Файл: Государственное регулирование деятельности спортивных организаций (на примере Московского региона России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного регулирования деятельности спортивных организаций
1.1. Понятие и специфика деятельности спортивных организаций
1.2. Государственное регулирование деятельности спортивных организаций в России
2.2. Основные направления регулирования деятельности спортивных организаций
Минспорт Московской области осуществляет свою деятельность на основании Закона Московской области от 27 декабря 2008 года № 226/2008-ОЗ «О физической культуре и спорте в Московской области» (с изменениями на 22 декабря 2020 года). Закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта в Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.[17]
На основании представленного Закона к полномочиям Минспорт Московской области относятся:
1) обеспечение проведения государственной политики Московской области в области физической культуры и спорта;
2) участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта;
3) разработка проектов законов Московской области для внесения их в установленном порядке в Московскую областную Думу, а также иных нормативных правовых актов Московской области в области физической культуры и спорта;
4) принятие и реализация государственных программ Московской области и ведомственных целевых программ Московской области в области физической культуры и спорта;
5) участие в подготовке программ развития видов спорта в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Московской области в соответствии с Федеральным законом;
6) разработка региональных и межмуниципальных программ развития физической культуры и спорта;
7) создание условий для осуществления инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в Московской области и внедрения достигнутых результатов в практику;
8) планирование расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период в области физической культуры и спорта при разработке проекта бюджета Московской области;
9) организация оказания государственных услуг и управления имуществом, находящимся в государственной собственности Московской области, в области физической культуры и спорта;
11) развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд Московской области и спортивного резерва для спортивных сборных команд Московской области;
12) реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Московской области;
13) создание детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки;
14) оказание содействия интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций;
15) содействие развитию массового спорта, спорта высших достижений;
16) содействие развитию профессионального спорта путем предоставления государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям, основным видом деятельности которых является развитие профессионального спорта;
17) оказание содействия развитию школьного спорта, студенческого спорта;
18) утверждение в соответствии с настоящим Законом порядка формирования спортивных делегаций Московской области;
19) участие в организации мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с федеральным законодательством;
20) наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и другие.
Программа «Спорт Подмосковья» была принята с целью обеспечения возможностей жителям региона систематически заниматься физической культурой и спортом, создания условий для гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи в экономическую, культурную и политическую жизнь Подмосковья, а также обеспечения эффективного разностороннего сопровождения деятельности Министерства физической культуры и спорта Московской области. Первоначальные сроки реализации программы – 2014-2018 годы.
Постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 № 720/36 «О целесообразности сохранения и продолжения государственной программы Московской области «Спорт Подмосковья» на 2017-2021 годы до 2024 года и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 786/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Спорт Подмосковья» на 2017-2021 годы» сроки программы были продлены до 2024 года.
На основании данной программы были достигнуты следующие результаты:
- Введены в эксплуатацию 20 физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе девять по программному обращению губернатора Московской области «50 ФОКов» (Люберецкий, Ступинский, Мытищинский муниципальные районы, городские округа Железнодорожный, Климовск, Реутов, Электрогорск, Электросталь, Лыткарино).
- Обеспечено участие спортсменов-инвалидов, членов спортивных сборных команд Московской области по адаптивным видам спорта в 77 всероссийских и 53 международных соревнованиях.
- Утверждено 23 положения о проведении массовых официальных физкультурных и спортивных мероприятий, организовано и проведено 93 мероприятия.
- Выплачены ежемесячные стипендии 105 лучшим спортсменам и тренерам и 532 спортсменам-членам спортивных сборных команд Московской области.
- Выплачены 37 премий спортсменам и тренерам по итогам выступлений на Олимпийских и Паралимпийских играх, и 343 спортсменам и тренерам по итогам выступлений на чемпионатах и первенствах мира и Европы.
- Проведено 72 мероприятия в рамках укрепления социальной ответственности, профессионального самоопределения и содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи в том числе: молодежный слет «Я – гражданин Подмосковья», «Вахты памяти», фестиваль-конкурс «Журавлиная родина», конкурс молодых семей «Семь+Я», День православной молодежи и иные.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 786/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Спорт Подмосковья» на 2017-2021 годы»
Регулирование деятельности спортивных организаций в Московской области также основывается на следующих документах:[18]
- Приказ министра физической культуры и спорта Московской области от 24.02.2021 № 23-21-П «Об объявлении государственной аккредитации (хоккей на траве)»;
- Приказ министра физической культуры и спорта Московской области от 24.02.2021 № 23-20-П «О государственной аккредитации структурного подразделения (Московского областного отделения) общероссийской спортивной федерации и наделении его статусом Московской областной спортивной федерации по виду спорта «вертолетный спорт»;
- Приказ министра физической культуры и спорта Московской области от 24.02.2021 № 23-19-П «Об объявлении государственной аккредитации (пулевая стрельба, стендовая стрельба)»;
- Распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области от 24.02.2021 № 23-37-Р «О присвоении квалификационных категорий»;
- Распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области от 24.02.2021 № 23-34-Р «О присвоении спортивных разрядов» и многие другие документы.
2.3. Основные проблемы и пути их решения по реализации государственного регулирования деятельности спортивных организаций в Московской области
Проведенный анализ государственного регулирования спортивных организаций показал, что в настоящее время законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере физической культуры и спорта формируется из огромного числа правовых актов, что зачастую усложняет применение норм на практике. Данная ситуация ведет к противоречивости и пробельности права о физической культуре и спорта. В связи с этим, требуется поэтапная систематизация и кодификация законодательства, результатом которой должно стать принятие Кодекса о физической культуре и спорте.
Ни в цитируемых источниках права, ни в других источниках права, подвергавшихся юридическому анализу, не было обнаружено параметров или показателей оптимального состояния здоровья, параметров и показателей угроз состоянию здоровья, обстоятельств, параметров и показателей благотворного влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья.
Прежде всего укажем на то, что материальная база проводимой Московским регионом политики упирается в недостаток финансовых средств, выделяемых как федеральным центром, так и полученных самими субъектами Федерации из бюджетных и внебюджетных источников. Также не всегда средства тратятся эффективно.
Недостаточное финансирование регионального физкультурно-спортивного сектора – общая черта субъектов Федерации, включая те регионы, которые, по мнению специалистов, являются экономически сильными.
Умение региональных руководителей привлечь к финансированию физической культуры и спорта различных субъектов (включая бизнес-сообщества и иностранных инвесторов) – действенная мера, но не выход из сложившегося положения.
По мнению сторонников автономии физкультурно-спортивной сферы, в субъектах РФ назрела необходимость переосмысления экономического механизма реализации государственных задач в физической культуре и спорте. Помимо законодательно объявленной свободы в управлении спортивной инфраструктурой требуется соответствующая свобода при управлении материальными ресурсами.
Совершенствование системы управления в сфере физической культуры и спорта находится в фокусе внимания Президента и Правительства РФ. Так, Президент В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации не раз отмечал, что развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь – духовным и физическим здоровьем нации. Владимир Путин в своем обращении к участникам и гостям VI Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» заявил, что развитие физической культуры и спорта в стране входит в число национальных приоритетов. «В России развитие физической культуры и спорта – в числе национальных приоритетов. Страна строит современную, удобную спортивную инфраструктуру. Все большей популярностью пользуются массовые мероприятия и возрожденный комплекс ГТО. Особую роль здесь играют регионы, муниципалитеты, поскольку путь к успеху, победам и рекордам начинается с дворовых спортивных площадок, с районных детско-юношеских сессий и любительских клубов».
Важнейшая задача государственной политики в сфере физической культуры и спорта – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Кроме финансовых и имущественных проблем, о чём речь шла выше, в регионах наблюдаются: неудовлетворительный уровень культуры здорового образа жизни, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд, несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, недостаточное количество профессиональных спортивных кадров. Как правило, они обозначены на федеральном уровне и решаются совместно с федеральным центром, при этом преимущество в осуществлении мероприятий физкультурно-спортивной политики отводится именно субъектам Федерации. Указанные негативные стороны физкультурно-спортивной сферы в определённой степени признаны на общегосударственном уровне, а также получили своё отражение в политике региональных властей, в чём прослеживается согласованная позиция центрального правительства и отдельных территорий по общему вектору развития совместных действий в этой области.
Поддерживая точку зрения В.В. Гриб и С.В. Алексеева[19], следует также отметить, что поскольку на сегодняшний день развитие спорта становится одной из основных сфер общественного сотрудничества в стране, центральное место в котором отведено Общественной палате Российской Федерации, объективно назрело создание в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан. Аналогичное предложение, и его реализация будут вполне уместными также на уровне субъектов Российской Федерации.
Выводы по 2 главе
Таким образом, в заключение второй главы работы можно сделать следующие выводы.
Задачи по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации решаются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом межведомственного подхода.