Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 4233
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы основных функций в системе менеджмента
1.1. Понятие и задачи менеджмента
2. Планирование как функция менеджмента на примере ООО «Фуд Маркет»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фуд Маркет»
2.2. Характеристика функции планирования в ООО «Фуд Маркет»
1.2. Функции менеджмента
Функция управления - это вид деятельности, который основывается на разделении и кооперации управленческого труда. Однородность и сложность, а также стабильность воздействий на объект и субъект управления – характерные черты данной функции [12, с. 33].
Совершенствование экономической деятельности невозможно без рационального разделения труда, поскольку использовать профессиональные знания и опыт персонала необходимо целесообразно, повышение его квалификации и загрузка должны проходить равномерно [12, с. 34].
Рациональное разделения труда неизбежно влечет за собой повышение качества труда. При этом ответственность специалистов увеличивается, а дублированные работы идут на спад. Для формирования структуры управляющей системы и для взаимодействия ее компонентов функция управления является основной, как и формирование структуры управляющей системы. Поэтому можно констатировать, что «Концепция управления – процесс взаимосвязанных функций» [1, с. 25].
Научная литература выделяет различные критерии функций управления.
Основным является критерий по стадиям управления. Это общие функции, которые входят в состав любого процесса управления. От особенностей фирмы они не зависят.
Отечественные научные школы менеджмента анализируют различное число функций. Чаще всего упоминается четыре функции: организация, планирование, мотивация, контроль [2, с. 37].
Выделен цикл из четырех функций - «планирование – организация – мотивация – контроль» (рис. 1 а). Координация, как пятая функция, обеспечивает взаимодействие этих четырех.
Вторым критерием является сфера или вид деятельности. Это специальные или конкретные функции. К ним относят маркетинг, организацию финансовой деятельности, управление организацией, оплату труда, управления технологическими процессами. Третий критерий – вид объекта управления. По данному критерию функции весьма подвижны.
Зарубежные исследователи, такие как Тейлор Ф. и другие, выделяли следующие стадии управления: планирование, исполнение, проверка, воздействие. Файоль А. выделял предвидение, организацию, распорядительство, согласование и контроль. Количество и содержание общих функций неоднократно менялись и усложнялись. Так были выделены шесть стадий управленческого цикла (по Исикава ) (рис. 1 б).
На стадии «планирование» большое внимание уделялось определению целей и задач (2), способам достижения целей (3). На стадии «реализация» все функцию разделялись на две части - «обучение и подготовка кадров» (4) и «выполнение работ» (5).
Отечественные исследователи процессом управления называют «совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений». При этом выделяются элементы: проблема, решение, люди. Функции управления при данном рассмотрении анализируются иначе. Под проблемой понимается несоответствие фактического и желаемого состояния объекта. Желаемое достигается планированием. Функции организации и контроля реализуются через принятие решений [1, с. 27]. При этом необходима соответствующая мотивация персонала организации, вовлечение в процесс принятия решений. Основой принятия управленческих решений служит выполнение управленческих функций. Персонал фирмы (совокупность функций) направлен на «достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов «на входе» в продукцию или услуги на «выходе» экономической системы [2, с. 38].
При увеличении связей между отдельными частями управления и внешней средой система усложняется. Функция координации получает все большую значимость. Это придает системе дополнительный динамизм, с большей легкостью происходит маневрирование ресурсами, создается пропорциональность во взаимосвязях. При правильной координации происходит согласованность управленческих действий и их интеграция [12, с. 34].
В управлении организациями координация имеет особую роль, поскольку помогает достигать поставленные цели наиболее эффективно.
Выдача распоряжений, корректировка целей и задач, команды по устранению ошибок – эти элементы процесса управления приобретают значимость на стадии регулирования, когда ведется активная деятельность по поддержанию в меняющейся системе управления выбранных параметров. При этом упорядоченность системы сохраняется и при влиянии внешней среды. Так реализуется функция регулирования. Процесс управления наиболее эффективен в том случае, когда все имеющиеся отклонения возможно откорректировать внутри системы [12, с. 35].
В связи с вышеизложенным схема функций управления будет выглядеть таким образом (рис. 1 г). В схему включены: планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и координация.
Рисунок 1 – Различные подходы к структуризации процесса управления: а) Румянцевой З.П.; б) Исикава; в) Фатхутдинова Р.А.; г) предлагаемый подход
Так выглядит перечень выделенных функций в общем управлении, который возможно отнести и к инновационному управлению. Данное утверждение подтверждают следующие позиции [19, с. 173].
1. Каким бы ни был тип управления, стадии управления не изменяются.
Внедрение инновационного менеджмента на предприятиях делает рабочий процесс более успешным. Повышается устойчивость организации.
2. При разделении традиционного и инновационного управления менеджмент также разделяется на общий и инновационный, но при этом выделяются функции стратегического, креативного, инвестиционного, производственного и иных типов менеджмента. Чаще всего общие функции содержат в себе инновационные элементы.
3. При едином подходе к вычленению функций обеспечивается их совершенствование.
Перечень функций зависит от разных критериев.
Стратегический маркетинг включает в себя управленческий цикл, который состоит из работ, направленных на формирование портфеля новшеств и установление рыночной стратегии фирмы. Поскольку в российской управленческой практике использовать элементы маркетинга и стратегий развития стали относительно недавно, необходимость внедрения их в управленческий процесс остается актуальной. В зарубежных странах чаще используют один критерий. Использование нескольких критериев усложняет понимание сути процесса управления [12, с. 35].
Управленческие функции связаны между собой и во времени, и в пространстве. Любая функция может рассматриваться лишь в комплексе с другими, ограничений и препятствий между ними нет.
Поскольку разнообразные формы разделения труда работников управления имеют множество функций и подфункций, работ, то воздействие их может быть продуктивным лишь в комплексе, следовательно, нельзя говорить о главенствовании тех или иных функций управления. Значение тех или иных функций меняется в зависимости от изменения условий и среды. И тем не менее в основе любого процесса лежат общие функции [13, с. 119].
Под планированием понимается деятельность, которая помогает привести объект в соответствие поставленным целям, определение ряда действий для достижения необходимого. Любые текущие задачи разрешаются с помощью прогнозирования и моделирования [16, с. 131].
За рубежом с помощью планирования происходит адаптация к внешним условиям. Планирование на большой промежуток времени становится стратегическим. Цели такого планирования зависят от ситуации, поэтому «долгосрочное планирование не включает будущие решения, оно включает влияние будущего на сегодняшнее решение».
Стратегическое планирование влечет за собой стратегическое управление [5, с. 123].
При этом важно установить цели для каждой должности, а также определить пути их достижения. Если цель легко осознается и четко представляется, она будет быстрее достигнута. Цель организации – достижение конкретных характеристик. Деятельность фирмы направлена именно на это достижение. Факторы, формирующие планирование целей, принципы, а также методика и направление установления целей исследованы достаточно полно.
2. Планирование как функция менеджмента на примере ООО «Фуд Маркет»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фуд Маркет»
В целях проведения анализа планирования как функции менеджмента выбрано предприятие сферы торговли ООО «Фуд Маркет».
ООО «Фуд Маркет» осуществляет реализацию следующих видов продукции: мясная, хлебная, хлебобулочная, мучная кондитерская, кулинарная продукция, замороженные полуфабрикаты, пиво, а также оказание ресторанных услуг.
ООО «Фуд Маркет» имеет около 30-ти торговых точек, также открываются новые супермаркеты. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает около 130 наименований и производит ежедневно около 10 тонн мясных продуктов и полуфабрикатов.
Миссия компании: "Сохранить традиции потребления экологически чистых продуктов питания!".
Компания ориентирована в основном на средний уровень покупателей, для которых важно соотношение оптимальной цены и качества товаров. За время существования компании много раз менялся ее ассортимент под влиянием покупательских предпочтений, то расширяясь, то углубляясь.
К общей организационно – экономической характеристике компании относятся: штатная численность работников, оборот розничной торговли, финансовые показатели деятельности.
Структура и штатное расписание магазина утверждены руководителями вышестоящих органов в пределах установленных им предельной численности и фонда оплаты труда работников. В настоящее время персонал магазина представлен работниками – директор, главный бухгалтер, администратор, повар, менеджер по сбыту, продавец-консультант по залу, продавец-кассир, грузчик, главный специалист по приемке товаров, охранник, фасовщица, уборщица.
Директор
Администратор
Главный бухгалтер
Главный специалист по приемке товаров
Повар
Менеджер по сбыту
Продавец-консультант
Грузчик и фасовщица
Продавец-кассир
Рисунок 2 - Организационная структура управления ООО «Фуд Маркет»
Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Фуд Маркет» в 2017-2019 гг. характеризовалась показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ООО «Фуд Маркет» в 2017-2019 гг. (тыс.руб.)
Показатель |
На 31.12. 2017 г. |
На 31.12. 2018 г. |
На 31.12. 2019 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||
2018/2017 гг. |
2019/2018 гг. |
2018/2017 гг. |
2019/2018 гг. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
3985 |
4202 |
6653 |
217 |
2451 |
105.45 |
158.33 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
3740 |
3850 |
6263 |
110 |
2413 |
102.94 |
162.68 |
Среднесписочная численность, чел. |
14 |
11 |
15 |
-3 |
4 |
78.57 |
136.36 |
Окончание таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб./чел. |
285 |
382 |
444 |
97 |
62 |
134.20 |
116.11 |
Фонд оплаты труда (годовой), тыс.руб. |
3024 |
2772 |
4500 |
-252 |
1728 |
91.67 |
162.34 |
Среднегодовая заработная плата одного работающего, тыс.руб. |
18 |
21 |
25 |
3 |
4 |
116.67 |
119.05 |
Фондоотдача основных средств, руб./руб. |
1.06 |
1.33 |
2.60 |
0.26 |
1.28 |
124.88 |
196.45 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
170 |
261 |
301 |
91 |
40 |
153.53 |
115.33 |
Чистая прибыль отчетного периода, тыс.руб. |
134 |
203 |
224 |
69 |
21 |
151.49 |
110.34 |
Рентабельность основной деятельности, % |
3.36 |
4.83 |
3.37 |
1.47 |
-1.46 |
- |
- |
Рентабельность продаж, % |
4.27 |
6.21 |
4.52 |
1.95 |
-1.69 |
- |
- |