Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
1.1 Становление и развитие правовой политики в Российской Федерации
1.2 Связь Российской правовой системы с романо-германской правовой семьей
2 СРАВНЕНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ СТРАН ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2.2 Влияние «коммунистического права» на российскую правовую систему
Однако, данные страны, после распада СССР, как уже отмечалось ранее, сохранили ряд черт социалистического права. Как во время социалистического строя, так и после его разрушения, норма права здесь всегда воспринималось как общее правило поведения. Остались неизменны, по большей части, и система права, и терминология юридической науки, основывающаяся на римском праве, и созданная усилиями европейских и советских ученых.
При социалистической системе права, господствовало «узконормативное» понимание права, что означало, уступка частым правом господствующего места праву публичному.
Во время советской правовой системы, для государства оставались враждебными идеи господства права и мысль о том, что право, должно соответствовать чувству справедливости, основываться на примирении, согласовании интересов общества и частных лиц[16].
Право наоборот имело императивный характер и было самым тесным образом связано с государственной политикой, поддерживалось партийной властью, а также принудительной силой правоохранительных органов. Судебной практике отводилась только роль строгого толкователя права.
Существенное влияние на страны с социалистической правовой системой, которые составляли «социалистический лагерь», оказала правовая система, которая впервые стала считаться социалистической, - советская.
На данный момент, можно считать установленным факт существенных изменений в правовой системе России и других государств, которые относились к социалистической правовой семье. Страны постсоветского пространства провозгласили движение с целью формирования правового демократического социального государства.
Это дает повод прогнозировать сближение их правовой системы с романо-германской правовой семьей на новом уровне, но сохраняя специфику, как наиболее родственной, а также заимствование некоторых положительных аспектов прецедентного права, присущих англо-саксонской правовой семье.
Однако, нельзя отменять того факта, что даже с исчезновением социалистической правовой семьи, характерные ей черты остались во многих правовых культурах стран постсоветского пространства, включая Россию. Социалистическая правовая идеология распространилась за Второй мировой войной по всему центрально-европейскому региону, в котором продолжила влиять на местные правовые культуры до исчезновения реального социализма в конце ХХ столетия. Поспешные законодательные реформы, как уже отмечалось ранее, нацеливались на искоренения из материального и процессуального права особенностей, содержащих в себе социалистическую правовую идеологию.
Несмотря на это, в некоторых странах такие особенности сохранились, свидетельствуя о непреходящем влиянии социалистической правовой идеологии как на правовую ментальность, так и на писаные нормы правовых кодексов. Итак, основной отличительной особенностью социалистической правовой идеологии был присущие исключительно ей вид правовой мысли и учение об источниках права[17].
Даная особенность устанавливает приоритет лингвистического и логического толкования, над иными методами, такими как функциональное или системное толкование, рассматриваемые лишь как второстепенные, которые можно применять, только в случае безрезультатности буквального толкования. Эта особенность не только распространяется на толкование, но и подразумевает слишком высокий уровень формализма процессуального, когда суды склоняются к прекращению дела на основе формальным обстоятельств, дабы избежать их существенного анализа.
Следует привести в пример судебную системы стран постсоветского пространства, в которой социологическая правовая идеология также оставила свой след. Так, все суды Польской Народной Республики 1 января 1990 года попросту переименовались в суды новой Республики Польша, сохранив при этом весь судейский состав.
Первые законодательные ограничения в отношении судей были приняты только в 1997 году, и распространялись исключительно на тех судей, которые вели сотрудничество со спецслужбами до распада СССР. Никаких проверок судей, основывающихся на более широких политических и идеологических критериях. Касаемо Верховного суда, ранее назначенные на пятилетний срок Государственным Советом судьи, были заменены постоянными судьями, которые занимают свою должность до выхода на пенсию.
Что более важно, большинство старых судей были переназначены: например, одна треть судей Коллегии по гражданским делам была назначена еще Государственным Советом в 1987 г.
Другие судьи были избраны из научных кругов или из судов других инстанций. Аналогичная тенденция развития событий наблюдалась во всех странах постсоциалистического пространства, за исключением бывшей Германской Демократической Республики.
Из сказанного выше следует сделать вывод, что даже после тотального искоренения социалистического правового строя, его характерные черты прослеживаются в правовых системах и правовой культуре стран постсоветского пространства, а также в правовой системе России.
2.2 Влияние «коммунистического права» на российскую правовую систему
Многие ученые правоведы в своих трудах отождествляют понятия социалистического права и «коммунистического права». В данной главе речь пойдет о том, какое влияние оказало «коммунистическое право» на российскую правовую систему, а также какие последствия для права повлекло за собой исчезновение с мировой арены СССР[18].
Как уже отмечалось ранее, процесс перестройки не мог протекать без осуществления правовой реформы. Она начала свою реализацию в 1989 году, по большей части при помощи активизации законодательной деятельности. Однако, при этом ее реализация носит противоречивый характер, что подтверждалось внутренними конфликтами, свойственными политике данного периода.
Так же, после распада СССР, в образовавшемся государстве Российская Федерация, характерные черты «коммунистического права» не могли пропасть бесследно и не оставить след в формирующейся правовой системе. Хоть право в Российской Федерации развивалось поэтапно, оно отставало от темпов прогресса общественной жизни. Большинство новых хозяйственных и социальных вопросов не попали под сферу ведения права. А ряд устаревших правовых норм, которые не были отменены, в свою очередь, не имел действенного влияния на практике.
Так называемая «война законов», которая наступила к концу перестройки, повлекла за собой отрицание права, как социального института, и принцип законности оказался дестабилизированным[19].
Все внутренние реформы в нашей стране протекали на фоне достаточно сложного процесса международной жизни. Распад СССР повлек за собой неблагоприятные последствия для сформировавшегося государства, даже несмотря на позитивные исходы прекращения конфликтов со странами Запада. На фоне этого, на начальном этапе своего независимого существования, Российскую Федерацию, которая осталась под влиянием «коммунистического права», оставшегося от СССР, как и другие страны, образовавшиеся на постсоциалистическом пространстве, охватил острый внутриполитический кризис. В разных областях права, проводились разные законодательные реформы, и, по большей части, так называемое «коммунистическое право» было искоренено, однако некоторые его черты все еще прослеживаются.
Рассматривая изменения, которые претерпело гражданское право после распада СССР, следует обратиться к процессу реформации, который проходил незадолго до событий 26 августа 1991 года. Не планировалось, что перестройка, которая начиналась достаточно традиционно, повлечет за собой революционный поворот в развитии имущественных отношений.
Так, в 1985 году, опираясь на антиалкогольную кампанию, в постановлении Совмина СССР от 07.05.1985 О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения, был установлен порядок, который затруднял приобретение ликероводочных товаров. А в 1986 году, была проведена кампания борьбы с нетрудовыми доходами, которая вызвала ограничения в правоспособностях владельцев земельных участков, выделенных в личное пользование населения.
Обе эти инициативы способствовали объективному сокращению гражданского оборота. Однако, уже в 1987 году, для того, чтобы повысить качество товаров, была организована государственная приемка выпущенной продукции. Так, проводя аналогию с современной Россией, можно отметить законодательную инициативу по налогообложению самозанятых россиян, которые не имею наемных работников и получающих доход реализации товаров, работ и услуг. Под такую группу лиц попадают домработницы, няни, репетиторы и так далее.
Однако в скором времени, в политике перестройки произошли очень сильные изменения, которые повлияли на такие ее элементы, как «активизация человеческого фактора» и развитие «материального интереса» работника в следствиях труда[20].
Данный шаг мог быть расценен, как переход государства от прежней административно-командной системы управления народным хозяйством, к его регулированию, основываясь на экономических методах, через интерес производителя. Результатом такого шага стало усиление гражданского оборота, а также расширение гражданской правоспособности физических и юридических лиц. Итак, в 19.11.1986 года был принят Закон СССР Об индивидуализации трудовой деятельности, дозволяющий заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Формировались благоприятные условия, способствующие расширению деятельности кооперативных организаций. Образовавшиеся перемены были закреплены Законом о кооперации в СССР в 1988 году, а в 1990 году в него были внесены значительные изменения.
Кооперативы обладали правом заниматься любым видам деятельности, которая не попадала под специальные законодательные запрещения. По разным данным, к 1 января 1990 года, в СССР существовало от 150 до 200 тысяч кооперативов, которые занимались производством товаров и услуг.
В свою очередь, в конце 1989 года, была сформирована политическая установка, гласившая о переходе к регулируемому рынку и вызвавшая настоящую революцию в имущественных отношениях. Сложилось необходимым формирование множества экономико-юридических институтов, при отсутствии которых надлежащее функционирование рынка было невозможным. В первую очередь потребовались большие перемены в отношениях собственности[21].
В связи с этим, следует выделить те многозначительные изменения, внесенные в Конституцию СССР 14 марта 1990 года. Исходя их данных изменений, согласно статье 10 Конституции СССР экономическая система развивалась на основе, коллективной и государственной собственности, а также на основе собственности советских граждан. Государство создавало все необходимые условия, способствующие прогрессу различных форм собственности и обеспечивающие их равную защиту.
В статье 11 говорилось, что гражданин может иметь в собственности любое имущество, которое носит потребительский производственный характер, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность запрещается. Коллективной собственностью объявлялась собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Также, в статье 12 указывалось, что коллективная собственность формируется путем преобразования предусмотренными законом способами собственности государства, а также добровольного объединения имущества организаций и граждан. Исходя из этого, можно констатировать, что частная собственность на способы и средства производства легализовалась на конституционном уровне.
Также, 6 марта 1990 года, был издан закон о собственности в СССР, который создал возможность создания на территории СССР собственности иностранных государств, международных организаций, а также иностранных граждан и юридических лиц. Основной причиной увеличения негосударственного сектора в экономике стал процесс обращения государственного имущества в собственность коллективных предприятий, акционерных обществ, кооперативов.
В статье 12 закона о собственности в СССР от 6 марта 1990 года было указано, что собственность в коллективном предприятии появлялась только в случае перехода имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива.
В свою очередь, трудовой коллектив сам принимал решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество при помощи выпуска акций на всю стоимость имущества. Это и положило начало приватизации крупных предприятий[22].
В свою очередь, в Российской Федерации приватизация государственного имущества представляла из себя один из фундаментальных принципов экономической политики. Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года было принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», согласно которому преобразование государственной собственности в другие формы приобретало комплексный характер. Затем, Верховный Совет утвердил государственную программу приватизации и было учреждено специальное ведомство - Госкомимущество.