Файл: Форма правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым по значению является правоприменительная деятельность. Предназначением правоприменительной деятельности выступает проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Также, при помощи правоприменения, государством осуществляется принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь главную роль играет правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако стоит отметить, что их деятельность не заканчивается на применении права в точном смысле этого слова.

Как утверждает С.С. Алексеев[9], правосудие есть не механическое воплощение в жизнь письменных юридических предписаний и велений, как это было в эпоху Союза, а само живое право, непосредственно право в жизни». На основе его высказывания следует сделать вывод, что суды при разрешении конкретных дел не только имеют право, но и должны применять нормы и принципы международного права, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

Также судам необходимо нацеливаться и на фундаментальные, основополагающие и неизменные правовые ценности - права человека, которые могут быть закреплены только в самом общем виде в принципах права или правового сознания.

Как уже приводилась ранее статья 18 Конституции Российской Федерации[10] - «Права и свободы человека и гражданина, являющиеся непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Также, следует выделить статью 120 Конституции Российской Федерации: «Суд, установив несоответствие акта государственного или иного органа закону, при разрешении дела принимает решение в соответствии с законом».

Перечисленное выше говорит о том, что роль и значение правосудия в нашей стране возрастают многократно с каждым годом, и в перспективе статус решений судебных органов в сфере прав человека, должен приблизиться к статусу судебных решений в странах англо-саксонской правовой семьи. Именно Конституция Российской Федерации в наше время дает юридические основания, чтобы делать данные выводы.


1.2 Связь Российской правовой системы с романо-германской правовой семьей

Континентальная правовая система - романо-германская является результатом развития римского права европейскими учеными, в основном, в университетах. В связи с возникновением континентальной правовой системы, римское право нигде не применяется. Однако, как уже было отмечено ранее, оно сыграло колоссальную роль в создании правовых систем, тем самым сохранив особый авторитет. Главным принципом континентальной правовой системы является то, что принятие того или иного решения возможно только с применением общего идеального принципа.

После октября 1917 года возникает новое право СССР социалистического типа вместо буржуазного типа. Например, гражданское право в советский период испытывало сильнейшее воздействие публично-правовых начал.

Социалистическая власть - это радикальная власть, стремящаяся к созданию коммунистического общества. Своей задачей ставит выработку отличного (другого) поведения общества с экономической точки зрения.

Несоблюдение прав людей в Советском Союзе было нередким явлением, поскольку развитие национальной экономики было приоритетней. Что касается принципа законности в Советском Союзе, то он достаточно строго соблюдался, нежели в странах буржуазного типа, где господствовали такое понятие, как «справедливость».

Некоторые юристы считают, что право социалистического типа не является самостоятельной правовой системой, лишь переходной. По мнению Толстого Ю. К., такой период затянулся на 70 лет[11].

С распадом СССР, новые государства-страны начали строить собственные правовые системы. Определенные страны к своему первоначальному законодательству (до вхождения в СССР) - на его основе стали создавать собственные правовые системы, близкие к континентальной – страны Балтии. После распада СССР провозглашается Российская Федерация, что начинает новый этап развития российского права. К сожалению, Россия никогда не имела развитой правовой системы.

Переход к рыночной экономике, следовательно, развитие институтов частного права, появление различных форм собственности подтвердили процесс перехода России к континентальной правовой системе. Между тем, существование политического плюрализма, правой государственности подразумевало совершенствование права публичного.

Основными источниками права в России являются законы и другие нормативные правовые акты, происходит деление законодательства на федеральное и законодательство субъектов Федерации.


Сегодняшняя правовая система России имеет некоторые тенденции[12]:

  1. Во-первых, в нынешнем законодательстве отсутствуют нормы, институты, принципы, отличающие советское социалистическое право от права буржуазного.
  2. Во-вторых, в российском праве появляются институты, нормы, характерные буржуазному праву.

По мнению некоторых авторов, российская правовая система, будь то романо-германская или социалистическая, всегда оставалась исключительной правовой системой, не похожей на другие.

Однако российское право остается «продолжением» романо-германской правовой системы. С исторической точки зрения, Россия не имела столь большого количества кодифицированных актов, кодексов, тем не менее, она «готова была принять это» как и другие страны Западной Европы.

Первый Гражданский Кодекс страны был принят в 1922 году. По своей юридической технике он отражал романо-германскую правовую систему. В 1964 года был принят новый ГК РСФСР.

Российское право всегда развивалось, по большей части, само, без влияния на него западных субъектов. Например, по мнению Сологубовой Е. В., рецепция римского права никогда не была воспринята в том объеме, в каком воспринималось другими странами.

Тем не менее, римское право повлияло на развитие гражданского процессуального законодательства. Колоссальное влияние римское право оказало на такие источники права, как: Русская правда (XI в.); Судебник (1497 г.) и др.

В России не было рецепции римского права, в отличие от Германии, поэтому многие нормы римского права были известны в России уже с IX века. Интерес России к германскому праву существовал всегда и по сей день существует. Явное воздействие германского права на российское можно наблюдать в гражданском законодательстве, а именно в институтах вещного права, сделок и договоров и т.д.

Например, теория развития института физического лица в гражданском праве России, его дееспособности в зависимости от возраста, берет свое начало в теории физического лица германского права. Боле того, возникновение такой организационно-правовой формы как общество с ограниченной ответственностью таким же образом берет свое начало из германского права.


2 СРАВНЕНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ СТРАН ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1 Характерные черты, сохранившиеся от социалистической правовой семьи, в правовых системах России и стран Постсоветского пространства

Вместе с расформированием Союза Советских Социалистических Республик, последовало и практически тотальное исчезновение социалистической правовой семьи. Многие ученые правоведы начали воспринимать социалистическую правовую семью исключительно в качестве сложившегося исторического факта.

Все государства, которые стали образовываться на постсоветском пространстве, начали предпринимать реформы, направленные в сторону развития постсоциалистической правовой системы.

Действительно, подавляющее большинство стран, если не все, приступили к искоренению из своей правовой системы социалистических направленностей. Точно такие же реформы начали совершаться в России в конце ХХ столетия. Реформы в области экономики, подразумевали переход от централизованной к рыночной, а в области политики начинал внедрятся политический плюрализм и принцип разделения властей[13].

Нельзя не отметить принятие новых Конституций, которые стали выдвигать личность на первый план и формировать пути развития правовых государств. Но не смотря на все изменения, вносимые в различные сферы жизни, остается актуальным вопрос, о том, какие же характерные черты сохранились от социалистической правовой семьи в правовой системе России и стран постсоциалистического пространства.

Для начала следует обозначить варианты развития постсоциалистической правовой системы, которые встречаются в юридической науке. Анализируя работы ученых и правоведов, можно выделить 3 варианта развития.

Во-первых, заимствование характерных для семьи континентального права черт. Большое множество правовых идей и принципов стали считаться общими и перенимались в России, Чехии, Польше и иных постсоциалистических странах, «копировались» законодательные акты.


Но, как показала практика, не всегда получается оторваться от исторических правовых корней, игнорировать правопреемственность и правовые взгляды граждан, которые не изменяются фундаментально.

Второй вариант, который упоминался уже не раз в данной работе, был выдвинут учеными-юристами, считавшими возможным сформировать общее славянское право с приоритетным влиянием российских правовой идеологии и новыми законодательными реформами.

Главным представителем данной идеи был В.Н. Синюков, чье имя уже упоминалось ранее. Итак, фундаментом для создания славянской правовой семьи авторы считали культурно-историческую, религиозно-этическую и морально-психологическую общность народов.

Такая идея возникла на основе того, что правовая система в странах постсоциалистического пространства имеет схожие правопонимания и источники права, а также некоторые традиционные коллективистские структуры и формы правового общения. А поспособствовало бы этому процессу - усиленное вовлечение славянских нардов и государств[14].

Третьим вариантом стало постепенное, пошаговое зарождение на постсоциалистическом пространстве двух или трех новых правовых семей: прибалтийской, тесно связанной со скандинавской правовой семьей, славянской правовой семьи синтезе с мусульманской, и центрально европейской, основывающейся на романо-германской семье.

В случае, если взаимовлияние оказалось бы сильным, классификация разных правовых семей была бы трудна. Однако, их основополагающие взгляды и принципы, а также проявления правопреемственности могли бы быть выражены более или менее четко.

Вследствие новых тенденций развития схожесть социалистического права и романо-германской правовой семьи становится довольно важным фактором, который способствовал сближению двух рассматриваемых моделей.

Одним из наиболее доступных способов сближения национальных правовых семей, хотя и не единственным, была унификация в ее международно-правовых форматах.

Опираясь на обоюдное преодоление сложившихся идеологических стереотипов и теоретический анализ возможных направлений развития романо-германской и социалистической правовых семей, как считали авторы, можно будет добиться успеха в формировании синтеза между двумя данными национальными семьями[15].

Итак, главной характерной чертой, сохранившейся от социалистического права в правовой системе стран постсоциалистического пространства и, в частности, в Российской правовой системе можно считать систему источников права. Правовые системы стран, которые раньше принадлежали романо-германской правовой семье, в последствии стали входили в «социалистический лагерь» и оказались под гнетом навязанного им социалистического права.