Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 4236
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы основных функций в системе менеджмента
1.1. Понятие и задачи менеджмента
2. Планирование как функция менеджмента на примере ООО «Фуд Маркет»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фуд Маркет»
2.2. Характеристика функции планирования в ООО «Фуд Маркет»
Рассчитанные в табл.6 значения показателей также свидетельствуют о финансовой устойчивости ООО «Фуд Маркет». Так, коэффициент автономии - это одна из важнейших характеристик финансовой устойчивости организации, его независимость от заемного капитала. Его значения в 2017-2019 гг., близкие к 1 означают, что в структуре источников средств ООО «Фуд Маркет» преобладают собственные средства. Снижение данной коэффициента на 0,05 в 2019 г. по сравнению с 2017 г. произошло в результате роста кредиторской задолженности предприятия.
Расчет коэффициента финансовой зависимости также показывает, что сумма собственных источников средств больше величины заемных средств. Незначительный рост этого коэффициента указывает на увеличение доли заемных средств в финансировании ООО «Фуд Маркет».
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств снизился в 2019 г. по сравнению с 2017 г. на 16,85, что для предприятия также означает уменьшение доли собственного капитала в общей величине источников средств.
Таким образом, по результатам проведенного анализа финансовой устойчивости ООО «Фуд Маркет» можно сделать вывод об абсолютно устойчивом финансовом состоянии предприятия, преобладании у него собственных источников средств. При этом в результате роста кредиторской задолженности наметилась тенденция снижения доли собственного капитала предприятия в общей величине капитала ООО «Фуд Маркет».
Финансовую результативность деятельности ООО «Фуд Маркет» оценим при помощи показателей рентабельности (доходности) деятельности. Расчет показателей рентабельности проведен в табл. 7:
Таблица 7
Анализ показателей рентабельности ООО «Фуд Маркет» в 2017-2019 гг., %
Показатель |
На 31.12. 2017 г. |
На 31.12. 2018 г. |
На 31.12. 2019 г. |
Абсолютное изменение |
||
2018/ 2017 гг. |
2019/ 2018 гг. |
2019/ 2017 гг. |
||||
Коэф. рентабельности основной деятельности |
4.55 |
6.78 |
4.81 |
2.23 |
-1.97 |
0.26 |
Коэф. рентабельности продаж |
4.27 |
6.21 |
4.52 |
1.95 |
-1.69 |
0.26 |
Коэф. рентабельности активов |
2.60 |
4.31 |
4.48 |
1.72 |
0.17 |
1.88 |
Коэф. рентабельности собственного капитала |
2.12 |
3.44 |
3.63 |
1.32 |
0.19 |
1.51 |
Коэф. рентабельности заемного капитала |
59.56 |
138.10 |
40.80 |
78.54 |
-97.29 |
-18.75 |
Согласно данным табл.7 в 2019 г. у ООО «Фуд Маркет» отмечается снижение рентабельности продаж на 1,97% по сравнению с 2018 г. и снижение рентабельности основной деятельности на 1,69% - это отрицательное явление для ООО «Фуд Маркет», поскольку говорит о снижении доходности деятельности предприятия.
Также значительно снизилась рентабельность заемного капитала (на 97,29%), что обусловлено более быстрыми темпами роста заемных средств над темпами роста чистой прибыли предприятия. Данный факт свидетельствует о неэффективном управлении заемным капиталом ООО «Фуд Маркет» в целях получения прибыли.
Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала в анализируемом периоде увеличивалась, однако, в 2019 г. их рост значительно замедлился по сравнению с 2018 г., что означает уменьшение эффективности управленческих решений в области использования активов и собственного капитала ООО «Фуд Маркет».
Анализ деловой активности ООО «Фуд Маркет» позволит охарактеризовать результаты и эффективность его текущей основной деятельности (табл.8):
Таблица 8
Динамика показателей деловой активности ООО «Фуд Маркет» в 2017-2019 гг.
Показатель |
На 31.12. 2017 г. |
На 31.12. 2018 г. |
На 31.12. 2019 г. |
Абсолютное изменение, +/- |
||
2018/ 2017 гг. |
2019/ 2018 гг. |
2019/ 2017 гг. |
||||
Коэф.ресурсоотдачи |
0.61 |
0.69 |
0.99 |
0.09 |
0.30 |
0.38 |
Коэф.оборачиваемости собственного капитала |
0.63 |
0.71 |
1.08 |
0.08 |
0.37 |
0.45 |
Коэф.оборачиваемости запасов и затрат |
13.46 |
9.84 |
19.98 |
-3.62 |
10.14 |
6.52 |
Коэф.оборачиваемости мобильных средств |
1.43 |
1.46 |
1.60 |
0.03 |
0.14 |
0.17 |
Коэф.оборачиваемости дебиторской задолженности |
3.68 |
11.18 |
15.40 |
7.50 |
4.22 |
11.72 |
Коэф.оборачиваемости кредиторской задолженности |
17.71 |
28.59 |
12.12 |
10.87 |
-16.47 |
-5.59 |
Продолжительность операционного цикла |
0.35 |
0.19 |
0.11 |
-0.16 |
-0.08 |
-0.23 |
Согласно данным табл. 8, за исключением коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, все прочие рассчитанные показатели деловой активности ООО «Фуд Маркет» в 2017-2019 гг. увеличились.
Рост ресурсоотдачи на 0,38 руб. в 2019 г. по сравнению с 2017 г. говорит о повышении эффективности использования имущества ООО «Фуд Маркет».
Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала в 2019 г. на 0,45 руб. по сравнению с 2017 г. свидетельствует о том, что собственные средства предприятия вводятся в оборот. ООО «Фуд Маркет» в 2019 г. по сравнению с 2017 г. увеличило оборачиваемость собственного капитала. Скорость оборота собственного капитала отражает активность использования предприятием денежных средств.
Снижение продолжительности операционного цикла в 2019 г. в сравнении с 2017 г. на 0,23 дня означает, что на предприятии снизилось время между оказанием услуг и получением выручки. Уменьшение данного показателя благоприятно характеризует деятельность ООО «Фуд Маркет».
2.2. Характеристика функции планирования в ООО «Фуд Маркет»
Для оценки состояния факторов внутренней среды проведем стратегический SNW-анализ. При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок: Сильная (Strength) от 70-100; Нейтральная (Neutral) от 40-65; Слабая (Weakness) от 10-35. (см. табл. 9).
Таблица 9
SNW-анализ ООО «Фуд Маркет»
№ |
Факторы |
Балл |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Стратегия организации |
65 |
Нет четкого донесения до персонала общего видения к цели, что и приводит к разногласиям и непониманиям среди персонала |
2 |
Организационная структура |
90 |
Линейно-функциональная, обязанности четко распределены |
Окончание таблицы 9
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Конкурентоспособность товаров |
90 |
Высокое качество товаров по приемлемым ценам |
4 |
Общее финансовое положение |
40 |
Отвлечение значительной суммы оборотных средств в дебиторскую задолженность и запасы привели компанию к зависимости от внешних источников финансирования, о чем свидетельствует значительный рост кредиторской задолженности. При этом предприятие ликвидно и банкротство ему не грозит. |
5 |
Структура затрат |
60 |
Основные затраты идут приобретение продукции и на оплату труда, складского оборудования |
6 |
Способность к лидерству в целом |
30 |
Предприятие следит за конкурентами, но не является лидирующим |
7 |
Инновации |
80 |
Предприятие использует новейшее оборудование и технологии на пилораме, качественные и новые товары в ассортименте Однако не следит за новациями в области Интернет-технологий и обслуживании потребителей |
8 |
Способность к лидерству 1-го лица |
80 |
Директор компании обладает лидерскими качествами |
9 |
Уровень навыков и умений |
50 |
Средний, обучение персонала в недостаточном объеме |
10 |
Уровень маркетинга |
60 |
Средняя система маркетинга, коммуникативная политика сформулирована, но персонал не достаточно позиционирует продукции, услуг компании |
11 |
Уровень квалификации персонала |
40 |
Средний, необходимы более частые проведения повышений уровня квалификаций |
12 |
Репутация на рынке |
85 |
Предприятие на рынке зарекомендовало себя с положительной стороны благодаря широкому ассортименту, высокому качеству товаров, большому количеству постоянных клиентов, ведется анализ предложений и замечаний клиентов и на их основе совершенствование бизнес-процессов |
13 |
Отношения с органами власти |
90 |
Сильные, строятся в строгом соответствии с действующим законодательством |
14 |
Качество персонала в целом |
50 |
Средняя, доброжелательный персонал, но не хватает знаний по маркетингу, качеству облуживания и сервиса |
15 |
Качество сервисных услуг |
75 |
Выше среднего, большой набор, оперативность, вежливость менеджеров |
Результаты SNW-анализа представлены в виде SPIDER – диаграммы (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – SPIDER-диаграмма ООО «Фуд Маркет»
Для ООО «Фуд Маркет» к слабым позициям компании относятся: слабое обучение персонала; низкая организация планирования; низкая организация внутреннего маркетинга; отсутствие системы оценки качества работы персонала.
В начале проведем анализ макросреды предприятия с помощью PEST-анализа ООО «Фуд Маркет» (см. табл. 10).
Опираясь на данные полученные от PEST-анализа в таблице 10, рассмотрим несколько сценариев развития предприятия.
Возможные изменения положения компании связанные с P (политикой):
- сценарии пессимистичный – характеризуется сложной политической обстановкой России и других странах, неопределенностью во внешней и внутренней политике России в связи с последствиями финансового кризиса, ужесточением требований налогового законодательства, что приведет к снижению прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
- сценарии оптимистичный, снижение таможенных пошлин и совершенствование таможенной политики будет содействовать устранению двойного налогообложения, уплате меньших пошлин при перевозке грузов.
Таблица 10
PEST-анализ
P – Политика |
E – Экономика |
1. Государственное регулирование конкуренции в сфере торговли 2. Сложная политическая обстановка России и других странах 3. Снижение таможенных пошлин и совершенствование таможенной политики 4.Ужесточение требований налогового законодательства |
1. Прогнозируемый рост ВВП в 2018 2. Спад финансового кризиса и стабилизация экономического положения: прогнозируемый уровень инфляции, ставки рефинансирования, средний ежегодный рост реальных доходов населения свыше 3. Рост цен на бензин, рост на услуги ЖКХ, на аренду и др. 4.Снижение уровня безработицы. 5. Затраты на энергию и материалы значительны, но окупаются за счет цены на продукт и услуги |
S – Социум |
T – Технология |
1. Угроза ухода потребителей к конкурентам 2. Повышение доверия к компаниям с многолетним опытом и пережившим финансовый кризис 3. Сокращение численности населения России, также миграция из других городов и стран ближнего зарубежья |
1. Новые технологии продаж, 2. Развитие ИТ-технологий |
Разберем возможное развитие ситуации при изменениях в E (экономике):
- сценарии реалистичный является наиболее ожидаемым, при стабилизации уровня инфляции, росте ставке рефинансирования ООО «Фуд Маркет» будет получать стабильную прибыль за счет стабильного спроса и постоянных потребителей;
- сценарий пессимистичный может быть связан со снижением объемов торговли ввиду продолжения финансового кризиса, в итоге объемы реализации продукции не будут увеличиваться.
При изменениях в социальной среде S (социум) возможны разные варианты развития ситуации для предприятия, рассмотрим их:
- сценарии реалистичный ожидается в связи с повышением доверия к компаниям с многолетним опытом и пережившим финансовый кризис, количество потребителей должно будет расти; Однако этот сценарий может быть под угрозой, учитывая высокую текучесть кадров ООО «Фуд Маркет», так как размывается профессиональное ядро, специалисты уходят, а новых сотрудников необходимо прежде достаточно долго обучать особенностям работы на предприятии;
- сценарии пессимистичный может осуществиться из-за увеличения конкуренции на рынке, объемы реализации в этом случае будут уменьшаться из-за ухода клиентов предприятия.
При сохранении текущей динамики внедрения новых Т (технологий) ожидается оптимистичный сценарий. Он характеризуется применением новых технологий продаж, ИТ-технологий и поможет более продуктивно использовать рабочее время, повысит качество работы.
В целом ООО «Фуд Маркет», также как и другим предприятиям отрасли, нужно направить все свои усилия на удержание старых потребителей и привлечение новых, управление конкурентоспособностью.
Проведем оценку внешней и внутренней среды с помощью SWOT-анализа (см. табл. 11).
Итак, сильные стороны ООО «Фуд Маркет»:
- хорошая репутация на рынке;
- широкий ассортимент товаров;
- высокое качество продукции;
- относительно низкие цены;
- экономия на складских издержках.
SWOT-анализ
Возможности 1) Введение информационных технологий для обслуживания клиентов 2) Расширение рынка сбыта 3) Изменение ценностей и уровня жизни населения 4) Широкий доступ к информации 5) Повышение качества услуг и сервиса 6) Увеличение загрузки имеющихся площадей. |
Угрозы 1) Повышение требований клиентов к качеству товара 2) Дальнейшее нестабильное финансовое положение как самой компании, так и ее клиентов 3) Открытие новых магазинов конкурентами 4) Маркетинговая активность конкурентов 5) Уход клиентов в более низкий ценовой уровень |
|
Сильные стороны 1) Хорошая репутация на рынке 2) Широкий ассортимент товаров 3) Высокое качество продукции 4) Относительно низкие цены 5) Экономия на складских издержках |
1) Возможность выхода на новые рынки за счет хорошей репутации на рынке, широкого ассортимента по низким ценам 2) Повышение конкурентоспособности за счет роста качества сервиса и введения информационных технологий |
1) Появление конкурентов вызовет дополнительные расходы на рекламу и стимулирование сбыта, а также отток клиентов 2) Рост маркетинговой активности конкурентов может привести к дальнейшему нестабильному финансовому положению предприятия |
Слабые стороны 1) Невысокая финансовая устойчивость 2) Слабый маркетинг (особенно в области рекламы и стимулирования сбыта, а также разработки стратегий) 3) Недостаточная квалификация персонала и слабое обучение персонала 4) Отсутствие контроля за качеством обслуживания 5) Высокая текучесть персонала |
Разработка эффективной маркетинговой стратегии, повышение качества обслуживания за счет усиления обучения персонала, контроль качества обслуживания даст возможность предприятию расширить занимаемую долю рынка и увеличить доходность |
Отсутствие контроля за качеством обслуживания и недостаточная квалификация персонала может привести к еще большему снижению уровня сервиса и потере постоянных клиентов |