Файл: Теории происхождения государства (Теории происхождения государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
Введение
Чтобы понять сущность и особенности существующих государств, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин, несомненно, был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего [9, с.115].
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.
Целью написания данной курсовой работы является по возможности системное изучение традиционных теорий происхождения государства и права, рассмотрение их специфических особенностей и определение их места в теории происхождения государства и права.
Задачи при этом нужно решить следующие:
1. Рассмотреть основные теории происхождения государства и права, не связанных с материалистическим пониманием истории
2. Проанализировать основные теория происхождения государства и права, связанных с материалистическим понимание истории
3. Определить наиболее существенные особенности каждой из рассматриваемых теорий.
В качестве предмета настоящей работы выступает изучение особенностей каждого из типов государства, выделение существенных признаков, отличающих одно государственное образование от другого.
Глава 1. Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории
Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. [3, с.40] Основные признаки:
1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.
2) население. Данный признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.
3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии не нарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальность - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогатива - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличие специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация.
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств, и другие [20, с.46].
1.1. Теологическая теория
Теологическая теория - учение о боге. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флорэ.
Это учение является одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Особенность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти. Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Наиболее яркий представитель этой теории, святой католической церкви Фома Аквинский утверждал, что «все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу» [4, с.26].
Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.
Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки веков [10, с.12].
Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей — все это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Он особо настаивает на необходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли начальников, которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, одним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а властитель — для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать... Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей. [13, с.24]
В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. [14, с. 35]
Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она защищает идеи неприкосновенности государства, необходимость всеобщего подчинения воле государства как власти Бога, но в то же время само государство зависит от воли божественной, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, т.е. это в конечном итоге вопрос веры [7, с. 40-42].
Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.
Однако она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.
Патриархальная теория
Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Фильмер.
Создатели этой теории сосредоточились на древней Греции. Процесс создания государства в древней Греции был другим. На холмистой местности Греции злаки не росли хорошо, но можно было разводить мелких животных. Когда население росло, нужно было думать о новом источнике пищи. Люди обратили свое внимание на море. Оно приносило им немного еды. Но, прежде всего, море позволило наладить отношения с Египтом и Западной Азией, обменяться продуктами, доступными с людьми, которые там жили. Было очень важно эффективно организовать наше производство и умело выстраивать отношения с соседями по региону. Как мы знаем, этим занимались старейшины, руководители советов старейшин, поэтому вожди, которые по мере роста населения становились королями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства прошел как патриархальный тип, например, по типу роста родственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всей нации.
Почему эта теория была необходима? Для того, чтобы показать, что власть монарха, какой бы серьезной она ни была, священна, как и сила отца. Отец может наказать сына, избить его, но он отец, и к нему нужно относиться с уважением. То же относится и к монарху [7, с.32].
Как и теологическая теория, патриархальная была направлена на оправдание неограниченной власти короля, монарха, но источники этой власти больше не видели в его божественном происхождении, а в тех формах семьи, в которых существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Эта теория зародилась в Греции, обоснование было первоначально основано на трудах Аристотеля, но оно развилось в 17 веке в творчестве английского ученого Роберта Филмера, сторонника неограниченной королевской власти, основанной на Библии. В работе «Патриархат или естественная сила короля» утверждал, что власть королей исходит непосредственно от предка человеческого рода - Адама. Следовательно, государство вообще не появляется в результате общественного договора, заключенного свободными, равноправными лицами и который может быть расторгнут при определенных условиях. Суверен не назначен, не избран и не свергнут подданными, потому что все они - его дети. Согласно Филмеру, монархическая власть, которая исходит от Бога (через Адама), как правило, не подчиняется человеческому закону [2, с.18].
Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк в произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.), критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, заметил, что, либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия [2, с.40].