Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 4230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успех при решении сложных социально-экономических проблем берет свое начало от четкого понимания и формулировки их сущности и завершается достижением ожидаемого результата. Важно при этом свести к взвешенному минимуму сроки достижения установленных целей и оптимизировать объемы ресурсного обеспечения. Особое внимание должно уделяться организационному механизму управления решением определенной проблемы. Все чаще в таких случаях в практике хозяйствования используют программно-целевые методы, которые выступают одним из наиболее эффективных направлений решения поставленных проблем.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, предназначенного для формирования и достижения целей компании.

В нашем современном мире система управления предприятием имеет свои определенные особенности. Это связано с изменением стратегических направлений в деятельности самого предприятия. Его основными экономическими целями на рынке являются: повышение эффективности деятельности, максимальная прибыль, удовлетворение потребностей коллектива и завоевание новых «ниш» на рынке.

Существуют определенные методы, система и принципы управление предприятием. На их формирование оказывает влияние ряд следующих факторов: цели самого этого предприятия, его задачи, работающий персонал, используемая предприятием технология производства, структура его управления и принимаемые руководством управленческие решения.

Специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями, навыками исследования и оценки, т.к. значимость системы управления в достижении целей организации и решении задач, стоящих перед организацией, нельзя переоценивать ни в коем случае.

Целью работы является изучение основных функций в системе менеджмента.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы основных функций в системе менеджмента;

- провести анализ планирования как функции менеджмента на примере ООО «Фуд Маркет»;

- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности ООО «Фуд Маркет».

Предметом работы являются основные функции в системе менеджмента.

Объектом работы является ООО «Фуд Маркет».

Изучению проблем, связанных с менеджментом, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по менеджменту. В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Виханский О. С., Семенов А. К., Тебекин А. В. и др.


Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

1. Теоретические основы основных функций в системе менеджмента

1.1. Понятие и задачи менеджмента

Понятие менеджмент появилось в 30-х годах прошлого столетия и в переводе на русский означает руководство или управление. Главной целью менеджмента является максимально эффективная система управления организацией и контроль за результатами деятельности [1, с. 23].

Если взглянуть на ГОСТ Р ИСО 9000, то в понятие организации включены компании, ассоциации, корпорации и т. д. Понятие менеджмента относят к следующим сферам – бизнес, государственные структуры и НКО (некоммерческие организации).

Для эффективного управления бизнесом используются специальные инструменты, которые помогают достигнуть максимального эффекта. Сущность менеджмента включает в себя трехуровневый подход к управлению, который направлен на реализацию главных функций менеджмента – управление бизнесом, менеджерами, а также процессами и работниками. Выполнение этих функций должно производиться одновременно, помимо этого они должны быть эффективными и должны обеспечивать оптимальное отношение потребностей и целей бизнеса [3, с. 15].

Организационная функция управления заключается в планировании. С ее помощью осуществляется синхронизация и сочетание человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Все три фактора должны быть задействованы для получения результатов, которые определены целями организации [2, с. 59].

Планирование основано на трех уровнях перспективы: задачи, цели и миссия. Разграничение этих понятие достаточно сложно. Планирование задач дает право организации ожидать получение результата в плановом периоде. Достижение целей дает возможность добиться улучшений не в пределах планового периода, но недалеко от его границ. Миссия включает недостижимые цели, входящие в планы руководства. Сущность менеджмента предполагает реализацию планов всех уровней и контроль над ними.


Способность достижения цели с минимумом затрат является эффективностью управления организацией [4, с. 35].

Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка направлены на решение практических задач, которые измерены на стадиях планирования и оценки результатов, обеспечивающих экономическую эффективность бизнеса, а также помогающих упрочить в соответствующем сегменте рынка позиции организации, выпускаемой ею продукции или предоставляемых услуг. Для этого необходимо организовать процесс управленческого контроля, гарантирующий, что фактические результаты соответствуют запланированным [1, с. 24].

Финансовый и бюджетный контроль, а также рыночные механизмы контроля являются основными инструментами управления. Т. е. бюджет, маркетинг и финансы являются теми инструментами, которыми осуществляется воздействие на бизнес-процессы организации. Сущностью финансового менеджмента является контроль соизмерения расходов на деятельность организации и ее финансовых результатов. При этом просчитываются различные варианты вложения финансов, которые позволяют получить максимальную прибыль при минимуме расходов и потерь. Финансовыми рычагами являются прибыль, амортизационные отчисления, арендная плата, вклады в уставный капитал, дисконт, дивиденды и прочее. Таким образом, можно сказать, что сущность и содержание менеджмента заключено в эффективном экономическом руководстве организацией, которое позволяет достичь нужных целей с минимумом затрат и увидеть экономически не оправданные цели [5, с. 43].

Управление – это динамичный процесс, который осуществляется менеджерами с использованием различных методов. Именно из различных методов состоит система методов управления в менеджменте.

Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления [7, с. 123].

В менеджменте существуют различные признаки классификации методов управления. Первым признаком является масштаб использования. По данному признаку методы управления классифицируются на общие, системные и локальные методы. Общие методы применяются в любых процессах управления, системные методы направлены на определенные системы управления, а локальные направлены на конкретные элементы систем. Другим фактором является классификация методов по сферам и отраслям управления. Сюда относятся методы в государственном управлении, торговле, промышленности, бизнесе и т. д. [5, с. 44].


Помимо методов важную роль в менеджменте играют функции управления. Появление функций связано с разделением труда, т. к. все процессы управления на предприятии осуществляются посредством функционального разделения. Каждая функция должна создавать такие условия управления, которые бы наиболее эффективно связывали между собой элементы управляемой системы. На сегодня выделяются следующие главные функции менеджмента [4, с. 36]:

- Планирование – функция управления, которая позволяет определить цели и пути их достижения. Окончательным результатом является система планов, содержащая корпоративные, функциональные и индивидуальные планы работников.

- Организация – такая функция управления, которая заключается в разработке структуры управления, а также разделении обязанностей и ответственности.

- Мотивация – такая функция управления, которая должна побуждать человека к деятельности и имеет определенную целевую направленность.

- Контроль – функция управления, которая обеспечивает достижение целей организацией.

В менеджменте функции управления осуществляются путем процесса, т. е. деятельности, которая требует временных и ресурсных затрат. В менеджменте благодаря процессному подходу появилась возможность рассмотрения взаимосвязи функций управления. В менеджменте процесс – это последовательность начальных действия для выполнения функций. Связующими процессами в управлении выступают процессы принятия решений и коммуникаций. В современное время сюда стали относить и процесс целеполагания, т. к. перед началом деятельности необходимо установление целей [6, с. 145].

Процесс коммуникации подразумевает обмен информацией между различными людьми. С помощью коммуникации обеспечивается процесс взаимодействия между руководителями и работниками. За счет коммуникаций руководители получают информацию для принятия решений и за счет коммуникации передают решения работникам. При плохой организации коммуникаций могут получаться неправильные решения [7, с. 125].

Функции управления в менеджменте приводят менеджеров к принятию самых разнообразных решений. В случае планирования ставится цель, определяются необходимые ресурсы, выбираются способы достижения целей. При организации прорабатывается структура производства и управления и проводится организация труда работников. Процесс мотивации позволяет установить неудовлетворенные потребности и стимулирующие факторы. Функции контроля позволяют принять решения по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д.


Таки образом, функции управления в менеджменте должны способствовать приспособлению организационной структуры предприятия к поставленным задачам по осуществлению деятельности, а также подбору  сотрудников для конкретной работы, определению прав использования ресурсов организации [16, с. 123].

Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые призваны решать разнообразные задачи. По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов [19, с. 132].

Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Существуют различные модели стратегического менеджмента [16, с. 125].

Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени. В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как: Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику. Производственный менеджмент позволяет контролировать производственные процессы организации, осуществлять основную деятельность предприятия с помощью координации действий и процессов. Менеджмент в области сбыта – это процесс организации сбыта продукции, участие в оформлении хоздоговоров на поставку продукции [6, с. 117].

Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение. Сюда же относится разработка системы мотивации и стимулирования персонала организации. Финансовый менеджмент – это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности организации, разработка методов для эффективного управления финансовыми ресурсами организации. Финансовый менеджмент включает в себя риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Инновационный менеджмент – организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. Это управление подразумевает творческое настроение в коллективе, особый настрой работающего персонала, готового к постоянному экспериментированию и освоению новых технологий. Инвестиционный менеджмент – это работа по управлению инвестициями, рациональное вложение капитала для получения прибыли в дальнейшем. Эккаутинг-менеджмент – это управление, основанное на тащательном сборе информации, её обработки и анализе, с дальнейшим сравнением показателей других организаций со схожим видом деятельности. Адаптивный менеджмент ставит своей целью адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Например, брокерские конторы – яркий пример адаптивной системы. Антикризисный менеджмент – это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации. Например, управление в течение действия конкурсного производства или при заключении мирного соглашения [10, с. 75].