Файл: Государственное регулирование деятельности спортивных организаций (на примере Московского региона России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного регулирования деятельности спортивных организаций
1.1. Понятие и специфика деятельности спортивных организаций
1.2. Государственное регулирование деятельности спортивных организаций в России
2.2. Основные направления регулирования деятельности спортивных организаций
Главным актом международно-правового характера, который регулирует вопросы физической культуры и спорта является Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г.[6] Она закрепляет положение о том, что физическое воспитание и спорт – это не просто право каждого человека, это основное право каждого человека и каждый обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развития своих способностей путем физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Также к иным международным актам относят Спортивную хартию Европы 1992.
Основным источником права в нашей стране является Конституция Российской Федерации, нормы которой обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права – федеральным и местным законам, актам исполнительных органов власти, судебным прецедентам и обычаям.
Помимо статьи 42, в которой закрепляется право каждого человека и гражданина на занятия физической культурой и спортом, Конституция Российской Федерации в главе 3 «Федеративное устройство» в статье 72 устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации.[7]
Данное положение Конституции Российской Федерации означает многоуровневую систему правового поля России.
Переход экономики к рыночным отношениям негативно влиял на государственные аппараты управления во всех отраслях. 27 апреля 1993 года Президент России подписал документ об «Основе законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте». Нормативно-правовые акты, которые были приняты после распада СССР (1991-2000 гг), в общем имеют к этому косвенное отношение. Большую частью из 20 нормативных документов носит констатирующий, декларативный характер, отсутствуют конструктивные, кардинальные законодательные и созаконные нормативно-правовые акты в области физической культуры и спорта.[8]
Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ 1 утверждает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, устанавливает ключевые принципы законодательства о физической культуре и спорте.[9]
Следует отметить, что положения законов о физической культуре и спорте субъектов федерации, а также подзаконные акты не могут противоречить Федеральному закону от 04.12.2007 года № 329-ФЗ (ред. от 30.12.2020 № 524-ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Помимо Федерального закона от 04.12.2007года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует сказать, что есть и подзаконные акты, которые регулируют правоотношения в сфере физической культуры и спорта. Первыми среди таковых будут Указы Президента РФ. Одними из последних и важнейших можно указать следующие указы: Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и Указ Президента РФ от 28 июля 2014 г. № 533 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», подзаконные правовые акты.[10]
Правительством Российской Федерации была разработана целая федеральная целевая программа, направленная на развитие физической культуры и спорта в РФ. Она указывает на необходимость создания условий для систематических занятий физкультурной и спортом и повысить эффективность системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Эта программа оформлена соответствующим Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы»»[11].
Органом отраслевой компетенции в данной сфере, который издает более четкие и детальные акты в данной сфере будет являться Министерство Спорта Российской Федерации. Оно издает свои акты, которых огромное множество, и каждый из них имеет свою конкретику. Одни затрагивают конкретные виды спорта, одни направлены на выполнение и реализацию каких-либо крупных спортивных мероприятий, третьи затрагивают вопросы аккредитации спортивных учреждений. Среди таких актов можно выделить Приказ Минспорта России от 31.10.2017 № 946 «О коллегии Министерства спорта Российской Федерации», Приказ Минспорта России от 12.12.2017 № 1064 «Об объявлении государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта «серфинг»» и другие приказы.
Не менее важным документом, решающим вопросы проведения государственной политики в области физкультуры и спорта, является утверждённая распоряжением Правительства РФ в 2009 г. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[12]. Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»[13] утверждена новая стратегия, целью которой является формирование основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта.
Что касается вопросов несения ответственности за нарушение законодательства о физкультуре и спорте, то чаще всего при таком нарушении возникает дисциплинарная ответственность (например, за нарушение антидопинговых правил) в соответствии с Трудовым кодексом РФ, однако здесь могут вступать в силу и нормы административного, а иногда даже уголовного права.
Выводы по 1 главе
Отличительной особенностью регулирования отношений в области физической культуры и спорта является широкое использование наряду с правовыми нормами различных правил, вырабатываемых неправительственными некоммерческими организациями. При этом объем нормативного регулирования постоянно возрастает. Это касается как нормативных правовых актов, так и актов указанных организаций. В такой ситуации обостряется проблема соотношения государственного и негосударственного регулирования, поиска оптимального баланса между ними.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере физкультуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все моменты относительно данных социально-культурных категорий. Вопросы в сфере физкультуры и спорта регулируются большим количеством законов, а также различными подзаконными актами, международными договорами и в целом соответствуют ситуации, существующей на данный момент в обществе. Но тем не менее ряд проблем в законодательстве на данный момент всё-таки имеет место.
Говоря о регламентации рассматриваемых отношений на конституционном уровне, нельзя не согласиться с мнением В. И. Журавлёва о целесообразности закрепления в Конституции РФ обязанности государства поддерживать развитие физкультуры и спорта как важнейших сфер общественной жизни.[14]
2. Анализ реализации государственного регулирования деятельности спортивных организаций в Московском регионе России
2.1. Министерство физической культуры и спорта Московской области как участник государственного регулирования деятельности спортивных организаций
Министерство физической культуры и спорта Московской области (далее – Минспорт Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах физической культуры и спорта, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области (далее - государственные органы Московской области).
Минспорт Московской области действует на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Московской области, законов Московской области, актов Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международных договоров Российской Федерации и соглашений Московской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, Положением «О Министерстве физической культуры и спорта Московской области»[15], а также иных правовых актов.
Местонахождение Министерства: Московская область, г. Химки, ул. Маяковского, д.15а.
Минспорт Московской области создано для реализации государственной политики в сферах физической культуры и спорта на территории Московской области.
Основными задачами Минспорт Московской области является:
- укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, гармоничного развития личности, организации физически активного отдыха населения Московской области, эффективного использования объектов физической культуры и спорта на территории Московской области;
- подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Московской области;
- привлечения инвестиций в сферу деятельности Министерства;
- создания и развития рынка услуг в сфере деятельности Министерства и благоприятных условий для удовлетворения спроса потребителей на эти услуги;
- эффективного функционирования государственных учреждений Московской области, подведомственных Министерству, и управления находящимися в собственности Московской области акциями (долями) хозяйственных обществ, ведомственная принадлежность акций (долей) которых установлена Министерству.
В структуру управления Минспорта Московской области входят следующие отделы:
- Отдел анализа и контроля мероприятий программ;
- Отдел учета, статистики и паспортизации спортивных сооружений;
- Отдел организационно-технического обеспечения и эксплуатации;
- Отдел физкультурно-массовой работы;
- Отдел организационной работы и межведомственного взаимодействия;
- Отдел организационной работы и межведомственного взаимодействия;
- Отдел документооборота и работы с обращениями граждан;
- Отдел реализации контрактной системы для государственных нужд;
- Отдел по вопросам государственной гражданской службы, кадров и наград;
- Отдел правового обеспечения и другие отделы.
2.2. Основные направления регулирования деятельности спортивных организаций
В своей деятельности Минспорт Московской области взаимодействует с подведомственными организациями:
- с органами местного самоуправления;
- взаимодействие с негосударственными организациями;
- с федеральными органами власти;
- с Московскими областными спортивными федерациями.
Среди подведомственных организаций Минспорт Московской области можно отметить следующие:[16]
- ГБУ МО «Центр спортивной подготовки по олимпийским видам спорта»;
- ГБУ МО «Центр спортивной подготовки по паралимпийским, сурдлимпийским и неолимпийским видам спорта»;
- ГАУ МО «Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий»;
- ГАУ МО «Центр спортивной подготовки по игровым видам спорта № 1»;
- ГАУ МО «Центр спортивной подготовки по игровым видам спорта № 2»;
- ГАУ МО «Спортивная школа олимпийского резерва по боксу»;
- ГБУ МО «Спортивная школа олимпийского резерва по единоборствам»;
- ГБУ МО «Спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта» и другие.
В категории Спортивные организации в Московской области существует более 139 частных, коммерческих и государственных организаций (Приложение 1).