафора формируется путем последовательного раскрывания сути описываемого предмета или явления на протяжении определённого фрагмента, предложений текста. Это целая картина, которая рисуется автором, словно художником, и состоит она из небольших метафор, следующих друг за другом, которые раскрывают один описываемый образ.
Метафора |
Сравнение |
Голов гряда (возвышенность голов) Быстролётный конь (конь очень быстрый, как будто летает) Песни вьём (песни создаются последовательно, как вьётся гнездо) |
Сердце наш барабан (сердце стучит также как барабан) Сжалит пули оса (пуля жалит как оса буквально – больно, быстро) Грудь наша – медь литавр (музыкальный инструмент похож на грудь человека – обтянут кожей с особой системой устройства внутри) |
Разница между метафорой и сравнением в том, что метафора – троп, это всегда сравнение, но скрытое, зашифрованное, опосредствованное, и его можно развернуть и превратить в сравнительный оборот: зеркало озера — гладь озера застыла, как настоящее зеркало. А вот сравнение – это стилистическая фигура, где сравниваются два предмета, сравнение выражается явно, прямо указывая на сходство в чём-то анализируемых предметов, с употреблением (чаще всего) сравнительных союзов «как», «словно», «будто»: лицо горит от стыда, как огонь.
3. Преобразование тропов и стилистических фигур
Задание: Как сделать:
а) из литоты — гиперболу (изменить объект сравнения: мальчик-с-пальчик - мальчик-богатырь);
б) из перифраза — эвфемизм (заменить выражаемое понятие более интимным: выйти по нужде – выйти в одно место;
в) из метафоры — символ (подобрать более символичное понятие: из глаз падали бриллианты – из глаз падали жемчужины);
г) из антитезы — оксюморон (заменить противопоставляемое в антитезе слово на более несовместимое: На улице не жара, а холод – на улице жаркий холод).
4. Создание анафоры, эпифоры, симплоки, анадиплосиса, синтаксического параллелизма
Задание: Допишите к строчке “Задумчиво хожу широкими шагами” вторую так, чтобы получить пример:
а) анафоры:
Задумчиво хожу широкими шагами,
Задумчиво брожу меж темнеющих фигур;
б) эпифоры:
Задумчиво хожу широкими шагами,
Медленно иду ленивыми шагами;
в) симплоки:
Задумчиво хожу широкими шагами,
Задумчиво ищу широкими шагами;
г) анадиплосиса:
Задумчиво хожу широкими шагами,
Широкими шагами ищу себя везде;
д) синтаксического параллелизма:
Задумчиво хожу широкими шагами,
Мечтательно гляжу зелёными глазами.
5. Работа с хиазмом, восходящей градацией, полиптотоном, перифразом и двучленной метафорой
Задание: Составьте словосочетания или предложения, в которых слово “солнце” являлось бы элементом:
а) двучленной метафоры: Небесный подсолнух улыбался мне – солнце никогда не казалось мне таким ярким, как сегодня;
б) перифраза: Утренняя природа встречает золотую надежду;
в) восходящей градации: Солнце подмигнуло, показалось, улыбнулось, возвысилось, запылало;
г) полиптотона: Солнцем к солнцу солнце стремилось взлететь;
д) хиазма: Мир и людей греет солнце, солнце греет людей, но не меня.